Таинство лицемерия
4 января 2021 Владимир Старковский
Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.
Моральный уровень человеков выглядит более-менее одинаковым, но это равенство очень обманчиво. На самом деле, моральный уровень определяется не тем, что человек обычно говорит и делает, а тем, что человек не может открыто себе позволить. Быть же самим собой человек может себе позволить только в условиях совершенной свободы и совершенной безнаказанности. Скажете, такой мир невозможен? Но именно такой мир Господь и строит! Просто Царство небесное — это не мир святош, фарисеев, иезуитов и клерикальных авторитетов, это мир человеков, совершенная свобода которых сообразна социальной гармонии (любви). Это братство, но ни в коей мере не клерикальная диктатура, как некоторые, по всей видимости, полагают.
Человек добрый удерживается от зла главным образом своими моральными убеждениями, человек же лицемерный — страхом перед наказанием и дурным мнением о себе. Лицемер, в обычной жизни производящий впечатление вполне приличного человека, в некоторых ситуациях может открыться с очень неожиданной стороны и сильно удивить моральным уровнем своих действий и суждений.
Все те проявления характера и воли, которые человек вынужден скрывать, накладывают на человеческое поведение некоторый отпечаток фальшивости. Степень этой фальшивости определяется и искусностью человеческого притворства, и масштабом того, что человеку приходится скрывать. Человек может имитировать добродетельность, например, из страха перед адом, но Бог-то не дурак, Его не обманешь. Или как говаривал св. Марк Подвижник: «Бог ценит дела по намерениям их», то есть добродетель, которая практикуется в расчете на вознаграждение, для Бога ничего не стоит. Потому что добродетель, движимая выгодой, теряет всякий смысл, как только она перестает приносить пользу. «Праведники» страха, обряда, рабства и корысти не то чтобы совсем небогоугодны, просто их социальная дружественность (любовь) или так же притворна, или ее вообще нет. А такие человеки для Царствия небесного совершенно непригодны.
В Евангелии лицемерие стало для Бога собирательным образом неправедности, хотя бы потому, что за лицемерием скрывается вся остальная человеческая порочность. Только мотивации совести, доброты, смирения и терпения делают человека истинно добродетельным, но никак не обрядово поведенческие традиции Церкви, которые Спаситель критиковал очень жестко…
«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф.6:2). Слава человека добродетельного может быть настолько соблазнительна в определенной среде, что можно быть добродетельным и ради славы. Но это же чистое тщеславие, хотя на первый взгляд и выглядит как добродетельность.
В каждой социальной среде есть свои предметы гордости. Так получилось, что в религиозной среде главные предметы гордости — это добродетели. Поэтому лицемерная, святошеская модель поведения и получила такое распространение в Церкви. И ничего с этим не поделать, хотя это обстоятельство и производит довольно мерзкое впечатление на людей, смотрящих на нравы Церкви со стороны. Есть в Церкви противоядие и против этой заразы — это юродство, но высокое искусство валять дурака, к сожалению, дано очень немногим.
Да, быть человеком хорошим не так просто, как кажется.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)