За что я благодарен патриарху Кириллу

1 февраля 2018 священник Федор Людоговский

Предвижу, что читатели «Ахиллы» будут удивлены таким заголовком. Сайт развернулся на 180 градусов? Или этот разворот случился лишь с конкретным автором? Поспешу вас успокоить: с сайтом всё хорошо. А что касается автора… В общем, сейчас поясню.

Я довольно обидчивый человек. Конечно, я стараюсь не обижаться на всякие глупости – например, на то, что мне чего-то не дали, куда-то не позвали, не проявили должного внимания… Но есть вещи, с которыми мне трудно смириться: сознательный обман моего доверия, прямая агрессия с целью унизить, декларируемое бессердечие и жестокость (пусть даже это не проявляется в делах, а лишь в словах) – а также попытки меня использовать, отнестись ко мне не как к цели, а как к средству, не как к мыслящему и свободному субъекту, а как к объекту, как к неодушевленному предмету.

И я должен признаться, что я обижен на патриарха Кирилла, разочарован в нем. Я был свидетелем его предвыборной кампании – и сейчас, спустя девять лет, видно, что просветительского проекта, которого мы могли бы ожидать от просвещенного митрополита, не случилось, – напротив, наступила эпоха обскурантизма и потакания низменным страстям толпы.

А кроме того, очень хорошо видно, что для патриарха Кирилла священник – это лишь винтик, который должен исправно функционировать. Его, священника, радости и горести, дарования и слабые стороны, возможности и надежды – никому не нужны и никому не интересны. И это при том, что священник, как говорится, работает с людьми, и уже потому это – казалось бы – одна из самых творческих профессий.

Но время шло, моя жизнь менялась, я начал понимать кое-какие важные вещи. Во-первых, это старая мудрость: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия». Совсем не надеяться на человека, думаю, невозможно – тогда уж лучше сразу в петлю. Но вот именно на князей, на начальников, которые придут, всё поменяют и сделают нам красиво, – вот на них в самом деле надеяться не стоит. Можно, помимо Бога, рассчитывать на свои силы, на поддержку друзей и коллег, на понимание твоего непосредственного начальника – но не на тех, кто сидит на вершине холма.

А во-вторых, я на своем опыте понял, что разочарование и обида губительны для обижающегося. Эти чувства разъедают душу, лишают ее силы, ввергают в уныние и отчаяние. Поэтому есть смысл постараться посмотреть на себя и на людей, с которыми взаимодействуешь, как-то по-другому. Реализовать то, что Виктор Франкл называл свободой позиции, – то есть ту свободу, которой не лишен даже лежачий больной, даже узник концлагеря.

Обида разрушает, а благодарность исцеляет. Поэтому, в качестве своеобразного духовного упражнения, я хотел бы здесь перечислить те вещи, за которые я благодарен нынешнему патриарху.

Я не буду говорить ни о церковном суде, ни о межсоборном присутствии – всё это институции хорошие, но малоэффективные; а главное, я в этом почти ничего не понимаю. Лучше я скажу о том, что важно для меня как для приходского священника.

1. Пасха 2009 года была для меня первой Пасхой в сане пресвитера, а для Кирилла – в сане патриарха. Я тогда неофициально служил в храме рядом с моим домом. Помню, что за полчаса до начала ночной службы в алтарь прислали сообщение: исповедовать не надо, так распорядился патриарх. Настоятель, кажется, был не против нововведения, я – так прямо очень рад. Но второй священник, постарше меня на два десятка лет, был явным образом смущен. Однако, как бывший военный, он взял под козырек и не стал обсуждать начальственных нововведений.

Я считаю, что это было очень правильным решением. Да, конечно, можно сказать, что это популизм, что патриарх погнался за количеством причастников или пошел на поводу у ленивых попов. Но для меня это было радостью и облегчением, потому что с некоторого времени я всё острее ощущал этот диссонанс между ликующими словами пасхальных песнопений и огласительного слова – и людьми (священниками и мирянами), которые помрачают лица свои даже в самую ночь светлого Христова воскресения.

2. Через год или два я пришел в гости в университетский храм на престольный праздник – Татьянин день. Службу возглавил патриарх. Служащих священников и так хватало, так что меня попросили поисповедовать. Исповедь проходила в притворе, но я слышал все молитвы анафоры благодаря тому, что патриарх читал их в микрофон. То есть параллельно пел хор и негромко, но вполне отчетливо звучали евхаристические молитвы. Я взял это на заметку и ввёл в свою практику. И если кто-то из прихожан пытается обличить меня в модернизме, я ссылаюсь на патриарха. Конечно, это немного нечестный прием, но для многих мой аргумент звучит достаточно убедительно.

Кстати, за той службой, если я правильно помню, причащались не только священники, сослужившие патриарху, но и те, кто всю службу исповедовали. И это хорошо и правильно.

3. Разными своими указами патриарх Кирилл заметно расширил список мест и дней, когда и где литургия может совершаться с открытыми царскими вратами. Казалось бы, на фоне всего того, что происходит в нашей церкви, радоваться таким вещам довольно странно. Но меня это действительно радует. Это пусть небольшой, пусть далеко не самый важный, не самый сущностный – но всё же шажок к тому, чтобы литургия в самом деле была общим делом христиан. Понятно, что в больших городах при желании можно пойти к католикам или к лютеранам – и поучаствовать в литургии без алтарной преграды, с чтением Евангелия на русском языке, со служением священника (пастора) лицом к народу и без обязательной исповеди перед причастием. Но для тех православных, в чьем сознании конфессиональные перегородки доходят до неба, – для них тенденция к служению литургии с открытыми царскими вратами может, как мне представляется, стать источником радости и вдохновения.

***

Наверное, можно вспомнить и что-то еще: введение обязательного оглашения (хотя бы две-три беседы перед крещением), настоятельную рекомендацию не исповедовать во время литургии и др. Но это – вещи менее заметные или более спорные. А то, что важно лично для меня, то, за что я благодарен патриарху Кириллу, я перечислил выше.

«Всегда радуйтесь! Непрестанно молитесь! За всё благодарите!» – эти слова апостола затерты до дыр. Но в какой-то момент понимаешь: да, в принципе это возможно. И возможно это благодаря не какому-то чудесному стечению обстоятельств, а как следствие нашего свободного решения, нашего осознанного выбора.

Так что давайте сделаем выбор в пользу радости, предстояния Богу в благодарности. Да, все тучи от этого не рассеются, но всё же наша жизнь может стать светлее и веселее.

Вы согласны?

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: