Иеромонах Иаков (Воронцов): В нашем русском народе существует культ идола нации и ее вождя
4 марта 2022 Ахилла
Клирик Вознесенского собора Алма-Аты иеромонах Иаков (Воронцов) опубликовал на своей странице в фейсбуке рапорт на имя главы Казахстанского митрополичьего округа митрополита Александра (Могилева):
«Ваше Высокопреосвященство!
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь».
Прежде всего, хочу поблагодарить Вас и в Вашем лице духовенство Алматинской епархии за духовную заботу о моей душе и попечение о преодолении разделений и вражды.
Также я искренне прошу прощения у всех, кого мои действия и слова обидели, кому причинили боль. Прошу прощения у преосвященных владык, собратьев священнослужителей и верных христиан. Я исповедую Никео-Цареградский символ веры. Являюсь православным человеком. И верую, что Церковь едина. Не отвергайте меня и не гоните. Не думайте, что я враг Вам. Проявите христианское милосердие, сострадание, любовь. Ведь этому нас учит Христос. Верность Евангелию так важна для всех нас, особенно сейчас, когда над миром нависла опасность войны. Помня, что христиане всегда прибывают в состоянии войны против зла, греха, «против духов злобы поднебесных» (Ефес.6:12), мы все не можем остаться безучастными, когда бесовские дела обретают воплощение. В таких условиях личные обиды и амбиции уходят на задний план. Боль и скорбь наполняет сердца.
- Иеромонах Иаков (Воронцов) отстранен от служения за свои «внешнеполитические» выступления
- Иеромонах Иаков (Воронцов), Казахстан: Мы должны всячески отгородиться от агрессора
Сожалею, что в моем призыве к гражданам Казахстана инициировать обсуждение вопроса о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, поддержке санкций против агрессора и запрете общественным и религиозным организациям иметь центр управления в РФ, увидели только политику. Я всегда сторонился политики, потому что я священнослужитель, а также из личных убеждений. Мой призыв имел не политический подтекст, а нравственный и миротворческий. Если мы не можем прекратить войну, то должны всеми силами дать понять агрессору, что не поддерживаем его, отгородиться и отречься от него. Это наш долг перед Богом и людьми, а также перед будущим Казахстана. Объявив бойкот военному преступнику, мы могли бы защитить самих себя и наш Казахстан от греха пособничества братоубийству. Если не сделаем этого, кровь тысяч жертв войны будет и на нашей совести.
- Казахстанский митрополит осудил «коварное нападение экстремистов» и приветствовал введение вооруженных сил ОДКБ в страну
- Как 20 тысяч террористов мешали православным Казахстана Рождество праздновать
- Казахстанский митрополит поддержал «благородный» призыв президента к митингующим «вернуться на путь доверия и диалога»
В своем письме 25 февраля я Вам написал о своей убежденности в том, что остановить безумие под силу нашей матери Русской Православной Церкви. И русский, и украинский народы, вместе со своими правителями, традиционно и в большинстве являются чадами Московского Патриархата. Кто же, как не наш Предстоятель Святейший Патриарх Кирилл, может призвать и принудить конфликтующие стороны к миру? Лишь у него и у Священного Синода есть такие полномочия и такой авторитет, чтобы немедленно обратиться к вооруженным силам обеих сторон и потребовать прекращения кровопролития. Под страхом отлучения и анафемы самым решительным способом нужно потребовать этого. Как еще мы можем остаться верными Христу, заповедовавшему: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»? А также я предложил инициативу созвать в Киеве Примирительный Собор.
Чтобы миротворческие инициативы не остались не услышанными, я вынужден был привлечь внимание заявлениями, продиктованными моим христианским, пастырским и гражданским долгом.
Православными богословами разработано учение о мире и миротворческой роли Церкви — иринология. Важным аспектом пастырского миротворчества является указание Евангелия на Церковь «как на единственный путь ко спасению, однако указать точную границу ее благодатного действия невозможно. Нельзя также отрицать просвещающее действие благодати Божией и на тех, кто видимым образом не принадлежит Церкви, как не в праве мы полагать пределы милосердию Божию» (Настольная книга священнослужителя. Т. 8. — М.: 1988, с. 710).
Сказанное мной миротворческое слово услышали многие, как в Церкви, так и вне ее. Далеко не все увидели в нем политику. Но распознали такую позицию, которая разделяет правду земную, от правды Вечной. В мой адрес поступило многочисленное количество обращений с поддержкой. Очень рад, что у меня такие соотечественники: благородные, добрые, открытые правде. Благодарю Бога, что он дал мне немного больше понять широкую душу казахского народа.
Не могу не признать неоднозначности моих высказываний, продиктованных болью, слезами, криком души. Сложившихся устоев, отделяющих Церковь от государства, я не нарушал. Конечно, вопрос о выходе государства из какого-либо союза или блока не может решать Церковь. Этот вопрос принадлежит к компетенции гражданской власти и народа. Но Церковь может и должна возвышать голос в защиту мира и ко благу земного Отечества. Благосостояние казахстанцев сильно пострадает, если к нам будут применены санкции за пособничество в военном конфликте. Также и вопрос статуса Православной Церкви Казахстана — это внутреннее дело Церкви. Это такой вопрос, который еще предстоит соборно обсудить и взвесить иерархам, духовенству и прихожанам Православной Церкви Казахстана. Но гражданское общество имеет право высказывать суждения и чаяния по этому вопросу.
Долгие годы все мы с уважением и пиететом взирали на исповеднический подвиг Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, епископата, духовенства и христиан Православной Церкви Украины, находящихся под его святительским омофором. С каким мужеством и честью, бескомпромиссно они отстаивали свое право принадлежать канонической Церкви Московского Патриархата, отстаивали единство русского и украинского народов! Однако события последних дней поставили этих смелых людей, полных христианского мужества, на распутье. И выбор, который сделали многие православные украинцы, свидетельствует, что действия агрессора привели к самым страшным последствиям — к разделению между братьями.
Боль моего сердца, как христианина и пастыря, как русского человека и гражданина Казахстана, усиливается от осознания того разделения, которое обнажилось после публикации мной известного поста в Фейсбуке. Комментарии свидетельствуют о том, что по неосторожности я задел болевую точку национального чувства русских людей. Это привело к агрессии и нетерпимости, к оскорблениям и хамству, даже к угрозам в мой адрес. Давно заметил, что во многих православных христианах живет опасная страсть национальной гордыни, выражающаяся в духе имперского величия, великорусского шовинизма и неуважительного отношения к другим народам. Это свидетельствует, что Слово Божие услышали и поняли еще не все, даже из числа глубоко воцерковленных людей и клириков, а также о том, что в нашем народе существует культ идола нации и ее вождя. Возможно, таким идолам поклоняются и другие народы, но в случае с русскими — очень больно, что это тонкое идолопоклонство уживается с проповедью христианских истин.
Не верьте, дорогой Владыка, тем, кто называет меня русофобом. Я русский человек, православный, люблю русскую литературу и философию, очень симпатизирую идеям славянофилов, преклоняюсь перед историческими свершениями нашего народа. По этой причине мне особенно горько сознавать, что двоеверие в русском народе до сих пор не удалось преодолеть, что наряду с поклонением Солнцу Правды Христу Богу наши люди служат идолу национальной гордыни. Одной из причин этого зла является травма, нанесенная всем нам тем страшным социальным экспериментом, направленным против замысла Бога о мире и о человеке, который произвели в ХХ веке безбожники-коммунисты.
Убежден, что Церковь своим служением может способствовать преодолению этого фактора, служащего к разделению. Православная Церковь Казахстана может возвысить свой голос, адресованный русским казахстанцам, о необходимости правильно расставить приоритеты. Мы граждане Казахстана и должны руководствоваться интересами нашего Отечества, строить его будущее на благо поколения, грядущего на смену. Русские казахстанцы должны отказаться от надменности по отношению к представителям титульной нации, отказаться от неоправданных и необдуманных высказываний об истории, независимости и территориальной целостности Казахстана. Этими действиями смиряется национальная гордыня. С молитвой и надеждой на помощь Бога мы можем преодолеть этот соблазн, способствовать ликвидации разделения в обществе и укреплению монолитности народа Казахстана, о чем неоднократно говорил наш Президент К-К. Токаев.
Важной точкой взаимного сближения русских и казахов, по моему убеждению, является казахский язык. Знание языка поможет нам ближе увидеть и понять великую казахскую культуру и благородство казахского народа. Если поставить целью начать говорить по-казахски, легче будет преодолеть барьеры смущения и страха, являющиеся фактором разделения. Мы можем предложить обществу ценные предложения в этом направлении. И я готов взяться за подготовку проекта таких рекомендаций. Сама постановка этой проблемы со стороны священноначалия в современных условиях может поднять авторитет Церкви в глазах общественности и будет способствовать умиротворению и преодолению барьеров.
Обращаясь к посту в Фейсбуке, который наделал столько шума и был удален мной по Вашему благословению, признаю, что допустил ошибку в форме высказывания, в его категоричности и эмоциональности. Буду прилагать все усилия, направленные на дезавуирование вредных последствий моих слов. Но сделать это под запретом высказываться в общественном поле, я не смогу. Считаю важным вернуться к диалогу с читателями на моей странице в соцсети. Обещаю, что буду нести лишь слово проповеди, мирное, доброе и по возможности радостное. Свои соображения в гражданских вопросах, если и буду высказывать, то очень осторожно, обдумано и взвешенно.
Прошу Вас обратить внимание на тот факт, что вчера в сети появилась ложная информация о моем отстранении от служения. Ответственности за этот фейк я не могу нести. Информагентство Казтаг является серьезным источником новостной информации. Разместить фейк на таком ресурсе под силу лишь очень опытному провокатору, который знал, что мне запрещены высказывания в общественном пространстве и я не смогу этого опровергнуть.
Также сообщаю Вам, что мне стало известно о распространении копии Вашего письма на мое имя в соцсетях. Я его никому не пересылал.
Готов в первые дни Великого поста смиренно исполнить Ваше благословение о командировании меня в Спасо-Силуанову пустынь. Но из-за необходимости попечения о сродниках и выполнения ремонтно-строительных работ дома не смогу там провести более 15-20 дней.
До начала поста считаю своим долгом вернуться к публикациям на моей странице в соцсети с целью примирения с теми, кого я обидел, словом покаяния, прощения и проповедью Евангелия.
Прошу Вас простить мне не только эти мои высказывания в общественном пространстве, но и причиненные мной личные обиды.
3 марта 2022 г.
Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник,
Иеромонах Иаков».
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)