Как познать истину и стать свободным
25 сентября 2020 Владимир Старковский
Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин.8:31-32)
«Пребудете в слове» — речь идет даже не об исполнении заповедей как обычно, а скорее об их органичной свойственности человеку. То есть нравственное (евангельское) состояние человека позволит ему видеть мир истинно, объективно, достоверно. Такое утверждение звучит неубедительно даже в устах Бога. Но единство нравственности и мудрости замечали и люди…
- Нравственность, есть правда. В. Шукшин
- Разумное и нравственное всегда совпадают. Л. Толстой
- Кто добр, тот и мудр. Сократ
- Высшая мудрость — различать добро и зло. Сократ
- Очисти сердце — тогда и поймешь. Прп. Амвросий Оптинский
- Мудрость — это ум, настоянный на совести. Ф. Искандер
- Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно. Конфуций
Красиво и патетично. Но красота и пафос бывают обманчивы, они своей эмоциональностью могут увлечь человека в какое угодно заблуждение и глупость. Попробуем разобраться, а вдруг мысль этих авторов была на верном пути, хоть и не добралась до полноценного объяснения того, что нравственное видение тождественно видению истинному. И для начала обратимся к еще одной подборке цитат…
- Все, что соответствует нашим желаниям, кажется правильным. А. Моруа
- Мы любим правду, но лишь ту, что подтверждает нашу правоту. В. Меньшиков
- Люди всегда против разума, когда разум против них. К. Гельвеций
- Плохо мы верим тому, чему неприятно поверить. Овидий
- Мы справедливы, когда не заинтересованы. Констан
- Люди склонны верить тому, что им больше по вкусу. Б. Паскаль
- Личности надо отречься от себя для того, чтобы сделаться сосудом истины, забыть себя, чтобы не стеснять ее собою. А. Герцен
То, что объективность ума разрушается эгоцентрической заинтересованностью, мысль, как видим, не новая. Грань же между субъективностью и объективностью всегда носит нравственный характер. Например, любовь учитывает интересы, чувства и мнения ближнего своего, эгоизм — нет. Совестливость учитывает интересы, чувства и мнения других, бессовестность — нет. Великодушие учитывает чужие интересы, чувства и мнения в конфликте, гнев — нет. Аскетичность учитывает интересы, чувства и мнения соперника, алчность — нет. Смирение учитывает интересы, чувства и мнения окружающих, гордыня — нет.
Нравственное (евангельское) мировосприятие легко ориентируется на понимание точки зрения ближнего своего, на его интересы и чувства. Эгоцентричное же мировосприятие всегда старается попрать чужую, невыгодную для себя точку зрения. Таков механизм объективности нравственного мировосприятия и искаженности мировосприятия безнравственного. Получается, что справедливость ума и справедливость нравственности действительно единородны.
Любой, даже самый ничтожный предмет эгоцентрической предвзятости способен разрушить объективность мировосприятия. Например, одним из многочисленных предметов гордости для человека является превосходство его ума, его правоты, представлений, суждений, знаний, просвещенности, точки зрения, осведомленности, компетентности. Гордость ума, как явление предметно близкое к теме истины, мы и рассмотрим подробней.
Первой ловушкой глупости для гордого ума является поспешное стремление выразить свое мнение, поскольку наличие мнения о чем бы то ни было, само по себе представляется признаком компетентности, опытности, просвещенности… Правота же (превосходство) заявленного мнения является гораздо более значительным предметом гордости, нежели его наличие, а потому в защите своих мнений гордость, бывает, превосходит все пределы субъективности и демагогии.
Гордость ума направляет логику человека только на утверждение своей правоты и на отвержение всего, что его мнению противоречит. Но и человек отстаивающий, допустим, некую объективную истину, поступает примерно так же. Различие заключается лишь в пристрастии гордыни к превосходству своей правоты. И чем сильней человек дорожит превосходством своей точки зрения, тем выше мера его интеллектуальной слепоты, его глупости. Тогда как скромность (смирение), а в данном случае это бесстрастное отношение к своему интеллектуальному превосходству, обеспечивает гораздо большую объективность видения проблемы.
Гордость ума не размышляя принимает на веру все, что хоть как-то подтверждает ее представления, и априорно отвергает даже самые убедительные и очевидные контраргументы. Такой стиль мышления останавливает развитие человека на границе тех убеждений, которые у него уже есть. Такой человек непроизвольно сопротивляется своему собственному развитию, ибо состояние его интеллектуального самодовольства может только разрушаться от нового, иного и более совершенного знания. Гордость ума ограничивается кругом лестных для себя представлений, и тем самым делает субъективистский самообман нормой мировосприятия. Путь же к мудрости базируется на смиренном принятии того факта, что твои представления как минимум несовершенны.
Убеждения гордого ума обычно формируются на основании престижных воззрений. Престижность воззрений обуславливается такими их качествами как прогрессивность, смелость, популярность, оригинальность, таинственность, авторитетность, яркость, эффектность. Престижные воззрения легко и без размышлений принимаются носителем гордого ума, потому что престижность принятого мнения автоматически становится его собственным престижем. Или как говорили в старину на Руси, «умному ясное, дураку — красное».
В подтверждение вышесказанного еще раз обратимся к авторитетным мнениям:
- Самомнение — враг совершенствования. Бион Борисфенит
- Самое верное средство ошибаться — это считать себя непогрешимым. П. Буаст
- Человек, не допускающий сомнений, ставит предел своему уму. К. Гельвеций
- Все глупцы упрямы и все упрямцы глупы. Б. Грасиан
- Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе. Б. Паскаль
- Упрямый человек не обладает мнением, а мнение обладает им. А. Поп
- Те, кто никогда не отказываются от ранее высказанных взглядов, любят себя больше, чем истину. Ж. Жубер
Рассмотренные выше повреждения ума обусловлены всего лишь частным проявлением гордыни.
Человек — это средоточие бытия, а потому нет ничего более значимого для понимания, чем глубокое, тонкое и объективное понимание человеком самого себя и других людей. У человека нет более удобного объекта для изучения тонких человеческих проявлений, чем он сам. Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех.
Однако человек несовестливый невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение зачастую определяется такими его качествами, как алчность, бессердечие, бесстыдство, высокомерие, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, зловредность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, нечестность, недоброжелательность, невоздержанность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, пренебрежительность, притворство, равнодушие, раздражительность, самодовольство, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство и т. п.
Несовестливый, из-за нежелания замечать в себе эти и тому подобные проявления, искажает и ограничивает понимание самого себя, а как следствие он и весь мир воспринимает так же поверхностно примитивно, то есть как глупец. То, что человек, принимающий нравственность, принимает мудрость, можно легко заметить на примере людей глубоко порядочных: они неизменно отличаются объективностью и тонкостью мышления, люди же корыстные, злые, самодовольные, беспринципные всегда отличаются мышлением демагогичным и примитивным.
Много раз отмечалась взаимосвязь между образованностью человека и его нравственными качествами. При этом всегда делался однозначный вывод, что нравственные качества являются следствием образования. Однако есть все основания предполагать, что причинность здесь обратная, что это нравственные качества позитивно влияют не только на социальное мышление, но и на интеллектуальность человека. Да, не всякий интеллектуальный ребенок отличается добрым нравом, но если рассмотреть круг социально успешных, хорошо учащихся детей, то можно легко заметить, что именно эту среду отличают доброта, скромность, великодушие, добросовестность, благородство, порядочность, то есть нравственные качества, которые еще не могут быть следствием просвещенности.
«Истина сделает вас свободными», ну в этой-то премудрости Божьей, казалось бы, точно нет никакой логики, однако Иоанн Златоуст умудрился описать ее механизм тремя словами: «Праведнику закон не писан». Предлагаю читателю самому подумать над тонкостью этой мысли святителя.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)