Родительские ожидания и детские возможности

1 сентября 2021 Ева Минеева

Мы, взрослые, нередко завышаем требования к своим детям, ожидаем от них высот, успехов и свершений, забывая, что сами дети, возможно, не готовы или не имеют ресурсов к выполнению наших ожиданий.

«Синдром отличника» нередко появляется у требовательных родителей. Ребенок старается выполнить все сверхожидания, при этом ни он, ни родители не замечают, что происходит выгорание. Потом у ребенка может случится нервный срыв, потеря интереса к занятиям, к новым свершениям. В результате, родители хватаются за голову (и хорошо, что хватаются), пытаясь вылечить «нервного» ребенка: бегут к неврологам, психологам (конечно, обращение к специалистам нужно и важно своевременно, но ведь не своими же руками доводить ребенка до такого состояния!).

И вот спрашивается, зачем все это? Зачем требовать и ругать за оценки (если ребенок действительно старается, да и не старается тоже); зачем дергать его за неубранные вещи каждый раз, когда он устал; зачем заставлять есть, когда он неголоден; зачем заставлять радоваться, когда ему не нравится; зачем запрещать радоваться, плакать, грустить, когда его переполняют эмоции; зачем дотягивать до своих идеалов? Не лучше ли просто присмотреться, прислушаться к своему ребенку, найти в нем индивидуальность. Мы ведь созданы свободными личностями, каждый со своими талантами. И родители должны помочь раскрыть их, поддержать в поисках и решениях.

И тогда озорник окажется сильной личностью, не боящийся своих чувств и эмоций, а хорошист и даже троечник по математике — наполненной творчеством личностью, зато троечник по русскому — исконный технарь. Да и что школа! Школа такой спорный период в жизни ребенка — кого и чему она научила по-настоящему? Наверное, только исключительных личностей, которые смогли предпочесть детским и юношеским интересам науку.

А еще кажется, что дети призваны восполнить недостаток кругозора родителей. Нередко родители творческих людей занимаются далекими от творчества профессиями. Обычно, это люди с завода, с научных, технических предприятий, имеющие монотонную работу. И дети как бы восполняют недостаток творчества в семье, принося домой картины, песни, танцы, приукрашая их мир. И чем родители дальше от творчества, тем больше дети углубляются и вникают в эту деятельность. Конечно, и из творческих семей так же появляются одаренные на искусство люди. Но каким же надо быть чутким родителем, чтобы привить своим примером любовь к творчеству, искусству, не заслоняя собой, не подвергая критике все, что порождает юная фантазия! И, наверное, у «слишком» творческих родителей дети стремятся найти более технические профессии, восполняя недостаток рационализма и практичности. Хотя любую работу можно украсить творческим потенциалом.

Сложность родительства — в умении найти грань между ответственностью за воспитание и обличительным «и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4-4). То есть палку в воспитании тоже перегибать нельзя, нельзя нарушать целостность личности. Иначе повредится и ребенок, и отношения с ним. Найти золотую середину и есть весь опыт взращивания детей.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: