Многим церковным людям не хватает уважения друг к другу
25 декабря 2017 Ахилла
Анкета молодого мирянина из нашего проекта.
***
Расскажите немного о себе.
Мне тридцать лет с небольшим, образование – высшее юридическое, работаю по профессии. В Церковь пришел на рубеже 1990-2000-х годов.
Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?
Могу сказать определенно – в Церковь меня привел Господь. Я рос в совершенно нерелигиозной семье, где, правда, с уважением относились к христианству, как к некой философской системе, изредка посещали храмы, чтобы поставить свечи. Крестили меня в 4 года («потому что так полагается»), но, сколько я себя помню, всегда ко всему церковному у меня было уважительное, почтительное отношение. В детстве у меня была «Детская Библия», которую я, правда, не столько читал, сколько рассматривал картинки.
Сознательный интерес к вере у меня начался где-то с 13-14 лет. Поскольку моя семья была светской, и с детства меня никто не воцерковлял, в моей жизни был момент Обращения, разделивший жизнь на «до» и «после». Это были первые Исповедь и Причастие. Я не буду подробно описывать свои ощущения, мысли, чувства, переживания во время всего этого. То, что я пережил тогда, лучше всего описать кратким словом – Встреча. В моей жизни она была. После нее я понял, что без Бога я дальше жить не могу и не хочу. Мне тогда было 16 лет.
Так как возраст у меня был достаточно юный, и мои представления о различных религиях утверждались на прочитанном мной учебнике «Религии мира», и еще паре духовных книг, то о Православной Церкви как таковой я практических представлений не имел. Я знал, что Православная Церковь – это сообщество Поместных Православных Церквей мира, находящихся между собой в евхаристическом общении, что это Тело Христа, у которого Глава – Сам Христос. Возможно, именно тот религиоведческий учебник и определил мое дальнейшее восприятие Православной Церкви именно как Церкви Вселенской, Кафолической, Соборной, не ограниченной никакими юрисдикционными, культурными и этническими рамками. Священное Писание я начал читать именно после той первой исповеди – исповедовавший меня священник сказал мне, что оно должно быть моей настольной книгой.
Еще у меня был такой интересный опыт – мое осознание себя христианином проходило под органную музыку Баха. У нас дома была старая радиола 1960-х годов и много пластинок с классической музыкой. Были там и Вивальди, и Моцарт, но особенное впечатление на меня производила органная музыка семейства Бахов (не только один лишь Иоганн-Себастьян там был композитором). Под эту музыку было очень хорошо размышлять о Боге, Церкви, вечности, душе, жизни и смерти… В реальную же жизнь Церкви я входил постепенно.
Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях, и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?
Сразу хочу сказать, что мой опыт – это именно мой опыт, опыт субъективный.
Достоинства:
Прежде всего, главное, что я увидел в Церкви – это реальный опыт Богообщения. Свет Христов, который просвещает всех, вне зависимости от того, насколько человек грешен. Благодать, которая исцеляет людей и от телесных, и от душевных недугов. Апостол Павел перечисляет плоды Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Все это есть и в жизни Церкви, и в жизни многих церковных людей, с которыми мне приходилось встречаться. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей, что-то сияло в жизни людей более ярко, что-то менее.
Конечно, есть и недостатки:
На мой взгляд, многим нашим церковным людям очень не хватает уважения друг к другу. Многие склонны видеть вокруг одних врагов, и с подозрением относятся даже к тем, кто стоит рядом с ними в храме и с кем они причащаются из одной Чаши. Может быть, это какой-то пережиток советской психологии – не знаю. Отсюда проистекают и грубость церковных тетушек и старушек, видящих врагов Божиих в зашедших в храм девушках без платка и в брюках или парнях в шортах, и оскорбления православных в адрес православных на различных форумах и в социальных сетях, приклеивание ярлыков «модернист», «обновленец», «пгмнутый», «консерва» и т.п…
У нас, в отличие от тех же протестантов, напрочь отсутствует миссионерское сознание. Как-то раз я был в США, и посетил один греческий православный приход. Что меня там поразило – абсолютно все на этом приходе было направлено на то, чтобы люди туда не только пришли и ушли, но чтобы остались там, чтобы вошли в жизнь прихода, в жизнь общины. Среди прихожан там много не только греческих эмигрантов, но и коренных американцев. Вот чего у нас, к большому сожалению, очень мало – это общин.
О недостатках можно говорить много и долго, но я думаю, что никогда жизнь Церкви не была безоблачной, никогда в ее жизни не было идеального «золотого века». Уже в апостольский век, на страницах книг Нового Завета мы видим и сребролюбивых Ананию и Сапфиру, и коринфского кровосмесника, и властолюбивого Диотрефа… Проблемы, грехи, падения, человеческие страсти были в Церкви всегда, и будут в ней до Второго Пришествия. Что ничуть не умаляет святости Церкви, которая свята святостью Христовой, а не человеческой.
Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?
Да, встречалось. Есть множество пастырей добрых, которые действительно готовы положить жизнь за други своя. Отдать последнее. Лично мне некоторые священники помогали материально, когда у меня были финансовые трудности, ничего не требуя назад. За что я им очень благодарен и поминаю их в молитвах.
Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?
Конечно, бывало всякое. Священники вообще люди подневольные, зависимые. И надо иметь большое мужество, чтобы открыто начать говорить о проблемах, не боясь гнева вышестоящих инстанций…
Приходилось наблюдать интересную эволюция человека от того, каким я его знал, до принятия сана и до того, каким он стал после нескольких лет священнического служения. Человек становился более замкнутым, менее общительным, говорить начинал как-то односложно, избегал обсуждения сложных тем, высказывания своего личного мнения. Но я чисто по-человечески прекрасно понимаю таких людей и не хочу их осуждать.
Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?
Общины в епархии есть, работа в них ведется достаточно большая, но так как у нас крупный мегаполис, то того количества реальных общин, которое есть, недостаточно для того, чтобы эти результаты стали явны для большинства людей.
Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?
Раньше какое-то время посещал, в настоящее время не посещаю. А жизненные и острые вопросы обсуждаю в основном со своими друзьями, многие из которых разделяют мою веру.
Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?
Возможности есть. Все-таки сказывается то, что я живу в крупном городе. Здесь много храмов, много священников, можно выбрать для реализации своих инициатив приход любой направленности, что кому ближе.
Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом?
Однозначно нет. Меня вполне устраивает быть мирянином в Церкви.
Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла?
Какого-то особенного культа личности вокруг патриарха не замечаю. Может быть, просто в моем окружении нет людей, которые создают этот культ и участвуют в его «отправлении»?
Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?
Человек предполагает, а Бог располагает. Думаю, что в ближайшие десять лет в жизни Русской Православной Церкви в России мало что изменится. Патриарх свою внутреннюю политику менять вряд ли будет. А под него подстраиваются большинство иерархов. Если и ожидать каких-то реальных изменений, то еще не скоро. Возможно лет через тридцать-сорок…
Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?
«Ахиллу» читаю регулярно, кое-что даже публикую на этом сайте. Уверен, что о проблемах надо говорить, и вопреки известной пословице надо выносить сор из избы (зачем же избу превращать в помойку?). Если о проблемах не говорить, не писать о них, они никогда не будут решены.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: