Людмила Петрановская: «Все сплошь виноватые русские до седьмого колена» — это не реальность, это архаика
25 марта 2022 Ахилла
Из фейсбука психолога Людмилы Петрановской:
Так, поскольку каждый разговаривает с картинкой в своей голове, кратко итожу.
1. Происходит гуманитарная катастрофа. Гибнут люди. Причем это не стихийное бедствие, а сознательное насилие, это ужас, который трудно осознать. Многие испытывают сильный стресс, ярость, ненависть. И люди в таком состоянии имеют право не анализировать, не быть справедливыми и не учитывать чувства других людей. Если им легче выплеснуть гнев в словах — ну и хорошо. Те, кто в более ресурсном состоянии, могут — насколько могут — контейнировать и валидизировать их чувства, ну, или не поддерживать диалог.
2. При этом как в любой войне есть и информационная составляющая, которая на данный момент, судя по всему, представлена идеей коллективной вины и ненависти к группе безотносительно личной позиции человека. В ситуации нападения и страданий миллионов людей эта линия очень мощно наполняется энергией. Как я уже сказала, я не могу оценить плюсы и минусы этой линии, в любом случае страна, которая обороняется от превосходящего по силам агрессора, имеет право обороняться разными способами. Если это поможет Украине победить — ок.
И я нигде не говорю слово «бот». Это реальные люди, они в их понимании так помогают своей стране. Они тоже чувствуют гнев. Но контейнировать им не надо, у них другая цель.
3. Среди россиян, которые никогда не поддерживали агрессию, растет число людей в очень плохом состоянии. Я слышу о провалах в тяжелую депрессию, о суицидальных мыслях и намерениях. Их не нужно убеждать в «никогда не отмыться», они и сами так думают. И мне интересно, комментаторы готовы взять на себя ответственность, если хороший человек выйдет в окно сразу после их текстов?
Я обращаюсь к этим людям, и только к ним. Учитывайте фактор информационной войны. Она имеет право быть. Мы имеем право защищать свою психику. И по мере возможности помогать тем, кому еще хуже.
4. Когда мне пишут «мы вас будем ненавидеть всегда, вы все виновны, примите эту реальность», я не могу согласиться. Это не реальность. Это эмоциональное состояние у многих и продуманный нарратив у некоторых. Бомбы — это реальность, смерти — это реальность, беженцы — это реальность. А «все сплошь виноватые русские до седьмого колена» — это, во-первых, примитивная архаика, довольно вредная для любой психики. Чудовищное последствие любой войны — отброс в архаику.
Во-вторых, это неправда. Уравнивая вину вашего давнего френда, который, рискуя свободой, называет войну войной, с виной тех, кто стреляет и отдает приказы, кто поддерживает и оправдывает, вы не приближаете реальность, а размазываете вину военных преступников на неопределенную общность «русских», которая непонятно где начинается и заканчивается. Опять же, если прямо сейчас так вам легче или так нужно — ок. Но реальностью это не является.
А в-третьих, и в главных — это совершенно неважно сейчас.
Правда, нам всем в этой кошмарной ситуации странно тратить силы и нервы на обсуждение, кто виноват и кто кого разочаровал, кто правильно страдает, а кто нет. Мы не ради оправдания или одобрения говорим то, что говорим.
Я каждый раз, закрывая глаза, вижу улицы Мариуполя, лица коллег. Тогда нам казалось, что канонада постоянным фоном вдали — это худшее, что может быть…