«Холодно на дворе, холодно и в душе»: Пасха 1923 глазами современников
15 апреля 2023 Ахилла
Как встречали раннюю Пасху сто лет назад — об этом рассказывают дневники современников (с сохранением орфографии оригиналов).
Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944) — философ, богослов. С 1922 года в эмиграции.
1 апреля (19 марта). Вербное воскресенье. Привел Господь вступить в святые дни Страстной седьмицы здесь на чужбине. Греюсь у чужого очага, сослужу то в той, то в другой церкви, бесправным чужаком, шестым колесом. Особенно тягостно для меня служить в Посольской церкви с арх. Анастасией, благочестивым и строгим, но чопорным и чванным, здесь я только орнамент для архиерейской пышности, статист. Но, благодарение Господу, что дает радость причащения. Боюсь, что будет время, когда и радость сослужения будет от меня отнята.
Эту неделю два раза бывал на католич. службе в Notre Dame de Soin [у них это была страстная неделя], на вечерней службе во вторник и в пятницу утром, очевидно, при литургии преждеосвященных даров. Импозантно, свой особый мир молитв и песнопений. Но, должен сознаться, что холодно: нет задушевности, тепла, умиления, которыми облагодарствованы наши храмы в Страстные дни. Но опять-таки это относится только к русским, у греков ничего нет, кроме базара. И, разумеется, и в католичестве русские проявляют себя как русские.
У меня к Пасхе будет великое утешение: здесь, в общежитии, будет совершена мною пасхальная служба, есть уже разрешение от архиепископа, и уже начинаются спевки. Кроме радости иметь свою службу, хотя и среди чужого стада, меня еще услаждает, что это будет в комнате, открытая литургия без иконостаса. Я давно уже стремлюсь к упразднению иконостаса, чтобы приблизить совершение таинства к молящимся. Если было время, когда естественно появился иконостас, теперь нужно другое, его устранение, как не было его и в раннем христианстве. И гонение, обрекающее на катакомбы, вместе с условиями беженства, ведут к тому же. Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!
7 апреля (25 марта). Канун святой Пасхи. Вот и пролетела Страстная неделя на чужбине. Благодаря прекрасным службам церковным, в которых и мне приходилось участвовать, и не почувствовалась чужбина, в храме, среди русских, у себя на родине, и здесь так хорошо молятся… Хотя я провел Страстную без особого подъема, увы! их теперь у меня не бывает по грехам моим, и притом только зрителем, а не пастырем, тем не менее чувствую полное молитвенное удовлетворение. А пасхальную службу совершу здесь, в общежитии, в комнате, беженская служба…
Нет вестей о Феде, нет из Крыма. Пусто и тоскливо. Мы здесь будем объедаться, а они там лишены насущного и, вероятно, считают редкостью каждое яйцо и каждую щепоть сахара. Тяжело и стыдно… Господи, спаси их и сохрани…
В эти великие и вдохновенные службы я был совершенно захвачен православной стихией и мало вспоминал о католиках, хотя и обдумываю послание к папе относительно патриарха и русского народа. Но — это невозможно, если не приедет Федя. Так и буду считать: значит, нет на это воли Божией. Невольно думаешь и сравниваешь: конечно, в католичестве нет ни богослужения Страстной седьмицы, ни этого подъема [положим, нет его и у греков, как, вероятно, и у других славян]. Это, конечно, не значит, чтобы превосходство в одном означало превосходство во всем, но есть и остается разница стилей духовных, настолько глубокая, что, м. б., она и непреодолима человечески [кажется, такова мысль о. Павла]. Облатинение, конечно, мерзость пред Господом, но иное соединение возможно ли и оно и даст ли что? Иногда невольно об этом спрашиваешь себя, но отвечаешь догматически: единство Церкви мистически есть, значит, надо его искать исторически. Ищите и обрящете, такова заповедь Божия.
8 апреля (26 марта). Пасха Христова. Вот и Пасха на чужбине. Ночью была служба. Было хорошо и трогательно; хотя мало было народу. Молился от сердца о нас и дорогих отсутствующих, о Феде, о родине, о Церкви Божией. Утром ездил в Фанар на Патриаршую вечерню — обычный греческий парад. Узнал по дороге, что К-льский патриарх признал англиканскую иерархию и фактически установил Interkommunion, столь же произвольно, сколь еретично и неканонично, и это, кажется, подтвердили «восточные патриархи», эти вечные статисты. Со всех сторон ползет почва под историческим православием, и перед этим актом детскими шутками представляются претензии живой церкви. В греческой лавочке теперь все продается и покупается за дешевую цену, и идет ориентация и спекуляция на англосаксов, на англ., и амер. епископов. В сущности общаться нельзя после этого с ним, а я между тем буду под его началом в Праге. Тупики отовсюду.
День провел в обычной праздничной суете, посещал, принимал… От своих, от Феди никакого известия не имеем к празднику. Скорбно. Господи, спаси их, сохрани и помилуй, и умудри, дай силу…
Нет, каково: что бы завопили, если бы установился Interkommunion? С католиками, а здесь все безмолвствуют, и «народ», хранитель православия. В 40-е годы Пальмер стучался в двери православия, и от него потребовали Крещения, а теперь родные внуки Пальмера входят со всеми потрохами… Какая гниль! И благочестивый Афон, который умел скандалить в иных случаях, теперь также безмолвствует. По-видимому, вообще греческое православие выдохлось и превратилось в фольклор. Но что же делать? куда податься. А у нас или живоцерковщина или здешняя тухлость…
13 апреля (31 марта). Сегодня пятница Светлой недели, день Перекопского боя, когда Федя исчез от нас… Иду совершать литургию, молиться о нем. От него нет вестей, нет их давно и из Крыма. Хотя я и сохраняю надежду на его приезд, но он почему-то все отсрочивается. Бедный мальчик! Ему приходится, как и тогда, быть за нас искупительной жертвой. А я связан в своих движениях его отсутствием. Верно, нет воли Божией на то, чтобы я здесь шумел и «выступал». У меня все гвоздит желание обратиться к папе относительно патриарха, но я все не приведу для себя в полную ясность, как это сделать. Боюсь, не говорит ли здесь во мне суетливость. Нашего святого страдальца ожидает его Голгофа со дня на день. Из России вести идут о голоде. Стыдно своего здесь благополучия.
Эти дни обиваю пороги собираю деньги на проезд, приходится иметь дело со скользкой Лигой Наций и др. организациями. Приходится нищенствовать. Whitemore прислал мне 15 лир, первый раз я не взял, даже с ним объяснялся, как умел, но второй раз не умел отказаться. Даже подаяние от [или через] митр. Антония, к которому обратились мои неумелые благодетели, после сопротивления двухмесячного, приходится принять…
Вчера в Гарб. гимназии были разговоры и о русской революции, и о народе… Я невольно задумался, когда о. Леонид предложил мне вопрос сравнение здешнего и русского благочестия. Здесь, действительно, и Страстная, и Пасха были отмечены большим подъемом. Разумеется, я мог наблюдать его только, так сказать, боком и со стороны, но было очень хорошо, как дома, т. е. по внешнему благолепию даже лучше, чем дома.
Но когда думаешь о российских мучениках, то на сердце ложится такая скорбь и такое чувство виновности: они так страдают… И эта тень от грядущей Голгофы патриарха. И ведь здесь, по крайней мере, в Царьграде получилась известная внешняя полировка православия [«американцы, англичане», к посещению которых так наивно чувствительно относятся наши церковники], но углубления пока никакого.
Вчера я в своей речи коснулся вопроса о pexavofa, об историческом покаянии и для православия. Какое страшно ответственное и творческое время, и как мы бессильны и беспомощны перед его задачами.
Относительно католиков у меня сейчас складывается более спокойная и, хотелось бы надеяться, более твердая линия поведения: так как я догматически отрицаю разделение церквей, т. е. «православие» и «католичество», то нет и соединения, а должно быть сближение, органическое, но медленное и верное, которое не должно быть «приспособлением схизматиков», но действительным сближением западного патриархата и восточных патриархий, которое совершается с неотразимой силой, хотя и неприметно, даже для тех, кто не хочет и слышать о сближении. И притом не только для нас, но и для них. Они, т. е. католики, теперь, может быть, из тактики выдвигают восточный обряд, даже в Парижских храмах служат русскую службу [Евреинов], но сила и очарование восточного обряда, а, главное, мистическое значение этого биритуализма распространяется и на западных, поскольку они не комедианствуют и не лицемерят, что могут утверждать только сторонники м. Антония. Папа Пий X будто бы боялся, что восток поглотит запад в случае соединения. Это преувеличено, но и верно, и сие да будет! Насколько нам нужна помощь западной церкви в воспитании воли, настолько же запад нуждается в нашей задушевности и глубине. Возможно ли, соединимо ли? не есть ли маниловщина? Но это есть дело Божие, толдыте и отверзят.
Николай Мендельсон (1872-1934) — филолог, преподаватель.
2/IV Страстная неделя, но учимся везде, кроме Рабфака. В гимназии в субботу, оказывается, был инцидент. Учащиеся старших классов решили обязать друг друга подпиской не являться на занятия на страстной неделе. Мотив — евреи по случаю своей пасхи не будут учиться. Удалось успокоить.
15/IV Фомино воскресенье. Пасха прошла, как всегда, незаметно. Погода ужасная: холод, ветер, снег. Ни одного дня, похожего на весенний. Говел. Заутреню слушали в училищной церкви. Народу — гибель. И во всех церквах тоже, что не помешало, конечно, казенной прессе заявить, что церкви пустовали.
Герман Гауфлер (1908-1980) — выпускник Ленинградской консерватории, впоследствии преподаватель музыки. В годы ведения дневника — учащийся в феодосийской гимназии.
2 апреля. Через неделю у нас Пасха. Слава Богу, голода нет, как в прошлом году, а некоторые собираются даже печь много пасок и красить яйца. Мы тоже думаем спечь 2-4 пасхи и покрасить штук 30-40 яиц. Куда до прошлого года, когда яиц у нас было всего 7-8.
Иван Ярошенко (1885-?) — крестьянин из Запорожья.
7 апреля (25 марта). Разнесены по селу записки от К.Н.С., чтоб на первый день Пасхи брали лопаты и приходили до сельисполкома копать на сад ямы, вообще партия коммунистов не признает Бога и праздников никаких. … Сегодня 25 марта и вылыкодна суббота, идет хороший снег, но тепло. Течение во власти нормальное, больше всего во власти партийные коммунисты, беспартийных вычищают, преследуют; самогон забирают, а виновных придают суду, но все-таки не каются, приготовляют к празднику и выпивают. У Антона Баршака забрали 6 бутылок. У людей забирают, а сами выпивают, но и отправляют куда следует по дистанции. Бутылка самогону стоит 10 миллионов рублей.
8 апреля (26 марта). Первый день пасхи, был у церкви, прошол хорошо, тихо и спокойно, партия коммунистов копала ямы на сад и комнезаможний и на второй день был у Аврама Бабенка выпили самогону и хорошо погуляли вобще все празники проводили хорошо, весело и настроений спокойным из самогоном.
Мария Воскресенская (1913-?) — инженер-геолог. Писатель. Дневники вела на протяжении жизни, начиная с периода учебы в одной из ленинградских школ. Свидетель блокады Ленинграда.
8 апреля. Сегодня Пасха ведь самое радостное, что есть у меня в воспоминаниях мама мне и Коле напекла по куличу и мы были очень довольны Яйца красили все вместе но я красила свое яичко красками мы посеяли к Пасхе овес и удивлялись почему он не всходит, с’ели мыши (их у нас очень много мы с П.Е. ходили к ранней заутренне в новыи собор так нас с П.Е. чупть не задавили ма Пе Е. споткнулся о ступеньку и упал вместе со мной, а какоито старик закричал «Эи дяденька погоди падать» меня очень это насмешило Я мне в давке сломали фонарль мы из церкви вышли с крестным ходом но крестный ход мне не понравился очень мало мало мало даже батюшка рассердился и не пел Христос Воскресе все шли с фонарями мы хотели идти на Покровское кладбище и но мама не пустила а пошли 9го
Протоиерей Стефан Смирнов (1875-1934) — священник единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода.
8 апреля (26 марта). Пасха Христова. Погода зимняя, везде снег лежит даже кругом церкви. Через реку хороший санный путь, народу в церкви было много, куличи и пасхи появились, как и в старое время. Народ не голодает благодаря новой экономической политике, сено дорого от 15 до 25 млн. пуд, мука белая от 85 до 145 млн. пуд, сапоги от 300 до 600 млн., ржаная мука от 20 до 30 млн. рублей пуд, овес до 50 млн. пуд, мануфактура очень до рога.
Борис Эйхенбаум (1886-1959) — литературовед, один из ключевых деятелей «формальной школы», толстовед.
8 апреля. Пасха. Вчера большое впечатление, которого никак не ожидал: в церкви, где служил литургию прот[оирей] Александр Введенский. Это — огромный художественный талант. Нарушены все основные традиции православного служения — бесстрастие, медленность движений и т.д. Страшная напряженность эмоции, быстрота и порывистость движений, вскрикивания, иногда прямо судорожные движения, а в целом — замечательная, грандиозная картина религиозно-художественного экстаза. Во всей силе встал вопрос — есть ли разница между церковной службой и искусством. Это было так близко к театру — постановка мистерии. Так хорошо, что меня теперь тянет туда. Хочется даже написать Введенскому.
Дмитрий Скрынченко (1874-1947) — богослов, журналист, историк, педагог.
8 апреля. Пасха. Был у светлой заутрени. Холодно на дворе, холодно и в душе.
Дмитрий Лукичев (1878-1938) — крестьянин-домовладелец в селе Вашки. Исполнял разные общественные должности: волостного выборного и волостного судьи, был помощником председателя и секретарем «пожарной вольной Дружины», председателем и казначеем в обществе потребителей многолавки, счетоводом в сельском кредитном товариществе; корреспондент-наблюдатель Российского Гидрологического института.
8 апреля. Пасха. Праздник торжества ― христианской любви, на коей основано все христианское учение.
Никита Окунев (1868-1924) — служащий пароходства.
8 апреля (26 марта). Христос Воскресе! В Страстную Неделю и сегодня, т.е. в Светлое Христово Воскресение, погода крайне неприятная. Небо серое, утренний морозец сменяется на дневную слякоть. Благодаря ветру зябнется больше, чем зимой. Несмотря на старания комсомольцев и прочих антирелигиозных деятелей, с их специальным органом «Безбожник» (не знаешь, чего там больше: кощунства или порнографии), — на Страстной и в Пасху в московских храмах было необыкновенно многолюдно.
Михаил Пришвин (1873-1954) — писатель.
8 апреля. Пасха.
Наконец-то у нас в семье после пятилетия нищеты настоящая Пасха: все есть. Петя ходил в церковь. Лева на спектакль в комсомол. Я стал равнодушен к склонности Левы: было бы «чти отца и мать», из этого непременно сложится после (не скоро, не скоро) и церковь.
Морозы все держатся. Превосходный санный путь. На полях нет даже и проталин, по насту иди без дорог. В лесу глубокие снега.
13 апреля. Проходит Святая неделя, и как Рождество: снег, метель с морозом, метет, курится, наносит сугробы (кансамольская пасха).
Живем, пока жив человечек в глазу. Редко бывает глаз такой тусклый, что в нем человечка не видно, а бывает все-таки и хмуро, смотрит один зверь.
Алексей Орешников (1855-1933) — сотрудник Исторического музея, специалист по русской и античной нумизматике.
8 апреля. —3°. Светлое Христово Воскресение. Вчера пошел к заутрени в церковь св. Николая в Кобыльском, которая началась в 11 1⁄2 ч., народу было множество; в начале литургии ушел домой; наши не ходили от утомления в церковь. Часу в 12-м пришел А.А. Карзинкин, от нас пошел домой, и я с ним, у него поел рябчика, салами, пасхи, пришел священник, рассказал мне, что священник церкви св. Николая в Кобыльском принадлежит к «живой» церкви, чекист, большой карьерист, ему многие руки не подают.
Источник: Прожито.org
- Две пасхи: «Христос Воскресе» и «Вставай, подымайся, рабочий народ»
- Вышла на балкон — на все четыре стороны послала пасхальный привет…
- Мрачное впечатление произвела на меня иерусалимская «святая» неделя
- И слышу ответ их единый: Воистину воскресе!
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: