Покорнейше благодарю
27 сентября 2019 Сергей Дурылин
Отрывки из книги «В своем углу».
***
Опять холодная лапа на сердце. И больно. Ах, родную, родную бы руку на грудь — и отпала бы лапа.
Холод.
Человек — это то, что должно быть отогреваемо. Говорят, отогревают религия, искусство, наука. Нет: человек — человека.
Слабые милые руки человеческие, вам одним дано сбросить с сердца холодную лапу, сжимающую льдом мечущееся сердце.
***
(..) Какая суровая, я думаю, была бы наша церковь, если б все в ней было благополучно и с мистической иголочки — новешенько и чистехонько. Пьяненький шепоток, убогая слеза — не доходнее ли, не человечнее ли.
Вот вчера рассказала Софья Ивановна (Тютчева):
В их церковь пришел во время обедни пьяненький мужичок. Вежливо осведомился:
— Что это служат? Обедня?
— Нет, — отвечают ему, — всенощная.
Он стал перед амвоном. Священник вышел с возгласом:
— Мир всем!
Вежливо поклонившись, ответствовал мужик:
— Покорнейше благодарю!
А певшая на клиросе важная дама заметила:
— Вот никто не догадался, а он — за всех поблагодарил.
Путаное, убогое, слезовое, пьяное, детское, мудрое, — как тут распутать? Да и надо ли распутывать? А ну как распутаем, да…
(..) Убогие мы, и что же делать с убожеством? Хватило бы только сил сказать:
— Покорнейше благодарю.
***
Все думаю, думаю о В.В. [Розанове] Читаю его письма к Перцову. (..) Его «глазок» проник в сердцевину жизни, в бездонный колодезь бытия, — и черпал, черпал оттуда тайну — простой бадьей на веревке, руками, старыми, с синими жилками, руками, с табачною желтью на пальцах. Философы и профессора, разные — «Ологи», смотрят в колодезь в увеличительное стекло, освещают внутренность сруба электрическими фонарями, что-то измеряют, с чем-то сравнивают — и ничего не видят.
Сердцевина бытия. Стержень вселенского вращения. Когда-то Писемский говорил с матерым цинизмом, с грубою точностью:
— Думаешь, земной шар вокруг оси вращается? Нет, врешь, вокруг женской дыры.
И это же В.В. сказал с такою нежностью, с такою глубокою радостью и святостью бытия, так сумел расположить вокруг этой ямины бытия и Элладу, и Иудею, и Египет, и Сикстинскую Мадонну, и Лермонтова, и «Коринфскую невесту», — все, все великое, прекрасное, все «стержневое», первопричинное земли, — что до неба возвысилась его хвала, — до звезд, синих и сочувственных, которые он так любил и в которые так верил.
А батюшки и профессора духовных академий, и Струве, и сама Зинаида Николаевна (Гиппиус), и интеллигенты сказали в один голос: «Какой срам! Блуд на всю Россию».
«Пронесли имя, яко зло». Укрыли «ямину» листами «Нового времени»: «Вот-де тут все напечатано, что он писал… Рррретроград-с!»
А батюшки в один голос сказали: «Про неправду все написано. У нас все благополучно. Жены десятым ребенком брюхаты. А хоть бы и одиннадцатым — всем на пироги хватит». А до других… «У нас, видите, своя изба, самого крещения Руси, и с этого времени она стоит с краю-с».
Итак: Ретроград. Блудник. Похабник. Двоеручник.
И… и… и…
И… локоть близок, да не укусишь! «Блудника» нет в живых, но на всю Россию стонут батюшки: «Ах, безнравственность! Сплошной развод! Пятью пять жен и пятью пять поджен у каждого мальчишки! Никто не хочет рожать… Коллективная баба русской земли делает выкидыши. Не хочет быть брюхатой. Детских трупов не счесть… Падение полное семьи!»
В.В. добрый. Он лежит себе в могиле, рядышком с Леонтьевым, и молчит. Не встанет. А если бы был злой, встал бы и ответил батюшкам:
— А! теперь поняли: хотите, чтобы «рожали», а когда я звал, плакал, негодовал, выл от боли, что порывает человек пуповину, связывавшую его с миром и бытием, вы спокойно рожали одиннадцатого поповича, а других увещевали: «Не читайте Розанова!» — и, угощая выхолощенными «гомилетиками и канониками», учили на всю Россию: «Семя жизни, — семя рождающей — грех». Вот и обоняйте теперь семя смрада увядающего рода русского!
Но он добрый. Не скажет. Молчит. Могила тиха и одинока.
Отчего же с этою могилой меня не может время примирить.
Иллюстрация: картина Александра Морозова «Выход из церкви в Пскове»
Читайте также:
- Невеста Христова всегда, но всегда и блудница
- Падаль
- Волосок бытия, или Жена целибата
- А это-то и была — молитва, это-то и была — религия
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)