Чем православный храм привлекает людей
24 ноября 2021 Александр Усатов
Люди ходят в храмы. Одни часто, другие — в определенные моменты жизни. Ими движут совершенно разные мотивы.
Большую часть россиян называют «захожанами» или даже «христианами на колесах», если они приезжают в церковь лишь три раза в жизни: на коляске, в венчальной карете и на катафалке. Прихожане ощущают себя частью прихода.
Захожане
Полагаю, эти люди приходят в храм для удовлетворения следующих потребностей своей души.
Особый мир. Сакральное оформление пространства храма оказывает сильное влияние на психику человека. Специфические и диковинные образы создают впечатление, что человек переместился в иной мир. Это также способствует появлению ощущения отрыва от проблем земной жизни, отстранения и защищенности.
Свечи весело горят. Освоение огня около 1 млн лет назад стало одним из важнейших этапов социальной эволюции человека. Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Использование огня и, более того, зависимость от огня — это то, что людей отличает от приматов. В Древней Греции считалось, что люди получили огонь от богов. Во многих древних культах священный огонь играл важное значение. Трепет и восторг от созерцания огня возникает и у современного человека. Смотреть, как горит огонь, согласно пословице, «можно бесконечно». Социологические опросы показывают, что, как правило, россияне посещают храм, чтобы поставить свечи (86% респондентов). Возжигание свечей перед иконами в храме является основным обрядом для посетителей храма, причем его придерживаются как православные прихожане, так и неверующие респонденты.
Необычная архитектура. В однообразной застройке спальных районов храм зачастую выглядит наиболее интересным и привлекательным сооружением.
Дух старины. Некоторым людям кажется, что старинное — значит настоящее и качественное. Им неприятно новаторство и новоделы. Такие выискивают старинные храмы, где их душа отдыхает.
Естественные материалы. У жителя мегаполиса может сформироваться внутренняя тяга «назад к природе, к естественному». Такому человеку пребывание в деревянном храме будет приносить больше радости, чем в зданиях из бетона, металла и стекла. В таком случае посещение храма может выглядеть как бегство из «пластмассовой вселенной».
Лица на иконах. В православном храме почти все внутреннее пространство заполнено иконами. Каноническая икона особое внимание уделяет изображению человеческих лиц и рук. Человеческая психика с рождения будто запрограммирована обращать внимание на лица людей. Известны эксперименты, когда рядом с новорожденным размещали схематическое изображение лица: кружок, две точки и улыбка. Взрослым людям портреты начальников, иконы или даже подобные схематические лица 😃 помогают совершать социально одобряемые поступки. Они будто чувствуют взгляд «контролирующих органов».
Защитная роль ритуалов. Богослужебные обряды помогают некоторым людям снизить тревожность. В данном случае психологическая защита носит ритуально-символический характер. Воцерковление неразрывно связано с церковным календарем и обрядами, что формирует в душе тревожного человека ощущение порядка и предсказуемости. «Все в руках любящего Небесного Отца» («и волос с головы вашей не пропадет» Луки 21:18).
Воня благоухания. Дым ладана с древнейших времен используется в религиозных церемониях, в том числе в христианском богослужении. Ученые полагают, что горящий ладан действует как успокаивающее средство и снижает уровень тревоги.
Комплекс вины. Отпущение грехов во время таинства Исповеди помогает многим людям преодолевать тягостное чувство вины. Отмечу, что обращаться с этой проблемой к психотерапевту в России не принято. Это воспринимается как признак слабости.
Страх своих поступков. Некоторые люди воспринимают церковь как путь преодоления страха самого себя, точнее неспособности сдерживать внутренние иррациональные импульсы. Такие люди говорят сами себе: «Благодать Божия поможет мне НЕ пуститься во все тяжкие. А сам я не справлюсь». Во все тяжкие — это украсть, изменить супруге или ударить человека.
Миропонимание. Для значительной части населения России религия является единственным доступным способом осмысления мира по причине неспособности понять научную картину мира даже на уровне школьной программы.
Смысл жизни. Люди нуждаются в осмысленности человеческого существования: «Я родился не случайно, обо мне есть великий Божий замысел (Промысел)».
Потребность в идентичности. Христианство дает целостную, социально одобряемую идентичность в готовом виде. Не нужно ничего искать и придумывать. Ты принимаешь христианство и сразу встаешь в ряд, знаешь кто за тебя, а кто против, что нужно делать, чтобы получить одобрение. Ты не просто Олег, а человек с мировоззрением и позицией по всем вопросам. Причем, с социально одобряемой позицией.
Страх потери. Утешение перед лицом преходящести (тщетности) жизненных моментов: «хорошо, что Господь с нами. Остальное переживем».
Страх смерти. В храме россиянин может получить утешение перед лицом смерти близких, а также в предвкушении собственной смерти: «смерть — это не конец. В Царствии Божием мы снова будем вместе».
Месть грешникам. Ожидание справедливости и наказания «врагов» — после смерти никто не уйдет от суда Божьего!
Прихожане
Мотивации прихожан православных приходов могут существенно отличаться от потребностей «захожан». Они ощущают свою принадлежность к конкретной православной общине и регулярно участвуют в таинствах и богослужениях.
Бог есть любовь. Важное средства «защиты от тревожности — любовь в любой форме». В храме человеку постоянно твердят: «Бог возлюбил нас», «Господь милостив». На многих это действует безотказно, даже если реальность постоянно указывает на обратное.
Послушание священнику. «Второе средство защиты от тревожности — подчинение, например, это может быть подчинение общепринятым традиционным взглядам, религиозным ритуалам или требованиям некоторого могущественного лица», например, священника.
«Батюшка благословил» — при таком внутреннем настрое многие ощущают успокоение.
Церковь как семья. Невротичная личность может стремиться в церковную среду в поиске неагрессивного общения. По определению, Церковь — это друзья Господа и добрые христиане. Православный приход представляет собой псевдо-племя и квази-семью. Здесь есть «батюшки» и «матушки», «братья и сестры».
Фигура священника. Женщина во время исповеди может не только ощущать прощение грехов, но и эмоционально привязаться к священнику (бессознательно). В случае отсутствия мужа или же при наличии деструктивных отношений в семье это может принести ей немалое душевное облегчение.
Ощущение заботы священника. Людям нравится, когда о них заботятся и выслушивают, даже если это простая медсестра, социальный работник или сосед в купе поезда. Преп. Иоанн Лествичник отмечал, что «больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит».
Священник Александр Ельчанинов в «Советах молодым священникам» отмечал: «Если даже неправильно ведут исповедь (тщеславятся, перечисляют свои добродетели, рассказывают подробно свои жизненные обстоятельства) — не будь резок, не останавливай — многие несчастные для того и приходят, чтобы поплакаться о своей тяжелой жизни».
Причастие как переживание родства с Богом. Принимая Кровь Христову, многие причастники ощущают, что Бог не просто близок к ним, а делает из пришедших в храм людей своих единокровных братьев и сестер.
Прямо как у Киплинга: «Мы с тобой одной крови — ты и я».
Божественная санкция архаичных (патриархально-племенных) стандартов поведения — оправдание ненависти к Иным и Чужим (фундаментальной потребности гоминидов). В таком случае агрессивность выглядит не как асоциальное поведение, а как служение Богу и Церкви.
Магическое мышление. Так называемое религиозное возрождение 80-90 годов ХХ в. — это кризисное явление. Ю.А. Александровский так классифицирует травмы россиян на примере 1990-х годов: «Наступил экономический и политический хаос, породивший безработицу, миллионы беженцев, значительное расслоение по уровню материальной обеспеченности… Отсюда — тревожная напряженность и развитие „кризиса идентичности личности“… Выделяют три варианта расстройств. Первый выражается чрезмерной тревожности или депрессии. Второй вариант — разрушительная, направленная вовне агрессия. Третий вариант — развитие магического мышления со сверхценными (бредоподобными) идеями мистического, иррационального содержания».
«Развитие магифрении начинает определять поведение, установки и весь уклад жизни больного. Он начинает посещать колдунов, экстрасенсов, астрологов, целителей, священников и подобных им деятелей, строить жизнь по их рекомендациям».
Ритуалы и обереги
Психотерапевты «обращают внимание на символически ритуальную грань некоторых ананказмов (психотип в типологии характеров). Ананкаст, проживая свою судьбу, оберегает ее от неприятностей, совершая массу навязчивых ритуалов, как если бы приносил жертву богине Ананке. Боясь спонтанности жизни, он создает из ритуального церемониала видимость нерушимого порядка. К тому же навязчивость помогает как бы изолировать, замкнуть свои страхи. Страх гонит его от ритуала к ритуалу. Он выполняет их тысячами, и все ради одной заветной цели — чтобы возникло ощущение безопасности». У представителей другого психотипа — психастеников — (особенно часто в отрочестве) детские психиатры также отмечают защитные ритуалы и использование «оберегов».
В православном храме таким людям заботливо предложат как многочисленные ритуалы, так и «святыньки»: крестик, ладонку, святую воду или камушек из Иордана.
Синдром Клерамбо. При эротическом бреде субъектом является женщина, которая верит, что в нее влюблен человек из высших сфер (министр, общественный деятель или священник).
Согласно Клерамбо, женщина считает, что именно «объект» первым влюбился в нее, что он сильнее любит, чем она, или даже что любит только он. Нередко больная полагает, что «объект» не может открыть свои чувства по разным причинам, что он таится от нее, что ему трудно к ней подступиться, что он наладил непрямое общение с ней и вынужден вести себя парадоксальным и противоречивым образом. Она может быть чрезвычайно упорной и невосприимчивой к реальности. У некоторых больных любовный бред перерастает в бред преследования священника.
Предгомосексуальные юноши с повышенной тревожностью сомневаются в себе, им кажется, что их влечения могут быть ошибочны, а чувства — постыдны. Им важно мнение большинства о норме и добре, «духовные скрепы». В поиске твердой земли под ногами они могут наткнуться на «скрижали» Моисея с описанием мужеложества как мерзости (Левит 18.22, 20.13). Многие из них долго не могут признаться себе и принять свою гомо-идентичность. В процесс воцерковления такой юноша может принять монашество, поступить в семинарию или же досрочно стать священником, не имея семинарского диплома (епископ зачастую спешит связать клятвой молодого человека через хиротонию). Там его окружают сплошь отцы и братия, а женщины — это лишь благополучатели его заботы и терпения, а не объекты влечения.
Этот список можно продолжать.
Но в каждом пункте мы видим обычные человеческие потребности. Захожанам и прихожанам хочется различных удовольствий. Каждый стремится избежать боли и беды. Если человек говорит, что ему в храме «хорошо», мы готовы с ним согласиться. Сомнения вызывает утверждение, что человеку «хорошо» под воздействием Божественной Благодати.
Приведу пример.
Однажды юноша признался мне, что причастился недостойно.
«Как Вы это поняли?» — спросил я.
«А вот ранее причастие было сладкое, а в этот раз — нет».
Конечно, это крайность, но подобную ошибку люди допускают не только в отношении вкуса Причастия. Любые ощущения, душевные состояния и эмоции следует рассматривать как следствие сложнейших процессов в человеческом мозгу. Это посюстороннее, которое люди зачастую воспринимают как потустороннее.
Такую серьезную подмену святые отцы Церкви называли прелестью, то есть высшей степенью самообмана, когда человек душевное выдает за духовное, а психологическое за благодатное.
Литература:
Александровский Ю.А. Социальные катаклизмы и психическое здоровье // СОЦИС. 2010. № 4.
Волков П.В. Разнообразие человеческих миров. Клиническая характерология
Ельчанинов Александр, иерей. Записи. — М.: Отчий дом, 2004
«Зачем россияне приходят в храм?» Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1963. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543
Моррис Десмонд. Людской зверинец. — М.: Амфора, 2004
Хорни Карен. Невротическая личность нашего времени. — М.: Академический проект, 2009
Рисунок Вячеслава Полухина
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)