Пока живы священники, к которым не страшно прийти и открыть душу, я буду в церковной ограде

4 января 2022 Ахилла

Повторяем текст из проекта «Анкета анонимного молодого мирянина» за январь 2018 года.

Расскажите немного себе (по желанию).

Мне 28 лет, окончил исторический факультет местного госуниверситета. Первое знакомство с церковью случилось в 8 лет. Затем, уже в институте, понабравшись кое-какого жизненного опыта, заметно охладел к религии. После окончания вуза работал в IT-сфере в продажах и клиентском сервисе. В 2016-м занесло в местную епархию, где выдержал чуть больше года. Сейчас работаю в сфере логистики в федеральной компании.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

Как было написано в одной книжке: «К Богу приходят либо через рай, либо через ад. Через ад быстрее». Привела меня в церковь в 1997 году болезнь матери. Тогда же мы всей семьей и воцерковились. На дворе девяносто-веселые годы, денег, связей и возможностей у семьи не было. Какой представлялась… Да никакой, в общем-то. Церковь казалась последним местом на Земле, где можно найти помощь и утешение.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Каков поп, таков и приход. Эта поговорка известна всем. Жаль только, немногие знают окончание: каков мир, таков и клир. Попадались всякие священники и миряне. Так, с 2008 года я перестал ходить в тот храм, в котором меня крестили: когда там обосновалась группка харизматов, всячески навешивавшая лапшу мирянам про то, что «в пост небеса закрыты, и души не могут попасть в рай», или агитировавшие ездить на могилку к «святым нашего времени», типа Марины Нижегородской или Алексия Пензенского. Не знаю, проповедуют ли они там сейчас, священнических могил в ограде того храма поприбавилось, а желания заходить и проверять не возникло.

А действительно помог тот священник, который встретился нам, когда моя мать лежала с онкологией. С 1998 года, с некоторыми перерывами, о которых я писал, езжу к нему, хотя служит он в небольшом сельском храме, собственноручно им же восстановленном в начале 90-х годов, который находится в нескольких десятках километров от города. Но когда возникает необходимость — расстояние не преграда.

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

Однажды довелось. Я тогда оказался в Костроме на приходе о. Андрея Логвинова. Рассказывать можно много и долго, но всем интересующимся рекомендую к просмотру фильм «Два Андрея», добрая половина которого посвящена ему. Ну, и из того, что бросилось в глаза: наличие общины, половина которой молодежь в возрасте 23-25 лет, и наличие того самого духа Евангельского, в котором нет ни эллина, ни иудея. Увы, но это скорее исключение из правил.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?

Фальши и лицемерия я хлебнул, работая в одной из туристических структур родной епархии. Эталоном двойных стандартов была, с позволения сказать, «начальница» отдела, в котором я трудился. Отсутствие какого-либо внятного образования, преклонный возраст и откровенные проблемы с алкоголем. Появлялась она на работе, когда считала нужным, сорвать с выходного или отпуска — само собой разумеющееся. Уехать до дома на моей машине — всегда пожалуйста. Верхом маразма явился звонок в выходной с утра: «У моей собаки понос. Я не могу сегодня выйти на работу». Вспомнились две цитаты. Первая из учебника истории: «Бирон с лошадьми и о лошадях говорит как человек, а с людьми и о людях — как лошадь». Вторая из фильма «День радио»: «Про редких животных ничего не могу сказать, а вот соседка моя, вот она: редкая с..а».

Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?

Их можно назвать одним словом: профанация. Должности начальников отделов неоплачиваемые, и занимающие их священники кормятся с приходских зарплат. Поэтому маститые протоиереи дружно спихнули это бремя на вчерашних выпускников-семинаристов. Учитывая, что уровень образования нашей местной семинарии оставляет желать лучшего (об этом ниже), результаты работы отделов соответствующие. Меня, как человека, разбирающегося в IT, пытались привлекать в миссионерские проекты, но после моего ухода из епархии все это заглохло, у сайта миссионерского отдела уже кончился срок регистрации домена, группа ВК тоже не обновляется. Хотя на бумаге и на собственно епархиальном сайте — все, как нельзя лучше.

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

Не посещаю по причине отсутствия времени, да и отсутствия молодежных объединений в нашем городе. Последнее умерло около трех лет назад.

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

Такие мероприятия проводятся, но, как правило, не выходят за рамки прихода. Реально из 20 с лишним приходов нашего города можно говорить о 3-4, в которых есть община. Интересное наблюдение: это как раз те самые храмы, которые не закрывались в годы советской власти. Тут, конечно, многое зависит от настоятеля. Но и тут не все так просто: если в одном из них рады любому человеку, то в другом в каждом захожанине видят засланного казачка и законспирированного масона. Все контакты с прихожанами соседних приходов — под запретом. Иногда доходит до абсурда, например, когда не набирается автобус на поездку в паломничество, то отменяют поездку, вместо того чтобы пригласить людей со стороны. И это при том, что между этими приходами — около километра, если считать по прямой.

Еще можно упомянуть православных скаутов, но их дальше крестных ходов никто в нашем городе не видел.

Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?

Было, даже проучился полгода на вечернем отделении на катехизатора. Забавно было видеть реакцию батюшек на первой сессии, когда те узнавали о моем первом образовании. Однажды даже было озвучено предложение попреподавать на том же отделении, которое было снято после встречного вопроса: как тогда совмещать учебу и преподавание? А по факту лишний раз убедился в оценке нашей семинарии одним из батюшек: «Это в лучшем случае крепкое ПТУ, но никак не высшее образование». Нужна была эта учеба только ради корок, потребность в которых отпала после ухода из епархии.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

Лично для меня неактуальна вообще. Я к его избранию никакого отношения не имел, а упоминание его во время богослужения ­— это просто строчка в богослужебном тексте. Как писал на эту тему Бродский:

Генерал! Я вам должен сказать, что вы

вроде крылатого льва при входе

в некий подъезд. Ибо вас, увы,

не существует вообще в природе.

Нет, не то чтобы вы мертвы

или же биты — вас нет в колоде.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

Будущее РПЦ видится мне безрадостным. Люди, умеющие думать и имеющие реальный авторитет среди прихожан, уже практически полностью выдавлены из церковной жизни. С трамвайными хамами, типа Ткачева и Смирнова, много не наработаешь. Хозяйствование нынешними методами с активными госдотациями долго существовать не сможет, рано или поздно власть поймет, что православие навязать новой госидеологией не получается (учитывая реальное количество «практикующих православных» от 1 до 14% населения страны, да и Дагестан, Чечня, Ингушетия и другие «неправославные» регионы такое не пропустят), а стало быть какой с него прок? Дальнейший срок жизни РПЦ будет определяться продолжительностью жизни бабок-прихожанок (с).

Ну а мое будущее… Пока живы те священники, к которым не страшно прийти и открыть душу, я буду в церковной ограде, когда их не станет, буду молиться мирянским чином, благо на «Ахилле» с соответствующей теорией можно ознакомиться.

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

Читаю с весны 2017 года и с огромным удовольствием, более того, есть много мыслей по основной теме ресурса, и надеюсь когда-нибудь получится их здесь опубликовать. Надо сказать, я был знаком с творчеством уважаемого главреда со времен сайта Рsevdo.net, и уже тогда мне нравилось, что и как там писалось. Конечно, можно посетовать на малое количество материалов, которые появляются за сутки, но тут соглашусь с одним из предыдущих анонимов: для развития проекта читателям нужно становится писателями. Нравятся «многосерийные» проекты Ксении Волянской, Константина Кокорева, материалы Егора Владимирова, ну и, конечно, самого Алексея Плужникова. Материалов, которые однозначно не понравились, назвать не могу, возможно, отдельные моменты в каких-то материалах из разряда тех, что на Правмире кличут «духовным эксгибиционизмом». Но это больше в силу особенностей моего характера: совсем личное я стараюсь держать при себе. Ну, а в целом: viva, Ahilla! Многая тебе лета!

Фото: Андрей Разумов/amacumara.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: