Бегомльская история: церковный суд «по понятиям»?

27 марта 2020 Ахилла

В нашу редакцию пришло письмо от прихожан храма Всех Святых г.п. Бегомль (Беларусь). В этом письме рассказывается история церковного суда над бывшим настоятелем прихода, священником Валерием Тимковым, обвиненным в прелюбодеянии и лишенным сана, а также рассказывается о том, как прихожане пытаются отстоять своего любимого пастыря.

***

Путь, приводящий к разделению, столкновению мнений, ненавистничеству порождает самые низменные черты в обществе и в каждом отдельном человеке, безусловно приводя его к душевной погибели. Такой путь без сомнения носит антихристианский характер и определяет вектор движения целого общества на ближайший период. Если это вовремя не понять, процессы могут стать необратимыми и тогда нам никто уже не сможет помочь. Это как заболевание, вовремя не обнаруженное или недостаточно хорошо пролеченное, становится в лучшем случае хроническим. К сожалению, такое положение просматривается сегодня и в церковной жизни. Общество ожидает от церкви гораздо большего, нежели то, что она может предложить в качестве альтернативы современному образу жизни. Прежде всего, речь идёт о той самой чистоте церкви на фоне всего безумия, которое приходится наблюдать в реальной жизни. Вместо этого общество регулярно получает от церкви порции разочарований, влекущих за собой недовольство и недоверие к этому институту. Разоблачения, компроматы, всевозможные дурно пахнущие истории как будто преследуют современную церковь, направляя и без того не разборчивое общество не «к», а «от».

Ещё одним негативным фактором происходящего в современной церковной жизни может быть абсолютная недальновидность отдельных представителей правящей церковной «верхушки». Примеров этому множество. Одним из них является «бегомльская история».

5 декабря ушедшего года в Минске прошло очередное заседание Священного Синода БПЦ, который «рассмотрел текущие вопросы жизни Белорусской Православной Церкви и принял ряд решений».

Как стало известно, этот Высший орган, в частности, обсуждал вопрос по ситуации, сложившейся вокруг небольшого прихода в г.п. Бегомль Витебской области. Казалось бы, какое дело Синоду БПЦ до провинциального прихода? Народная мудрость говорит, что «дыма без огня не бывает». Огонь — это «крик о помощи» верующих к белорусской церковной администрации, который уже более года «звенит в ушах» целой страны, а также за её пределами. Получается, что все решения, принятые на Синоде БПЦ в отношении прихода в Бегомле, являются продолжением всей истории, сложившейся после беспрецедентного удаления с прихода его прежнего настоятеля иерея Валерия Тимкова в конце 2018 года. Какие это были решения?

Со слов нового епископа Полоцкого и Глубокского Игнатия (и это подтвердил 8 декабря 2019 года назначенный в бегомльскую церковь второй священник), на заседании Синода БПЦ было принято решение о роспуске, а по сути, изгнании из Приходского собрания храма Всех Святых г.п. Бегомль самых деятельных и активных членов прихода. Причиной этому было названо нарушение этими людьми «единства прихода и его принадлежности к Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви». В связи с этим, тем же священником в тот же день в бегомльском храме был озвучен соответствующий Указ епископа Игнатия от 03.12.2019 г. № 66. Для того чтобы скрыть факт обсуждения этого вопроса на Синоде БПЦ, документ был подписан новым епископом задним числом. Стало известно, что в церковной практике оформление задним числом — это частое и нормальное явление, особенно когда это «выгодно».

Сохраняя единство прихода, Приходское собрание по Уставу религиозной организации занимается, в том числе, «сохранением и преумножением церковного имущества», которое приобреталось за средства неравнодушных людей, без участия руководства Полоцкой епархии и в целом руководства БПЦ. Неумело «расправившись» с бегомльским священником, церковное руководство, как станет понятно, занималось более года лишь спасением собственной репутации и участвовало в захвате того, что долгие годы собиралось, сохранялось и преумножалось священником и его прихожанами.

храм в г.п. Бегомль

Как ни странно, самые смелые и достойные люди, до сих пор защищающие своего священника, стали «камнем преткновения». До сегодняшнего дня церковное руководство так и не смогло опуститься до уровня простых верующих, найти время для встречи с ними. О какой справедливости и христианском диалоге может идти после этого речь? Какому христианскому Богу и какому народу служат современные епископы, если для простых людей у них нет ни места, ни времени?

В отстаивании своих интересов за единство, правду, справедливость, людей выставили, по сути, «раскольниками» («Обращение от прихожан и Приходского собрания к епископу Полоцкому и Глубокскому Игнатию от 14.10.2019 г.»).

Приводим текст письма, в котором эти «раскольники» поздравляли епископа Игнатия с назначением на Полоцкую кафедру и просили его, как семь месяцев подряд просили бывшего архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, приехать к ним. Как говорится в обращении, делают это они для того, чтобы вместе разобраться в сложившейся ситуации, совместными усилиями сохранить единство, восстановить мир и радость на приходе («Обращение от прихожан и Приходского собрания к епископу Полоцкому и Глубокскому Игнатию от 04.09.2019 г.»).

С такой же просьбой люди обращались к епископу и в следующем своём письме, когда присланные священники, с согласия епископа Полоцкого и Глубокского Игнатия, запретили зачитывать официальные ответы верующим из Московской Патриархии («Обращение от прихожан и Приходского собрания к епископу Полоцкому и Глубокскому Игнатию от 29.09.2019 г.»). Самое странное, что новый полоцкий епископ, вместе с ответами из Московской Патриархии, запретил озвучить в храме единственный и, как оказалось позднее, противоречивый ответ верующим от самого себя. В этом ответе епископ Игнатий обещает при посещении Докшицкого благочиния встретиться с прихожанами храма Всех Святых г.п. Бегомль. С момента его назначения прошло семь месяцев, а в Докшицком благочинии епископ был уже несколько раз — в начале декабря прошлого года и совсем недавно, 13 марта 2020 года.

О каком «нарушении единства» или «расколе» со стороны бегомльских верующих может идти речь, если во всех своих обращениях и просьбах они проявляют заботу о единстве Церкви Христовой, о храме, о приходской жизни, взывая к христианской любви, добру, совести и справедливости? («Обращение от прихожан и Приходского собрания к епископу Полоцкому и Глубокскому Игнатию от 19.10.2019 г.»)

Последнее письмо от прихожан написано правящему архиерею 11 ноября 2019 г. с просьбой остановить все разделения на приходе, к которым их постоянно подталкивают. Люди просят вернуть мир в свои дома и сердца, который они потеряли после «полоцкого Шемякиного судилища» 14 декабря 2018 г.

Прошло более года. За это время с верующими людьми не встретился ни один полоцкий епископ, призванный осуществлять не дистанционный надзор и управление, а самый непосредственный, с полной отдачей самого себя.

А вот ещё один интересный пример того, как некоторые современные служители алтаря «сохраняют» единство Православной Церкви, делая это «по закону христианской любви», «совести» и «справедливости». Назначенные вместо иерея Валерия Тимкова священники написали по указанию полоцкого церковного начальства два заявления в милицию о якобы «пропаже» у них приходских регистрационных документов и печати. Проверка по этим заявлениям длилась более двух месяцев. Её результатом стала обыкновенная отписка («Ответ из Докшицкого РОВД от 02.12.2019г.»). Воспользовавшись этим «жестом», назначенный новый настоятель иерей Александр Толерёнок быстро изготовил дубликат приходской печати, а также успел обратиться за помощью в Витебский облисполком с просьбой восстановить «пропавшие у него» документы.

Прихожане храма Всех Святых г.п. Бегомль приводят свои коллективные встречные заявления в милицию, на которые, кроме упомянутой отписки в адрес одного человека, они так и не получили ясного ответа («Заявление в РОВД от 14.11.2019 г.», «Заявление в РОВД от 24.11.2019 г.»). Эти документы подтверждают факт наличия у Приходского собрания церковной печати и документов, доказывают ложность заявлений назначенных священников, а также неуместность милицейской проверки по этим заявлениям.

Напомним, 14 декабря 2018 года с этого прихода был удалён настоятель иерей Валерий Тимков. Тогда его обвинили в «отношениях» с женщиной, проживающей за сотни километров от Бегомля. Как ни странно, произошло это сразу после завершения строительства нового храма в Бегомле и его освящения 18 ноября 2018 года. Вместе с активными прихожанами и спонсорами, тогда был награждён и сам иерей Валерий Тимков (https://cloud.mail.ru/public/UMkU/DtoUYF5kX, https://cloud.mail.ru/public/4gT2/47vRZ4Fyt, https://cloud.mail.ru/public/5yJ9/3U9nEnWmk).

священник Валерий Тимков

Через пару недель Церковный суд Полоцкой епархии, предъявив уважаемому священнику бездоказательное обвинение в «прелюбодеянии», вынес «за спиной», вместе с бывшим архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием (Бильченко), самый суровый приговор. Иерей Валерий Тимков, настоятель прихода храма Всех Святых г.п. Бегомль, был лишён священного сана. Обо всех подробностях полоцкого «судилища» можно узнать из различных источников, в том числе либерально-оппозиционных СМИ, так как другой альтернативы, по понятным причинам, у простых людей не было (https://news.tut.by/society/621361.html; https://news.tut.by/society/626784.html; https://belsat.eu/ru/news/kleveta-pod-diktovku-na-vitebshhine-svyashhennika-obvinyayut-v-razvratnyh-otnosheniyah-s-zhenshhinoj-podklyuchilas-militsiya/; https://belsat.eu/ru/news/kak-zhiteli-begomlya-vzbuntovalis-protiv-polotskoj-eparhii/; https://belsat.eu/ru/news/mitropolit-skazal-vy-vse-pod-ugolovnym-delom-hodite-bpts-pytaetsya-zadushit-bunt-v-begomle/; https://news.tut.by/society/637499.html; https://belsat.eu/ru/news/brat-poshel-na-brata-sovsem-kak-v-ukraine-veruyushhie-v-begomle-postanovili-zakryt-tserkov-v-znak-protesta, https://news.tut.by/society/645179.html).

О допущенных полоцким церковным судом нарушениях свидетельствуют документы, которые далее будут представлены. Так верующие начали искать, как оказалось, «иголку в стогу сена» БПЦ.

То, что происходило далее, не укладывается в рамки обычного представления о Церкви, христианской морали и просто человечности. Несмотря на то, что иерей Валерий Тимков подал апелляционную жалобу на решение полоцкого церковного суда, а суд Экзархата второй инстанции ещё не состоялся, со стороны белорусской церковной администрации, при поддержке государственных органов, началась активная пропаганда того, что иерей Валерий Тимков уже не является священником.

Чтобы в этом убедиться, можно сравнить документы из БПЦ (https://cloud.mail.ru/public/3S23/3mjtNc9XT, https://cloud.mail.ru/public/42pU/bMyWfsWqt) и Московской Патриархии, частью которой она является (https://cloud.mail.ru/public/6FNi/eQix1C6uv, https://cloud.mail.ru/public/356w/4yV2R4gBP, https://cloud.mail.ru/public/4HvN/54uEUy48D, https://cloud.mail.ru/public/f4hi/TpZRezQhv).

«По понятиям» рассматривались и все обращения в Полоцкую епархию за подписями многих сотен человек, в высшие органы управления БПЦ. На протяжении года они аккуратно складывались «под сукно», на них никто не отвечал.

Неравнодушные прихожане создали комиссию по независимому расследованию всех обстоятельств, связанных с обвинением священника Валерия Тимкова. Изучив все имеющиеся материалы, комиссия пришла к выводу о невиновности священника и о допущенных нарушениях церковным судом Полоцкой епархии. С результатами работы комиссии верующие храма Всех Святых были ознакомлены на Приходском собрании 31 марта 2019 года («Протокол № 14 от 31.03.2019 г.», «Статьи и пункты Положения о церковном суде, нарушенные судом Полоцкой епархии и архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием в ходе судебного процесса 14.12.2018 г.»). Эти и другие документы были представлены митрополиту Минскому и Заславскому Павлу на встрече с представителями прихода 11 апреля 2019 г.

Сразу после Приходского собрания от 31 марта 2019 года верующими было принято решение написать Открытое письмо митрополиту Минскому и Заславскому Павлу (https://cloud.mail.ru/public/2LY1/2ziEyBGJj, https://cloud.mail.ru/public/2n7A/TrNLmWHtc; Протокол № 14 от 31.03.2019 г. Приходского собрания и церковно-приходской комиссии) и в суд Экзархата БПЦ о невиновности иерея Валерия Тимкова, написать обвинительный документ в адрес священников, которые своими грязными доносами-допросами инициировали судилище над братом, обратиться в СМИ и рассказывать правду. Церковно-приходская комиссия доказала, что их настоятеля оклеветали, а дело с «отношениями» неумело сфабриковано.

Верующие выражали уверенность, что их просьбы будут услышаны. Как стало известно позднее, Открытое письмо от прихожан и членов Приходского собрания от 31 марта 2019 года, а также обращение к Священному Синоду БПЦ от 15 апреля 2019 года о невиновности священника на Синоде БПЦ 16 апреля 2019 года не рассматривались. Об этом сообщили верующим из канцелярии Белорусского Экзархата 19 апреля 2019 года.

В сам процесс с каждым днём вовлекалось всё большее количество людей. Дело священника Валерия Тимкова о церковном правонарушении, которого, как выяснила церковно-приходская комиссия, не было, стало выходить за рамки, установленные Положением о церковном суде РПЦ. Священников и простых верующих все семь месяцев обзванивали, наводили справки, задавали вопросы, уточняли, допрашивали. Отдельные вопросы у БПЦ возникали и возникают к тем, кто оставил свои подписи в защиту священника, кто писал письма в его поддержку. Все понимали, что идёт сбор «нужной» информации. Давление со стороны Полоцкой епархии на прихожан и членов Приходского собрания с каждым днём нарастало. Как ни странно, поддержку в этом официальному руководству БПЦ оказывали государственные структуры.

Сам архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, который в 2002 году рукоположил, а через шестнадцать лет принял решение о лишении иерея Валерия Тимкова священного сана, нашёл время для встречи с бегомльской оппозицией с целью добычи слухов и дальнейшего «инструктажа». Лживые сведения, полученные архиепископом, волшебным образом превратились в новые обвинения в суде Экзархата. Совершенно нелепо выглядела встреча 19 апреля 2019 года в окрестностях Бегомля людей в рясах с представителями от оппозиции, прячущихся от любопытных людских взоров. Как стало известно, это были сотрудники Контрольно-аналитической службы при суде БПЦ (КАС) архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия, направленные архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием в Бегомль для получения так необходимой аппарату Церковного суда БПЦ «выгодной» информации.

Из-за отсутствия реальных фактов для обвинения иерея Валерия Тимкова в «отношениях» были сорваны все апелляционные сроки по делу, многие месяцы шли допросы, в отношении доброго, умелого и талантливого священника инициировались уголовные и административные процессы, собиралась информация обо всей его жизни по линии МВД и других государственных служб.

Следует напомнить, за моральную поддержку священника Валерия Тимкова и его семьи 8 марта 2019 года лишили должности благочинного уважаемого народом протоиерея Георгия Мелешко, настоятеля Прихода Покрова Пресвятой Богородицы г. Докшицы. Пострадали и другие священники на разных приходах.

Апелляционный суд обязан рассматривать документы, находящиеся в деле первой инстанции. Ст. 52 Положения о церковном суде РПЦ утверждает, что Церковный суд второй инстанции должен оценить все материалы и доказательства, представленные в суд первой инстанции и вынести своё решение.

Представители суда второй инстанции Экзархата вначале подтвердили, что Церковный суд будет проходить только в рамках апелляции священника. КАС при этом тщательно собирала (https://cloud.mail.ru/public/2fNq/58bP5caMt, https://cloud.mail.ru/public/4W5j/4s2pTFAda, https://cloud.mail.ru/public/5tcY/4Q4eR8FdW; https://cloud.mail.ru/public/akyJ/4diQj41K2) любую информацию, направленную против иерея Валерия Тимкова. Таким образом, эта служба суда БПЦ «шила» новое дело, добывая «доказательства», не выбирая средств. Делалось это, естественно, только для последующего осуждения.

Апелляционная инстанция обязана подтвердить или снять обвинения в рамках конкретного дела, с изучением только имеющихся материалов, так как это есть пересмотр решения суда первой инстанции. Каким законом руководствовался Церковный суд БПЦ, начиная новое расследование, которое продолжалось более семи месяцев? Кому нужна была эта волокита? Зачем нужно было подключать против верующих и достойного человека и пастыря всю мощь церковного и государственного аппарата, используя методы НКВД?

Само судебное заседание Высшего суда БПЦ состоялось 8 июля 2019 года в Жировичском Свято-Успенском монастыре. В нём приняли участие: председатель Церковного суда, архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; заместитель председателя Церковного суда, епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; протоиерей Сергий Мовсесян, секретарь Церковного суда; иерей Александр Шелест, судья. Всего четыре человека.

Поддержать священника приехали практически все члены Приходского собрания, а также многие верующие. Было странно видеть служебный автомобиль Слонимского РОВД, более десяти часов дежуривший около легковушек из Бегомля, прямо напротив входа в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Номера бегомльских автомобилей сфотографировал начальник охраны и личный водитель архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия, который так и представился. Всем приехавшим в святую обитель, чтоб поддержать осужденного священника, за целый день не предложили не только чая, но и просто присесть. Приехавшие за четыреста километров, голодные, они ютились, где придётся, десять часов (https://cloud.mail.ru/public/3Fjx/58dgEXnSR, https://cloud.mail.ru/public/2gFT/aoHNUcQ4H, https://cloud.mail.ru/public/t8D5/3acN4U19W, https://cloud.mail.ru/public/XGa3/2MnuQZhnD, https://cloud.mail.ru/public/5eAV/3uH3opamc).

Уже по самому вызову в Церковный суд БПЦ от 2 июля 2019 года можно судить о том, что иерея Валерия Тимкова ожидали не только для рассмотрения его апелляционной жалобы от 25 декабря 2018 года. Сама апелляционная жалоба была подана на решение Церковного суда Полоцкой епархии от 14 декабря 2018 года по обвинению «в блудных отношениях», которое и стало тогда причиной извержения иерея Валерия Тимкова из священного сана. Других обвинений Церковные суды первой и второй инстанции БПЦ ранее ему не предъявляли. Таким образом, Церковный суд в Жировичах, был, по сути, повторением полоцкого «Шемякиного судилища». Тогда священника вызвали на Церковный суд под предлогом рассмотрения его прошения на отпуск, лишив его, таким образом, основного права на собственную защиту.

На основании нормативных документов, регулирующих деятельность Церковных судов, дополнительное расследование может проводить только суд первой инстанции, но никак не КАС при суде второй инстанции, которая в данном конкретном случае является технической поддержкой Церковного суда и не более того. В Уставе БПЦ и нормативных документах, регулирующих деятельность Церковного суда второй инстанции, канонически не прописаны действия и полномочия КАС при суде БПЦ. Согласно «Разъяснению Высшего Общецерковного суда РПЦ о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел» от 4 февраля 2014 года п. 4, КАС уполномочена осуществлять сбор и предварительную оценку доказательств по делу, предоставляемых заявителем. В случае с иереем Валерием Тимковым это бывший муж женщины, в «отношениях» с которой его обвиняли, то есть исключительно в рамках апелляционной жалобы священника. Церковный суд второй инстанции имеет право на оценку и исследование уже имеющихся материалов, предоставленных судом первой инстанции, но никак не на сбор дополнительной информации и проведение дополнительного расследования.

Суд второй инстанции Экзархата при содействии КАС давал запросы в различные инстанции, проводил проверки по недостоверной информации недоброжелателей священника, инициировал разбирательства. Делалось это, в том числе, с поддержкой МВД РБ, а также других компетентных органов (налоговая и т.д.), что запрещено Положением о церковном суде как БПЦ, так и РПЦ (ст. 15 п. 1 — Церковный суд направляет запросы для получения доказательств только в канонические подразделения РПЦ).

Документы, регламентирующие деятельность и полномочия КАС при Церковном суде БПЦ, в открытом доступе отсутствуют. Получается, КАС — это «секретно-разведывательная служба» при суде Экзархата, полномочия которой не узаконены никакими церковно-синодальными документами, действующая «по понятиям» и по благословению высшего церковного руководства. КАС волшебным образом входит в аппарат Церковного суда Экзархата. Как ни странно, в её составе работает бывший начальник отделения уголовного розыска города Слоним Гродненской области Мороз С.В. (1996-2001 гг.). Этот же бывший сотрудник милиции в настоящее время является заместителем председателя Новогрудского епархиального суда, что вообще противоречит всем церковно-правовым нормам.

Как стало известно, проверки в отношении священника Валерия Тимкова проводились «по звонку» бывшего министра МВД, который вместе с упомянутым бывшим начальником уголовного розыска, а ныне заместителем председателя церковного суда Новогрудской епархии и сотрудником КАС, был в числе первого выпуска Академии МВД РБ («Слонимский вестник»: «Линия жизни» майора Мороза 30-31/2016 от 23.03.2016 г.; «Всегда на страже» http://www.slonves.by/?p=1584, http://www.slonves.by/2013/10/vsegda-na-strazhe/. По понятным причинам эти ссылки на статьи пера Игоря Прокофьева в настоящее время НЕ РАБОТАЮТ, а точнее — УДАЛЕНЫ). Здесь предоставлены копии этих статей (https://cloud.mail.ru/public/349U/4mrLNodL6, https://cloud.mail.ru/public/4TfF/2TQ7SqqHE). До архива публикаций СМИ Беларуси «длинные руки» из милиции добраться не смогли, а может, забыли («Слонимский вестник» «„Линия жизни“ майора Мороза» 30-31/2016 от 23.03.2016 г.). Эта статья о связях братьев Морозовых (сотрудников Слонимского РОВД) с бывшим министром МВД РБ.

При подготовке к Церковному суду БПЦ использовались похожие, отработанные годами в застенках НКВД, методы. Все документы сортировались судом на «свой лад», под себя.

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, председатель Церковного суда БПЦ и хороший друг архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, вместе с КАС располагали, до снятия с должности бывшего министра МВД, безграничными полномочиями. В отсутствие конкретных заявителей, невзирая на сроки давности и прочее, они могли делать запросы в различные инстанции, силовые структуры, проводить проверки, инициировать уголовные и административные дела в отношении не только иерея Валерия Тимкова.

Как один из примеров — приезд в Бегомль 25 марта 2019 года «больших звёзд» из областного центра сразу после того, как начался народный «поход за правдой». Без предъявления соответствующих документов сотрудники милиции провели ряд проверок в отношении священника Валерия Тимкова, в том числе с осмотром личного недвижимого имущества.

Об этом свидетельствует и работа полоцкой «дисциплинарной комиссии», созданной по распоряжению архиепископа Полоцкого и Глубокского и проводившей допрос женщины в г. Новогрудок 14 декабря 2018 года в рабочее время на государственном предприятии. Представители БПЦ, вошедшие в состав этой комиссии (секретарь Новогрудской епархии протоиерей Анатолий Герасимук, секретерь Полоцкой епархии протоиерей Александр Петлицкий, протодиакон Геннадий Малеев, протодиакон Андрей Скобей), как выяснилось, использовали при допросе женщины различные способы психологического давления и запугивания. В Положении о церковном суде РПЦ говорится, что факты, добытые ложным, нечестным путём, лицами без полномочий, не могут использоваться церковными судами (ст. 13. п. 6). Об этом говорится также в гражданском и уголовном законодательстве.

Церковный суд БПЦ, сняв обвинение «в прелюбодеянии», осудил иерея Валерия Тимкова незаконно и обошёлся с ним предвзято. Теперь понятно, что у отдельных представителей БПЦ была уверенность, что в ходе милицейских и иных проверок в отношении бегомльского священника будет возбуждено уголовное или, по крайней мере, административное дело. В таком случае у Церковного суда БПЦ будут конкретные основания оставить решение полоцкого суда первой инстанции без изменений — лишить уважаемого народом священника сана.

Как оказалось, все проведённые по линии МВД РБ и других компетентных органов проверки были бессмысленными. Они свидетельствуют о невиновности бегомльского настоятеля в предъявленных ему новых обвинениях. Церковный суд БПЦ должен был принять эти доводы, так как они, согласно Положению о церковном суде БПЦ (ст. 14 п. 3), являются неоспоримыми (имеются документы и постановления из РОВД).

Этими и многими другими фактами подтверждается предвзятость Церковного суда БПЦ в лице его председателя архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. О недоверии к этому суду верующие неоднократно заявляли Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, Священному Синоду БПЦ и в другие церковные и государственные инстанции.

Главное, надуманное и за два дня неумело сфабрикованное обвинение в «блудных отношениях», из-за которого пострадал священник, и которое продолжительное время обсуждала общественность, развалилось. Верующие из Бегомля с самого начала заявляли о невиновности иерея Валерия Тимкова по проведенному независимому церковно-приходскому расследованию.

Сам Высший Церковный суд БПЦ по делу об извержении из священного сана состоялся не в полном составе, что является грубым каноническим нарушением (ст. 25 п. 6; ст. 29 п. 1 Положение о церковном суде БПЦ).

Какой статьёй Положения о церковном суде прописана возможность судить человека без заранее предъявленного обвинения — «вслепую»? Кто дал право Церковному суду ограничивать права граждан на их свободу, на собственную защиту, добывать сведения без согласия лиц, разглашать тайну личной жизни, выносить тайну исповеди на суд? Это является нарушением не только церковных, но и конституционных прав граждан.

Верующие столкнулись с двумя «судами»: один «по понятиям» — архиепископа Полоцкого Феодосия (Бильченко), второй «по понятиям» — архиепископа Новогрудского Гурия (Апалько).

Стоит напомнить, что уважение к человеческому достоинству в православном понимании проявляется не только на словах о правах человека, а на деле — делами любви и милосердия, даже к врагам.

Все добрые люди искренне переживают за судьбу иерея Валерия Тимкова, его семьи и прихода, верят в высшую справедливость, в том числе, как стало известно, и иностранные граждане.

В настоящее время готовится пересмотр дела в Общецерковном суде РПЦ.

Фотографии для tut.by предоставлялись приходским собранием

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: