Христианин — свидетель, а не Бэтмен
30 марта 2022 Ахилла
Из телеграм-канала настоятеля Воскресенского храма села Карабаново Костромской области священника Иоанна Бурдина:
За месяц, прошедший с 24 февраля, мне пришлось разговаривать с огромным количеством людей. И большинство из них шокированы тем разгул ненависти и злобы, который они видят вокруг. Но больше всего их поражают даже не картины Апокалипсиса на улицах украинских городов, а радостная «осанна», которую поют этому кошмару наши соотечественники. Их слепота и душевная черствость.
Если уж нет любви и сострадания, то должны же быть хотя бы какие-то минимальные представления о нравственности и морали.
Полагаю, что никакие моральные законы не работают, если нет умения различать добро и зло. Без этого, как мы знаем, можно пытать или сжигать людей, полагая, что тем самым ты спасаешь их души (инквизиция).
Но человек, находящийся в состоянии греха (то есть отрезанный, отсеченный от Бога) теряет возможность различать добро и зло, так как эти категории различимы не разумом, а сердцем (умение сопереживать и т. д.).
Требовать от такого человека жить по совести все равно, что удивляться тому, что слепой не видит солнца…
Что же в этой ситуации делать христианину?
Мы знаем, что зло невозможно победить злом. Помимо евангельского императива тому примером наша история, когда революция не уничтожила зло самодержавия, а породила еще большее зло. Когда взаимная жестокость красных и белогвардейцев обрушила Россию в бездну ГУЛАГа. Этот путь — силы против силы, жестокости против жестокости — всегда кажется самым простым и идти им всегда проще всего. Это широкий путь. Христианин не может идти этим путем, оставаясь христианином. На этом пути он также теряет возможность различать добро и зло.
Христос не пришел в этот мир, чтобы уничтожить зло силой и жестокостью. Пожалуй, будет преувеличением даже сказать, что Он пришел, чтобы уничтожить зло любовью: зло невозможно любить и человека, убивающего и пытающего других людей, любить невозможно. Самое большое, его можно жалеть.
Сам Христос говорит: «Я пришел, чтобы свидетельствовать об истине». Это и означает назвать зло злом, а добро добром, свет светом, а тьму тьмой. Если этим путем шел Христос, неужели для нас, христиан, возможен какой-то иной путь?
«Что есть истина?»
Будет ли истиной сказать, что диктатор — это зло, а его оппонент — это добро? Нет. И тот, и другой — люди, создания Божии, которые, как и я, могут ошибаться. И ради каждого из нас умер Христос.
Будет ли истиной сказать — не причиняй зла другому человеку: не бей, не мучай, не убивай, не оскорбляй? Да. Это входит в десять заповедей, данных Богом, это — евангельские истины, которые звучат из уст Христа.
Будет ли истиной сказать не лги, не лжесвидетельствуй? Да. Потому что и к этому нас призывает Бог.
Будет ли правильным сказать человеку: ты отдаешь приказ избивать безоружных или убивать невинных — ты совершаешь зло? Да.
Ты думаешь, что пытая или убивая тех, кто тебе не нравится, на кого указало твое начальство, ты защищаешь свою страну, свою семью, свой кошелек, в конце концов? Это самообман. Ты разрушаешь и самого себя, и свою семью, и свою страну, и все вокруг себя. Зло всегда настигает злого, какими бы мотивами он ни руководствовался. Истина ли это? Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на плоды зла в своем сердце, в других людях, в истории человечества, в конце концов…
Возникает закономерный вопрос: а что изменят мои слова? Омоновец не бросит дубинку. Солдат не отложит автомат. Президент не уйдет в монастырь. Патриарх не перестанет проповедовать о гей-парадах в Донецке.
В моменте истории торжество зла кажется абсолютным. Как это было в момент распятия Христа.
Зло будет торжествовать, но… отпадут бельма с глаз «великого гонителя и хулителя Павла»… бросит меч начальник преторианцев Себастьян… станет блаженным гуляка и распутник Августин…
Зло всегда всеобъемлюще — нацелено на массы и народы. Добро всегда индивидуально — обращено к конкретному человеку.
Даже Христу не дано исцелять страны и континенты. А вот снять бельмо с глаз слепого, дать ему возможность снова различать свет и тьму…
Чтобы тебя услышали, с каждым из своих оппонентов надо говорить, как с братом и сестрой (во Христе), искать в нем тот искаженный образ Божий, который не исчезает без следа даже в самом отъявленном мерзавце.
Но даже если твое свидетельство оказалось неуслышанным, не отчаивайся. Твое дело не изменить, а засвидетельствовать. И прежде всего ты должен свидетельствовать о том, что кроме взаимной ненависти и злобы в этом мире еще сохранилась Любовь. Если ты потеряешь ее сам, откуда она вообще возьмется в этом мире?
Безусловно правильным остается и личное неучастие во зле. Так же как и обличение зла в любом месте и на любой «платформе». Главное не забывать — истина не то, что кажется мне правильным и несомненным, а то, что не противоречит словам Евангелия и духу Любви. Не забывать, что ты не «спасаешь мир», а помогаешь различать добро и зло. Ты — μάρτυς, martyr, свидетель, а не Бэтмен.