Рождественское письмо духовнику
8 января 2024 Юлия Некрасова
Батюшка… С Рождеством Вас, многая и благая лета! Давно я Вам ничего не писала. Хотя Вы же духовник мой, наверное, видите, что происходит? Меня здесь (в смысле, в церкви) три года не было. И за эти три года я от искренней, пламенной веры дошла (ну, или докатилась) до почти полного материализма, почти отступничества. Тоскую ли я по церкви, по тому периоду богообщения? Да. Хотя мне кажется, что грешу я сейчас не больше, чем тогда. А вот самокопания, чувства вины, каких-то навязчивых состояний стало меньше. Мне кажется, что я психически стала здоровее за эти три года. Впрочем, в том, что тогда было неправильно, никого, кроме себя, не виню.
У тех, кто, как и я, «устал веровать» (Ваши слова!) причины для этого, конечно, разные. Часто говорят, что это от отсутствия церковного воспитания в детстве, от незнания православного богословия. Не читают Евангелие, не знают святых отцов, не укоренились в традиции. Но не всегда причина в этом. Я 20 лет уже в церкви, я ПСТГУ закончила, я святых отцов читала, вероучению обучена, догматику в воскресной школе преподавала (эх, врачу, исцелися сам!). Беседы со свидетелями Иеговы вела, старалась их к вере в Бога Истинного привести! Я ко всему серьезно отнеслась, до сих пор стоят у меня на полке Минеи и Триоди, часослов, служебник, требник — литургику изучала. И не могу найти для себя ответа на простой, на детский по сути вопрос — о наличии зла и страдания в созданном Всеблагим Богом мире. Вы поймите, я за рамки догматов не хочу выходить, пусть в кругу этих догматов, но мне нужен непротиворечивый ответ.
Нужен! И это не надуманная для меня проблема. Для меня лично этот вопрос важнее всего внешнего, обо что претыкаются обычно «ухожане» (попов на мерседесах, тех или иных решений церковного руководства — церковь как земная организация не была и не будет изъята из нашей общей греховности). И это не решается так, как Вы мне говорите: мол, у тебя все в порядке, благодари Бога. Я благодарю. Но ведь и дальше своего носа видеть надобно! Мне нужен ответ, хоть я и знаю, что об этот детский вопрос бились лучшие головы. Решали, спорили… Кто дорешался до ереси, как Бердяев, онтологизировавший, в итоге, зло. Кто пришел к агностицизму или апофатике, отрицая в этом изолированном вопросе любое катафатическое, рациональное богословие (что неправильно, потому что тогда и во всем остальном его следует отрицать). Ну, в общем, мне уже понятно, что общего и ясного решения нет, но я хочу найти для себя какую-то концепцию, которая не будет препятствием в моих молитвах, иначе мне не ясно, почему Бог должен услышать меня, если не слышал молитв матерей Беслана, Кемерова, какого-нибудь онкоцентра, родных солдат ВОВ/СВО/чего угодно, ну в общем, всех тех, кто взывал к Богу в трудную минуту и не получил ответа, впрочем, включая и Самого Христа.
И я, кстати, не против концепции свободы человека, которой он распорядился неправильно. Хотя и тут не все ясно, ведь Творец мира, конечно, предвидел, что так будет и к чему это приведет, и не дрогнула рука Его… И я, будучи просто человеком, по законам Богом же данной мне совести, сотвори я вдруг такой мир и глядя на творение рук своих, ужаснулась бы…
Но пусть будет свобода, пусть грехопадение, пусть теперь мы приходим в этот полный риска мир, где Бог не является нам. Явно не является. Были у меня, конечно, были опыты ответа на молитву, мои личные опыты теофании. Все это было, и я не отрицаю ни их, ни аналогичный опыт других людей. Но все, без единого исключения, все эти опыты могут быть объяснены рационально. Я профессионально изучаю мозг, я знаю, как он хитер, как он достраивает реальность, какие иллюзии может порождать, даже будучи физиологически здоровым. Но вот, помимо результатов выбора человека, а проще говоря глупости, есть непредсказуемые, независимые от человека вещи.
Если, скажем, две девчонки делает селфи на балконе, и одна соскальзывает это собственная глупость, неосторожность, это объяснимо. Но вот: незадачливый водила чинит отвалившееся зеркало металлическим уголком и цепляет им на ходу ребенка. Обычное зеркало сложится, ну а с металлическим уголком оно режет, как нож. Это глупость других, за которую расплачиваются невиновные. Уже хуже, но объяснимо. Опять же, был недавно случай: ехала фура, у нее на полном ходу срывается колесо и сбивает насмерть женщину, шедшую по тротуару. Пусть водитель не проверил болты, или не заменил, но ведь как должны совпасть во времени и пространстве эти два участника события! Может такое случайно быть? Да может, конечно, 100% может. Все это прекрасно объясняется законами статистики, там, теории игр… Все идеально укладывается в кривые статистических распределений. И я бы склонна была думать, что миром, лежащим во зле, правит сатана (а помните, батюшка, как Иван Бездомный кричал, что это он (Воланд) Мишу Берлиоза под трамвай «пристроил»?), а заодно законы физики, биологии и статистики. Это граничит с ересью и не прибавляет смысла в молитве, это плохая концепция. Но ведь и она невозможна, потому что в Евангелии сказано, что ничто не случайно, что мы, люди, лучше многих малых птиц, что и волосы на голове у нас все сочтены (Лк. 12:7). Шах и мат.
А еще сказано (дважды сказано, Самим Христом!), что это не возмездие за грех, что не грешнее всех галилеян были те, на кого упала башня силоамская (Лк. 13:4), что ни сам слепорожденный, ни родители его не согрешили (Ин. 9:2). А это ведь самое распространенное объяснение, любимое православными, потому что легко и даже приятно судить человека и вынести приговор, которого Сам Бог еще не вынес. Но это неверно.
Еще одно объяснение, которые доводилось слышать, основывается на обесценивании страдания. Мол, для жизни вечной эта жизнь ничего не значит и не стоит. Потерпеть только миг, а впереди вечность. Но эх, ведь если ничего не значат наши страдания, то ничего не значат и наша радость, и наша любовь, наши грехи и праведность. Но это тоже неверно и духу евангельскому не соответствует: Христос плакал с плачущими, рыдал над умершим Лазарем, воскрешал и исцелял, и никому не сказал, мол, ну потерпите для вечности. Или еще хуже (и такое мнение тоже есть): терпите, страдания нужны для спасения. Ну прекрасно, давайте тогда друг другу спасительные страдания причинять и не бороться с ними, а то вдруг кто-нибудь так, не страдая, и помрет… Пока такая концепция живет и здравствует у христиан, как у Наума Коржавина:
«А они пожалеют меня? — Подтолкнут еще малость!
Что жалеть, если смерть — не конец, а начало судьбы.
Власть всеобщей любви напрочь вывела всякую жалость…»
В общем, для меня страдания человека не полезное, горькое лекарство (иначе Великому Врачу надо что-то делать с методами терапии), и не ничего не значащая прелюдия к вечности. Ибо страдания Христа значили все, а Его смерть, хоть была и позорной, и страшной, но не была ведь страшнее смертей человеческих до Него и после. Говорят, что Он был праведник, и страдал больше, но это как-то за уши притянуто. Он был истинно человек, и страдал, как человек.
Не случайность. Не кара за грех и не лекарство от него. Что же? Да, безусловно «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). Но, Боже, Боже, насколько проще зайдя в такой теологический тупик, повторить за Стендалем: «В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует». И ничего этого не надо объяснять, все становится понятно, ясно, непротиворечиво… Вот так, именно так рождается атеизм, не от рассуждений, поэтому и рационально переспорить его нельзя. Рождается от наблюдения за жизнью, и это страшно. Что-то, кажется, не то не только с Божией терапией, но и с педагогикой…
Это уже позиция атеизма. Но принять ее окончательно я тоже не могу. Очень хочу верить. Верить в то, что у жизни есть смысл. Вопрос о смысле жизни Семен Франк сравнивал с вопросом о куске хлеба для голодного человека. Если такого смысла нет — это очень, очень страшно.
Да, я понимаю, что очень возможно, что остатки моей веры это просто моя слабость, ну такая психика. Мне до боли хочется верить, что
«Он всемогущ.
Он болезнь оборет, —
Вызволит из огня
Душу мою, или взыв от боли,
Он отсечет меня.
Пусть.
Лишь бы Сам, лишь бы смысл
Вселенной
Бредя, не сник в жару…
Нет! Никогда не умрет Нетленный —
Я
за Него
умру»
(З. Миркина)
В общем, батюшка, как-то так у меня пока… И сегодня, когда в мир рождается Спаситель, мне хочется со всеми славить Его и встречать. Но сделать этого, как и молиться — не могу… И хоть я не скажу твердо «не верю» (банально храбрости, что ли, на такое не хватает?), но «не понимаю». Простите… Такое себе у Вас чадо…
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: