Скамья епископов
8 апреля 2022 Ахилла
Владимир Михайлов
Я помню, как горел Нотр-Дам. В 2019-м, примерно за год до ковида. Самая удивительная часть той картины — это, конечно, парижане. Те самые, которые празднуют взятие Бастилии и носят легкомысленные прикиды, не частят в церковь, но иногда ходят на гей-парады. Эти самые парижане встали на колени перед пылающей святыней и громко, в голос молились Богородице. И Она, похоже, услышала.
Может ли быть что-то более странное в современном (или уже пост-современном?) мире, чем епископы в палате лордов Британского Парламента? Каждое из этих слов, кажется, принадлежит прошлому. Но прошлому ли?
И вот епископы сидят в парламенте и не для картинки, они голосуют и участвуют в его работе. Английский епископат не одно столетие является объектом шуток и карикатур. От него можно ждать чего угодно — кроме твердости и ясности. Отчасти это объясняется самой процедурой назначения архиереев Церкви Англии (любой из них — плод сложного компромисса), но не только. Английские епископы однажды очень крупно обожглись. Это было в 1914 году, когда Церковь Англии попалась в ловушку «священной войны». Буквально через месяц после начала Первой Мировой епископ Лондонский Артур Уиннингтон-Инграм, до того слывший германофилом, стал метать перлы: «Церковь лучше всего поможет стране, если в первую очередь даст всем понять, что мы ведем священную войну, и скажет это безо всякого страха. В великую пятницу Христос умер за свободу, достоинство и честь, и наши ребята умирают за то же. Единожды поняв, что все, ради чего стоит жить, поставлено под угрозу, страна без колебаний предастся мобилизации. Вы просите меня ответить в одной фразе, что здесь должна сделать Церковь. Отвечаю: мобилизовать нацию на священную войну!» Ага, та самая, не очень понятно, за что бывшая, ну кроме как дележ колоний, Первая Мировая названа была «священной войной».
Чем стала, в какую цену обошлась и чем та война закончилась для всей Европы — хорошо известно. Церковь выучила урок, причем настолько хорошо, что когда началась Вторая Мировая, самой обсуждаемой темой в английской церковной прессе были экуменические отношения в колониях и проекты богослужебных реформ. «Церковь Англии ошиблась, ввязавшись в Первую Мировую войну и забыв про Вторую», — писал об этом английский историк К. Гильсон-Смит.
Но сегодня горит что-то большее собора Парижской Богоматери. Горит то, что побудило английский епископат переступить через травму столетней давности и с удивлением (в первую очередь для себя самих) обнаружить, что они — все еще духовные лорды, сидящие одесную трона самой красивой и самой несокрушимой монархии современного мира. «Скамья епископов», как называют архиереев в палате лордов (они сидят на длинной лавочке, которая не делится на отдельные места), неожиданно дала отпор Московской патриархии. Еще раз: это сделала не «исповедующая Церковь», не гонимая община, не Римский престол с высоты своей независимости от земных владык. Это сделали епископы самой государственной Церкви в мире, которые в общем и целом назначаются британским премьером.
Несколько дней назад бывший архиепископ Кентерберийский Роуан Уильямс (человек, прекрасно говорящий по-русски и искренне любящий православие и русскую культуру) написал разгромную статью о роли Московской патриархии для путинского режима. Можно ли было такое представить пару месяцев назад? Абсолютно нет!
Бывший епископ Оксфордский Ричард Харрис призвал исключить РПЦ из Всемирного Совета Церквей. Кто-то скажет: это архиереи на покое, мало ли что они говорят. Но они на покое лишь как епархиальные епископы. Сегодня они оба — британские бароны и члены палаты лордов, как и во время своего пребывания на кафедрах. Действующие архиереи Церкви Англии могут быть сдержаннее в словах, но не в действиях. Недавно архиепископ Кентерберийский Иустин Уэлби разговаривал с руководителем Московской патриархии Кириллом Гундяевым. На сайте Московской патриархии разговор выдали чуть ли не за дипломатическую победу, но на деле он был очень холодным. И можно с уверенностью сказать, что Иустин говорил с Кириллом только потому, что об этом его попросил премьер Борис Джонсон.
Статьи в «Черч Таймс», де-факто главном печатном органе Церкви Англии, с самого начала войны отличались четким ви́дением и очень ясной моральной позицией. Ближе к концу марта в газете зазвучали слова о собственной ответственности Кирилла, о том, что он не просто забрызган кровью, пролитой кем-то еще. А потом была Буча, и «Черч Таймс» напечатала новую статью архиепископа Уильямса, в которой он призывает ВСЦ вышвырнуть Московскую патриархию из главной межхристианской организации.
Московская патриархия сделала в христианском мире в некотором смысле то же, что Путин сделал на востоке Украины — предала тех, кто был ближе всего; кто когда-то поверил в «духовно-нравственное возрождение»; кто когда-то затыкал уши от свидетельств гэбэшного прошлого и настоящего патриархийных «владык»; кто тешил их самолюбие почетными званиями и наградами. Рано или поздно это все равно бы вскрылось. Но то, что на передовой тут выступила «скамья» английских епископов — это и удивительно, и закономерно одновременно.
Иллюстрация: встреча в видеоформате патриарха Кирилла с архиепископом Кентерберийским / фото: patriarchia.ru
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)