Не имеем мы права оставлять Его во гробе
6 мая 2020 батюшка М
Здравствуйте, дорогие! Спасибо, что еще со мной. Пасха 2020 уже наступила, но, как мы знаем, особо отмечается 40 дней. Долго не мог собраться с мыслями, написать «послание», и вот, наконец, решился.
Для меня эта Пасха особая не только из-за ковида и его трагических, смертоносных последствий. Для меня она еще и некий временной рубеж — юбилей моей церковной жизни, сопряженный с серьезнейшим внутренним кризисом: болезненный до крови развал семьи и, как следствие, уход за штат, переосмысление многих привычных ответов.
Все это время мне хотелось быть честным с людьми, с самим собой, с Богом, со святыми, с ангелами (ой как пафосно). И вот, как я писал ранее, эта старая добрая Новость-С-Большой-Буквы оставалась для меня, положа руку на сердце, очень непонятной. Как это — Христос воскрес? И я всегда думал, вот эти люди, что кричат «Воистину воскресе!», они правда всем сердцем в это верят, чувствуют это или просто по традиции кричат? Или, может, потому, что боятся усомниться (чем громче кричишь, тем увереннее себя чувствуешь)? Много вопросов. Ведь со смертью, с болью, со страданиями мы сталкивается регулярно, но с событием такого масштаба? И почему Евангелие весьма скудно раскрывает нам подробности воскресения Иисуса? Почему Иисус после этого будто даже прятался и от самих апостолов, очень странно себя вел: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24:31)?!
А куда Он делся потом? Улетел?.. А что это дало людям, кроме надежды?.. Очень, очень много вопросов.
Первой пасхальной ночью сего года мы с одним близким человеком рассуждали на эту загадочную тему. Он поделился вот такими мыслями:
«Знаешь, насчет пасхальной радости. Я поняла вот на днях, что она не должна быть такой, слишком радостной, что ли. Она со страхом, с трепетом, с непониманием даже. Вот, у тебя же нет знакомых, кто бы воскрес? Как это происходит? Может, это довольно непросто. Хотя мы и верим, и доверяем Писанию. Но все, кто впервые услышал об этом (а мы каждый год, как впервой встречаем), очень испугались. Может, такая она, пасхальная радость?»
Действительно, ученики сидели в страхе, в непонимании, растерянности. Они не поверили женщинам, которые сообщили им о воскресении. Петр с Иоанном, предположу, что преодолевая естественный страх быть схваченными, сами побежали посмотреть… А вот Фома. Он и вовсе не поверил всем, вместе взятым.
Кстати, о Фоме. Не был он неверующим. Евангелие рассказывает о нем скорее как о человеке нелегковерном, но преданном Христу. Вспомним:
«После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? … Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:7-8,16).
Фоме было важно убедиться, прочувствовать самому эту странную, даже в чем-то глупую, на первый взгляд, новость.
Вот и мне все же хочется, искренне хочется прочувствовать, по-настоящему уверовать в Иисуса воскресшего. Не имеем мы права оставлять Его во гробе, какой бы странной нам ни казалась вся эта мистическая сторона Евангелия. Не можем мы «забрать» только этику. Наверное, здесь уместно вспомнить о том самом пресловутом смирении. Настоящем. То есть с миром в сердце принять нашу ограниченность в познании, наш ограниченный жизненный опыт и все же с благоговением, трепетом и удивлением сказать друг другу эту пусть и непонятную, но настойчивую апостольскую весть:
Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!
Иллюстрация: Эжен Бюрнан «Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко Гробу после Воскресения»
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)