Плюшевый дракон-шаман из нутра и президент в красной рубашечке
1 июня 2020 Дитрих Липатс
Вот писатель был русский: Василий Шукшин. Провидец прямо, пророк. «А как вы относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах севера?» — спрашивает у него хитрый мужичок Глеб в рассказе «Срезал».
Такого не выдумаешь, такое только услышишь. В самой глубине, в самой гуще народной, среди тех, о ком Борис Можаев стишок приводит: «И лист осенний падает, и дождь как из ведра, но нас природа радует, мы вышли из нутра».
Лет пятьдесят уж прошло, как Шукшин рассказ тот написал. Посмеялись все мы тогда над мужичком-чудиком, да и забыли. Нет такой проблемы — согласились. А шаманизм-то, и тут! Проблема. Да еще какая!
Про Путина и Распутина только разве что ленивый не шутил. А то и правда: у царя Николая Распутин прям занозой сидел. На нем, на Гришке, царь считай и погорел. Погнал бы вовремя, глядишь, до сих пор бы его внучата, Романовы, Россией правили.
А над Путиным-президентом шаман этот, новоявленный, серьезнейшей угрозой завис. Иначе и не объяснишь, почему шаманом этим, нехристем, так особые службы заняты. Пишут в Интернете, что некий спец из Мексики к Путину приезжал, нашего шамана обезвредить, да облом какой-то вышел. Не смог тот маг ничего сделать, обратно подался. Пишут также, что любит Путин зверей всяких хомутать — силу их на себя перекачивать, пишут, что охрана Путина не разрешает по коридорам проходить, пока след их подопечного там не простыл. Немало всякого невероятного можно на просторах сети про оккультизм лидера России почитать.
А что ж тут не запереживать, не обеспокоиться? Шамана-то этого вражьи силы Бог знает как могут использовать. Помните? В «Незнайке на Луне». Вылезает Незнайка в скафандре из автомобиля, толпа ревет, вдруг прорывается сквозь оцепление какая-то егоза, Незнайке плакатик в руки сует, и на фотку его — хлоп… А на плакатике: «Жалеть не будут коротышки и не потратят деньги зря, коль будут покупать коврижки конфетной фабрики Заря». Прям фея маркетинга, только учись.
Так и шаману подобный плакатик в руки можно. Какой? Матронушку, конечно, Московскую. Она ему в самую пору, в самые сотрудники. Оба — персонажи донельзя простые, а известно: будь проще и люди к тебе потянутся. Оба они за народ. Оба по жизни — хоть в святцы их.
Интересно, я тут, в Одноклассниках, раз заметил, сколько «лайков» получило изображения Иисуса, и сколько Матронушки за один день. Иисус набрал 32, Матронушка — 2745. Это на задворках Интернета. А чего удивляться? Прикиньте, сколько в период средневековья в Европах было понастроено красивых готических соборов. Каждый уважающий себя город десятки лет, бывало, такой храм возводил, чтобы паломников к себе зазывать. Так вот из тех красавцев архитектурных ни один не был посвящен Христу. Все они посвящались Деве Марии. Женское доброе начало в Средние века было куда более всем понятно, чем требовательность учения и подвиг Христа.
Умом Россию не понять. Сколько мы с женой ни убеждали народ в тех Одноклассниках, что это не Матронушка за нас, грешных, на кресте страдала, сколько ни разъясняли что к чему, никто и слушать всерьез не хотел. Да, Христос хороший, но Матронушка все же ближе. Наша она. Видать, Россия «из нутра» все еще в Средних веках живет.
Я, когда ролики на ютубе про шамана смотрел, все думал, кого он мне напоминает? Потом осенило — да это ж тот самый дикарь, что в рассказе Лескова «На краю света» архиерея через снежную пустыню на собачках вез и жизнь ему спас. Тот самый, что на рассказы о Христе говаривал: «Все правду, бачка, врешь, он хорош, Христосик, жаль его». Только дикарь этот теперь Интернетом обзавелся, образованный стал. Что такое голубица и змея ему больше не в диковинку. Как и тем «Одноклассникам», что так Матронушку любят, ничто уж больше не в диковинку.
Когда-то Джон Леннон в разговоре с журналистом «потерял нюх», попутал что-то, не понял, с кем говорит, и заявил, что популярность Битлз в Америке возросла выше популярности Иисуса Христа. Разразился скандал, битлов волосатых чуть не метлой погнали, пластинки их били, складывали в кучи, бензином поливали, жгли. На несколько лет рынок США для продюсеров Битлз был потерян.
Так то протестанты, а Россия страна все еще средневековая, почти языческая. Пресвятая Дева и раба ее Матрона Московская здесь без стеснения почитаются поболе Христа. И вообще, женское начало всегда народ-богоносец хранило. На то и мать-Россия.
Если приглядеться, философия шамана Габышева, сам его подход к проблеме смещения лидера страны, носит чисто женский характер: Путина-демона надо просто попросить уйти. Добрым словом. Никакой крови не проливать, ни в коем случае ему не мстить, разобраться по-доброму. Слово шаман знает, особое. Надо только к Кремлю выйти, и слово то сказать. Вместо демона учредить Народное Собрание, которому всю власть и передать.
Если пофантазировать, все это должно происходить примерно так:
Ясным светлым днем — небо в облачках, трехцветные флаги развеваются, радостная толпа запрудила Красную площадь. Тут и там портреты Матронушки и шамана. Лик Христа, ладно уж, по центру ГУМа, там, где в раньшие времена Ленина портрет вешали. На Лобном месте сам шаман. Вот толпы народные затихают, шаман ударяет в бубен, заводит гортанную песнь ледяных полей и заснеженной тундры, и, по особому заклинанию, содержащемуся досель в строжайшем секрете, открываются тяжелые ворота Спасской башни. Появляется во мраке арки Владимир Владимирович пешком. В красной рубашоночке, хорошенький такой. Благожелательно кивая направо и налево, провожаемый сочувственными взглядами из толпы, он идет через площадь, куда-то к метро, и исчезает из глаз поглощенный новой для него жизнью простого русского обывателя с пенсией в восемнадцать тыщ. Удары бубна шамана становятся ритмичнее, радостнее, к ним подстраиваются звуки рок-музыки, и вот уже вся Красная площадь танцует по стилизацию гимна «Россия — священная наша держава».
Что за чушь, скажете. А кто бы поверил в мае сорок первого, что Гитлер нападет и войска его осенью подойдут к самой Москве? Кто бы поверил, что Матиас Руст на легонькой Сессне пролетит над несколькими округами ПВО СССР и приземлится возле собора Василия Блаженного? Кто бы тогда поверил, что великой державе, что перепугала атомными бомбами весь мир, очень скоро придет конец?
Конечно, чушь, да только не раз уже в истории народов случалось, что именно из-за незначительной, казалось бы, чепухи падали империи. Я в те времена кончины СССР жил в Москве, смотрел вокруг, и частенько вспоминал библейское: «Гляжу я — и моря больше нет». Было то падение великое, а предварялось оно такой же вот чертовщиной: чумаками, кашпировскими, повальным увлечением йогой, спиритизмом и всякой другой эзотерикой.
Шаман же этот для Кремля пострашнее всего того будет. Вот уж точно, что он «вышел из нутра». Из самой спокойной части России, из Якутии, где «протестные настроения» самые низкие, где народец многого не просит и всегда дружно голосует за. Самая же страсть состоит в том, что это человек с обыкновеннейшим, примитивным мышлением. Можно угрохать Немцова или Политковскую, можно втихушку избавиться от Новодворской, и это будет вполне эффективно, потому что заменить их некем. Слишком уж явной индивидуальностью они обладали. Унесли с собою невосстановимое. Шаман же как дракон. Отсеки ему голову, устрой шаману автокатастрофу — по дорогам же бредет, или «успокой» его укольчиком в психушке — сразу же возведешь его в ранг святого, и тут же на место убиенного встанут десять подобных. С ним, казалось бы, можно лишь договориться, но и тут никак. Он, видишь ли, бессребреник. Желает только одного — чтобы демон-Путин покинул Кремль, и пошел себе, солнцем палимый.
Ползет шаман в Москву тихой сапой, как дракон плюшевый, и затормози его, попробуй. Встречали его на пути другие шаманы, хотели, вроде бы, воспрепятствовать. И что? Да ничего. Поговорили они, молочка вместе попили, и опять шаман со своей ватагой в столицу пошагал. Говорил с ним и какой-то самый главный шаман. Сказал потом, что Габышев и не шаман вовсе. А тому и нипочем. «Его дело», — говорит. И опять он на высоте, опять он у народа в авторитете. Какой же пророк перед начальством прогнется? Арестовать бы такого, да только что потом?
А может, и вправду президент России демон? Мы христиане, мы знаем, что демонов в человечьем обличье не бывает. Демон — дух, существо хоть и реальное, но бесплотное. Однако же сказал Спаситель Петру: «Отойди от меня, сатана!» Значит, видел Он в основателе церкви Своей демона в тот особый момент. Так чего ж над шаманом смеяться?
Да и вообще, почему шаманом этим занимается ОМОН? Какие-то люди в штатском проводят с ним беседы в психушке. Их ли это клиент? Не жрецов ли, не священнослужителей ли это дело? Именно им бы и увещевать иноверца-язычника. Да и к чадам своим церкви православной неплохо было бы обратиться: не слушайте вы этого сумасшедшего, в нем в самом бес сидит, не позволяйте себя соблазнять, а сплотитесь вокруг пастырей своих и дайте отпор всякому, кто прельщает вас, толкает на грех, не неразумное.
Беда вот только в том, что давно уж священнослужители душеспасительных бесед со своими прихожанами не ведут. Проповедей-то во время служб толком никто не слушает. Много лет приучали паству вопросов не задавать, наставляли, что добрые христиане — это те, кто «начищают купола да звонят в колокола, вот и все у них дела», как Юрий Визбор, еще в шестидесятых, про то спел. Это в Америке против Битлз возмущение вспучилось, никто там прихожан не заставлял те пластинки граммофонные в огонь кидать. Это они сами придумали, инициатива такая, понимаешь, возникла. А у нас народец бузить без команды давно уж отучен.
А ведь есть же казаки, опора православия. Им стати и мата не занимать. У них вон какие шашки да нагайки, вон какие портупеи и папахи. Ордена вон во всю грудь горят. Взяли б за шкирман шамана этого, да и к архиерею его на допрос. Хотя нет, мелок больно для архиерея, бабкам вон его, свечницам, отдать. Они ему враз растолкуют, что на Руси льзя, что нельзя.
Да только вот и на то команды не было. Не догадались власти, понимаешь, возмущение народное организовать. А теперь что? Шаман уж в психушке. Народный герой теперь. Э-эх!..
Вообще, на Руси издавна определились поведенческие паттерны, или, если хотите, архетипы. Если на Руси тишь да гладь, то правитель, будь он хоть и демократ — царь всеми обожаемый. Если все шатается и кушать становится нечего, то царя худого долой, решать будем всем миром. Хоть Учредительное Собрание это назови, хот Народное, хоть Вече. Именно к такой форме правления в эту трудную годину шаман и призывает. Потому и понятен всякому, кто «вышел из нутра». Не ведают только, наивные, что собрание такое всегда диктатурой оканчивается.
Другой архетип русского сознания — это противостояние агрессору и сочувственная жалость к убогонькому, слабому. Ну а уж если ты с чудинкой, или с юродцей какой, тогда вообще — все тебе пути в любимцы народные открыты. Отсюда, например, такая душевная симпатия к Жириновскому. Как же! Всегда орет, всегда правду-матку режет.
Так и шаман этот про то же, про справедливость. Ничего его не берет, все в Москву его тянет, на Красную площадь. Форрест Гамп, помните? Так тот от дури по долинам и по взгорьям все бегал, а сколько народу к нему пристроилось. А тут целая идея, тут как Стенька Разин — за правду. Пойдет шаман следующий раз в Москву, тем более, если на коне, так такие толпы к нему пристроятся — мама не горюй. А там, глядишь, шамана-дурачка и ототрут, а во главу силищи этой новый Емелька Пугачев встанет.
Вот в том-то и беда, что всяких там либералов и демократов на Болотной можно приструнить пулеметами и править себе дальше, пока деньги в казне есть. Но эту вот, «низко протестную массу из нутра», если уж она в движение придет, и если возглавит ее какой-нибудь придурок-генерал горяча голова, остановить будет невозможно. Не станет ни полиция, ни армия в простой народ стрелять. Произойдет все как в феврале семнадцатого. Запоет тогда электорат «Вставай, страна огромная!» уже с совсем иным смыслом, и придется президенту со всем его ворьем драть без оглядки от гнева народного.
Выходит, что прибрать шамана в психушку — это, на данный сложный момент, для властей самое верное решение. Он, получается, страстотерпец, конечно, но и оспаривать его авторитет, вставать кому-либо на место шамана Габышева, причины пока нет.
Да только надолго ли запрешь его в той психушке?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)