Долгое эхо панк-молебна
11 декабря 2020 Константин Юрковский
25 ноября 2020 года было опубликовано открытое «Письмо священников и мирян к христианам Беларуси» со сбором подписей под ним. Речь шла даже не о материальной помощи жертвам репрессий, а всего лишь о словах поддержки. Но и такая инициатива закончилась оглушительным, катастрофическим, позорным провалом: на момент закрытия сбора подписей 1 декабря обращение подписали только 2078 человек… Почему так случилось?
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым… Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…» Однако, погодите! Ведь самаряне — это же, по сути, язычники. А мы-то — русские! Наша духовность — самая духовитая! Нет, ну в самом деле, не будем же мы брать пример с какого-то там язычника! Поэтому притча о добром самарянине все же не доросла до уровня нашей великой духовности. И, как показал сбор подписей, мы ее слегка дорабатываем: прежде чем помочь кому-нибудь чем-то, хотя бы просто словами поддержки, сначала определяем, он для нас «свой» или «чужой»?
Но ведь мы сами белорусов постоянно зовем братским народом. Наверно, уж они-то точно должны быть для нас «своими»? Оказывается, нет. Русская духовность настолько уникальна, что даже для братьев слов поддержки у нас может не найтись. Да и, как помнится, до 2014 года украинцев мы тоже активно называли братьями…
Стоит упомянуть и о другом неудачном сборе подписей, в тот раз за декриминализацию оскорбления чувств верующих. Как и нынешняя, та петиция была от имени христиан всех конфессий. Она собрала 42762 подписей. Конечно, 42 тысячи подписей — это не такая катастрофа, как сегодняшние 2 тысячи, но все равно провал. Для сравнения, петиции в поддержку политзаключенного Константина Котова подписали 137 тысяч человек, а за освобождение Ивана Голунова — 189 тысяч. Это при том, что там большинство подписантов, очевидно, были либералами. Которые, как нам доподлинно известно из телеящика, все «бездуховные» и продали душу госдепу.
Когда я перепостил на своей странице ВКонтакте объявление о кампании христиан за отмену статьи об оскорблении чувств верующих, на следующий день какой-то странный человек из списка моих друзей, позиционирующий себя в качестве православного, оставил следующий комментарий: «Какая дичайшая и тупейшая дичь, а скорее всего простая подделка либерастов». Он не священник, но на его странице были фотографии в подряснике, в том числе вместе с епископом. Моя попытка вежливо вступить в дискуссию закончилась тем, что он добавил меня в «черный список».
Фонд «Общественный вердикт» и Методическая лаборатория Низгораева провели социологическое исследование, касающееся отношения россиян к пыткам.
Одним из его любопытных результатов было распределение поддержки насилия правоохранителей по возрастам. Оказалось, что пожилые людей даже несколько чаще оправдывают пытки. Авторы исследования считают этот факт странным: «Можно было бы предполагать, что возраст и жизненная опытность учат взвешенности и неприятию насилия, но получается наоборот».
А не связано ли это с тем, что именно в старших возрастных группах больше всего прихожан православных храмов? Что именно эти люди в 2012 году стояли на молитвенных митингах в поддержку тюремных сроков за «кощунства»? Что в последние годы их сознательно дрессируют всюду видеть оскорбления своих нежных религиозных чувств и огрызаться в ответ?
Сегодня в РПЦ крайне слабы стремления помогать жертвам репрессий, однако ясно прослеживается желание поддерживать репрессии. И это среди тех, кто считает себя «солью земли». Если помнить, что делают с солью, потерявшей силу, становится несколько понятнее, почему бурный рост и возрождение РПЦ внезапно сменились тяжелым кризисом, расколом и перспективой скорой канонической смерти.