Верующие тоже задают вопросы и ищут ответы
18 января 2018 священник Андрей Свистоплясов
Прочитал статью Юрия Гурова «Вопросы на ответы», решил написать очередной ответ-вопрос. Мне близка и интересна затронутая тема, к тому же я знаком с Александром Панчиным по переписке и смотрел упомянутое видео «Разговор с атеистом» в первый день выпуска. К сожалению, «Спас» ролик удалил безвозвратно, но в сети он доступен. Действительно, оппонент от «Спаса» прот. Алексий Батаногов выглядел весьма блекло, беседу вел как-то расслабленно, впечатление, что он не готовился совсем, хотя вопросы были предварительно представлены, до эфира. Кандидат биол. наук Александр Панчин к передаче готовился, говорил ясно и доходчиво, за что я и выразил в его блоге свою признательность после передачи. Не знаю, как для кого, но для меня биолог — очень приятный и желанный собеседник.
Теперь по сути статьи. Сперва выражу свое отношение к беседе о «непересекающихся плоскостях» — ну не нравится мне такой геометрический подход, несмотря на то, что случилось в свое время поучиться в математическом классе и геометрию я очень даже любил.
Мое представление, которое, возможно, не всем понравится и подойдет, другое — Бог присутствует во Вселенной везде и в то же время нигде. Как писал Блез Паскаль: «Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе — Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света; тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы».
То есть никакими естественнонаучными экспериментами, типа тех, что устраивают на премии «Гудини», Бога «поймать за бороду» не получится. Духовный мир существует, проницая все наше физическое пространство, явно себя не обнаруживая, и лишь в очень редких случаях нарушает естественное течение физических законов нашей Вселенной. Основное место встречи и взаимодействия духовного и физических миров, как мне думается, — наше сознание. Если принять существование антропного принципа при появлении и развитии физического мира, то это как бы становится очевидным само по себе, поскольку никакое другое существо не имеет сознания, совести, способности к осмысленному творчеству так же, как человек. Миллионы лет муравьи строят муравейники, лисы роют норы, птицы вьют гнезда так же, как их далекие предки, и только человек, обладая сознанием, совершает немыслимые по сравнению с жизнью всей одушевленной природы вещи, делает открытия, изобретения, задает себе цели и достигает их, задумывается о смысле своего существования.
Про Адама и Еву — да, вопросы есть, и я не уверен, что кто-либо из древних и современных богословов поможет мне здесь окончательно расставить все точки над «i». Думаю, что Адам и Ева могли существовать как начальники определенного рода, могли иметь какие-то особые отношения с Богом, откровения о Нем и от Него и т. п., но они не были единственными «homo sapiens» для своего времени.
Есть и другая версия — существование Адама и Евы в каком-то особом, духовном мире, существовавшем до «Большого Взрыва», но она мне не совсем близка и понятна, хотя я и ее вполне допускаю, как имеющую право на существование. При этом я не только допускаю, но и настаиваю на метафоричности рассказа об Адаме и Еве, как одной из самых сложных, засекреченных притч Ветхого Завета, которая не имеет прямой исторической основы в нашей земной истории, но является важным духовным основанием для людей в отношении понимания самих себя, нашего места в мире, наших взаимоотношений с Богом. В любом случае важно понимать, что Адам и Ева — это все мы, в нашей жизни происходят и падения, и предательства, и восстановление, покаяние, умерщвление ветхого животного, плотского Адама, насколько это возможно без вреда для нас самих и наших близких, для того, чтобы дать место и время родиться и возрасти духовному Новому Адаму — Христу.
Я понимаю, что с таким моим «кривым» богословием не все смогут согласиться — оно порождает еще массу сопутствующих вопросов. Признаюсь, что у меня нет на все готовых ответов, я просто изложил свои, может, не самые умные мысли, для обсуждения.
В беседах с атеистами нередко можно услышать, что у верующих на все есть готовые ответы, что они мыслят догмами и никакого полета и свободы мысли не допускают, поскольку считают, что обладают готовой и абсолютной истиной во все полноте. Не могу с этим согласиться — Истина в полноте может быть только в Боге, Он Один и знает суть «всех вещей», мы лишь можем говорить о том, что знаем что-то об этой Истине, доверяем каким-то ее свидетелям, попросту верим им — тем же апостолам, пророкам, которые смогли рассказать нам через Священное Писание о Христе. Но при этом вопросов остается немало, и в течение жизни появляются все новые и новые, но, если мы верим, что Христос — Истина и апостолы нам не соврали, а рассказали все, что было нужно, засвидетельствовав рассказанное собственной кровью, то у нас есть надежда, что ответы придут в свое время. В этом смысле религия перекликается с наукой, мы, верующие, тоже ищем истину — в себе, в мире, в людях, в жизни, но эта истина духовно-философского круга вопросов «зачем», «для чего», «какой в этом конечный смысл». Наука просто этим не занимается, это не ее компетенция, у нее для этого нет инструментария и методов, но она прекрасно справляется с вопросами «как устроен мир, в котором мы живем», «как все это работает». Я благодарен и религии, и науке за их поиски и ответы — без последней жизнь была бы крайне тяжела и сурова, без первой — она была бы бессмысленна.
Фото: craftatlas.com
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: