«Просто валеры» против батюшек-трудяг
15 ноября 2020 Алексей Плужников
9 ноября известный церковный публицист священник Константин Камышанов опубликовал на своей странице в фейсбуке текст о «бывших» священниках, текст, который вызвал горячий отклик у читателей, о чем говорят более трех сотен комментариев и под сотню перепостов.
Оказывается, считает Камышанов, из церкви уходят те клирики, которые занимались каким-то творчеством в Церкви, у них стали появляться поклонники, «у батюшек возникло ощущение своей талантливости», а «следом за этим явилось ощущение того, что церковь тесна этим талантам: церковь не так политически активна, она не протестует у судов, не участвует в политическом движении оппозиции, не создает площадок для реализации творческих талантов». Мол, Церковь — это «не Дом культуры и не политическая партия, и не шоу талантов».
И Камышанов делает любопытный переход:
«Мы стали свидетелями ухода священников из церкви. Их ожиданий не вместила церковь. Она не стала клубом, и он не воспитал клубменов, и его приход не смог оказывать клубные услуги».
Мало того, бывшие батюшки-«таланты» все равно хотят «клуба», поэтому они начинают заниматься иным «творчеством» — критиковать Церковь:
«И возникает абстинентный синдром. Ушедшие герои догадываются вновь использовать церковь. Создавая отрицательный образ церкви, вчерашние таланты, снова материализуются, снова собирают внимание.
Поскольку уход изначально был связан с конфликтом, эти уходы типичны. При уходе из церкви у человека не хватает мужества принять ответственность за уход на себя. Никто не виноват, что ты вошел в церковь, не оценив риски и масштаб своих талантов.
Таким образом, при уходе нужно создать конфликт. Тихо включить режим пассивного сопротивления, ожидая патовой ситуации, в которой любое решение будет спорным и не в пользу церкви. Надо только грамотно создать ситуацию и нечестно перебросить ответственность с себя на церковь, патриархат, Путина и Пушкина. Мы оказались там, где оказались, только по своей вине».
Камышанов уверен, что «бывшие» занимаются критикой лишь потому, что не умеют и не хотят работать:
«Поскольку „бывшие“ обычно не способны зарабатывать головой и презирают физический труд, то остается один выход — продажа церковного хайпа и демонстрация белья церкви.
Хайп сегодня самый востребованный и дорогой товар. Дороже архитектуры, поэзии, дороже любого социального проекта. Протест к церкви стал бизнесом и реализацией себя „бывших“. Продажа белья церкви и месть — вот новая форма их бытийности».
И вот теперь, считает отец Константин, «бывшие» страдают, что они перестали быть священниками, а стали «просто Валерами», они сдулись и у них исчезли поклонники:
«Когда ты был батюшкой, тебе смотрели в рот, и целовали руку, и всякую афинею слушали как глас Божий.
Кому нужно умничанье „валеры“, который нигде не учился и ничего не умеет делать? Кто будет слушать умничанье хорошего парня „валеры“ об архитектуре, иконе, литературе, медицине, о семье, счастье и кофе?»
В общем, отец Камышанов, который не просто Костя, а отец Константин, в сотый раз повторил любимую «афинею» благочестивцев, его поклонники ему похлопали, а батюшка напомнил всем о своих трудах, талантах и близости к Богу. Ведь он не такой, как эти «валеры».
Текст Камышанова зачитал на видео другой благостный, талантливый и популярный батюшка-блогер, любимец православных либеральных СМИ, белорусский архимандрит Савва (Мажуко), не так давно прославившийся своей апологией ОМОНовцев, избивавших протестующих в Беларуси, мол, все не так однозначно.
Все эти же идеи в адрес «Ахиллы» высказывал и другой популярный поп-блогер Павел Островский, там тоже были такие аргументы: мол, я трудяга, и критику я готов услышать только от тех, кто трудится, а все прочие с «помойки» пошли вон.
Мы уже не раз отвечали на эти выпады благостных батюшек, но кратко поудивляемся еще раз.
Кто-нибудь и где-нибудь из этих благостных трудяг в рясах хоть раз опубликовал критику «бывшего» батюшки, а ныне «просто валеры», и сказал при этом: вот, валера вкалывает на заводе (работает таксистом, слесарем, экскаваторщиком, преподавателем и т. п.) — он трудится, поэтому я готов услышать его критику? Ни разу такого не встречал. Потому что аргументы про «труд» — это пустая болтовня.
Это наши благостные батюшки «трудятся»? Когда молотят языком на «Спасах», ютубах или фейсбуках, а также на амвонах, выставляя себя специалистами во всем? Это они трудятся, «окормляя» полицию, ОМОН, армию, школы, вузы и прочее? Это они трудятся, бегая по требам и читая лекции в воскресной школе? Трудятся, просиживая штаны на епсобраниях и в прочих президиумах?
Простите, все «валеры» тоже в свое время так потрудились. Служили, строили храмы, устраивали общины, создавали библиотеки, писали миссионерские статьи и т. п. По десять, пятнадцать и больше лет. Но раз они теперь стали «просто валерами», то «отцы» теперь с легкостью «обнуляют» их труды, хотя своими трудами гордятся, а трудами «валер» частенько и пользуются, например, служа в построенных теми храмах. Странно.
И привычка переходить на личность критика говорит лишь о том, что делается это для того, чтобы избежать ответов на неудобные критические вопросы. Мол, это все хайп и нападение иуд, которые хотят себе поклонников, а на самом деле в РПЦ все отлично и наши поклонники на месте и продолжают заглядывать нам в рот.
Отцы константины и иже с ними забывают, что они сами в любой момент могут стать «валерами» без своего на то желания — по щелчку пальцев архиерея или по доносу благочинного. И вместо смирения эти же отцы тут же направят свои стопы в «Ахиллу» и начнут «трясти бельем» Церкви. Так происходит практически всегда. Ну или организуют свой собственный раскольчик, с собственным монетизируемым ютуб-каналом и начнут обличать РПЦ за экуменизм и проч.
Так что этим текстом Камышанов обличает лишь себя и себе подобных «талантов», популярных церковных проповедников, публицистов, «миссионеров», зарабатывающих денежки и славу, обрабатывая наивную и доверчивую паству. «Валеры» хоть старушек не обмишуривают, собирая с них сорокоустики, «вечные помины» и забирая себе их квартиры в качестве «пожертвования». Именно вы так крепко держитесь за рясу и крест, потому что они вас отлично кормят, позволяют нести афинею и купаться в аплодисментах поклонников.
Вот только на критику вы не способны отвечать. Потому что говорить правду вам боязно — начальство накажет. Ведь Церковь у вас — не клуб по интересам и не дом культуры, а казарма. И таланты там ценятся лишь в виде строевой ходьбы и равнения на середину.
Рисунок Вячеслава Полухина
Читайте также: