Не осуждать, а просвещать «по уму»
23 июля 2017 Галина Руссо
К обсуждению последнего выступления протоиерея Андрея Ткачёва.
«Вообще вся церковная манипуляция сознанием людей на протяжении веков заключается в том, чтобы естественное объявить греховным и нечистым». Отец Олег
Да, все так. Но в чем корни всего этого без-образия? Откуда у этой манипуляции «ноги растут»?
Человек трехсоставен: тело, душа, дух. Есть мир материальный и есть мир духовный. Душа существует в обоих этих мирах. Если, во время земной жизни, душа привыкает жить только телесными потребностями, то после смерти, когда тело остается в земле, а она попадает в духовный мир – ей там нечем жить! Потребности у души только телесные, а удовлетворять их нет никакой возможности. Вот вам и ад! Если же душа навыкла жить духовными потребностями, если у нее есть опыт богообщения, то она в Царствии Небесном находит свое место.
Главное – это то состояние души, с которым человек приходит к смерти. Есть духовные потребности – будет и «пространство» для жизни.
Как объяснить эту, вроде бы очень простенькую, но, на самом деле, сложнейшую для человеческого восприятия картину? В Евангелии все непривычные нашему уму представления объясняются с помощью притч, в основании которых – простая обыденная жизнь людей, то, что ими может быть понято. И здесь тот же принцип предельного упрощения. Для того чтобы люди понимали, что главенствовать в их жизни должны духовные потребности, скажем им, что все потребности телесные – греховны. И подтвердим это многочисленными и разнообразными церковными установлениями и документами.
Поставим как можно больше границ, чтобы до человека дошло наконец, что душа должна жить не плотскими страстями, а духовными реалиями. За двухтысячелетнюю историю Православия этих границ настроено столько, что дозволенная земная жизнь сведена к минимуму и признана греховной вся насквозь. Стало все очень похоже на ветхозаветный Закон. Одни посты чего стоят – больше, чем полгода, длятся, хотя из Евангелия следует только Великий Пост. А первоначальный смысл всего этого — подготовка души к духовной жизни — как-то потерялся. «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Сама категория греха нужна человеку как стоп-сигнал, как напоминание – ты увлекся той жизнью, теми страстями, теми действиями, которые делают твою душу непригодной для вечной жизни. Если помышляешь о спасении – поворачивай назад, испросив для этого помощь Божию.
Земную, телесную жизнь никто не отменял. Когда человек считает, что она – единственная, он, естественно, пускается во все тяжкие. Когда знает, что за ней последует вечная духовная жизнь – начинает смотреть на все жизненные перипетии другими глазами, духовными. И перестает грешить? Да нет, мы на это не способны по своей искаженной природе. Но видит, что он грешит, и просит Господа спасти его от самого себя.
А выбор – частное дело каждого! Бог Сам дал человеку право выбора – хочешь, живи по Моим правилам, хочешь – по своим собственным. Почему же сейчас все, кто ни попадя, пытаются у человека это право отобрать?
Самоограничение в телесной сфере действительно много что дает, человек оказывается ближе к Богу. Но серьезное подвижничество (а не ролевые игры в него) доступно очень малому количеству людей, тем, кого Господь Сам к этому призвал. И именно им прямая дорога в монастырь, где это подвижничество можно осуществлять (в идеале, конечно).
В реальной жизни любой человек все время делает выбор – согрешить или не согрешить. Но этот выбор может быть осознанным только тогда, когда человек знает, какую будущность ему готовит его выбор. Подрастающие девочки должны знать, что для них последует за беспорядочным половым соитием или абортом в жизни вечной. Сейчас они об этом просто не догадываются. Вот зачем нужно преподавание в школах «Основ православной культуры» — чтобы у детей формировалось представление о православном взгляде на мир, чтобы они понимали, из чего они выбирают. А пока не ведают – никакой «кулак в челюсть» не поможет.
Кстати, великолепные образы последствий и половой распущенности, и делания абортов, выписаны в книге Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». Как бы кто ни относился к этой книге, какие бы богословские неточности в ней не обнаруживали, для просвещения светского общества в этих вопросах что-то лучшее найти сложно. Вот что нужно в школах преподавать в обязательном порядке, классе в седьмом примерно.
Нужно, наконец, начать говорить о Православии языком, доступным современному человеку (к этому, кстати, и Патриарх Кирилл призывает, но все без толку). И с уважением к нему! Хотите вы этого или не хотите, но мир устроен вот так… Просто знайте это, а выбор – за вами. И никто из человеков не вправе вас за ваш выбор осуждать, весь Суд – у Господа.