Славные дела, или Как я работала в епуправлении. Часть 2
22 мая 2018 Татьяна Хаванская
Православное воспитание и обучение детишек
Каждая уважающая себя (а других и не бывает, то есть не уважающих себя) епархия имеет в своих владениях хотя бы одну православную гимназию. Это и понятно: надо ковать православные кадры, которые будут улучшать жизнь вокруг и нести свое слово и дело в массы.
В правгимназию принимают не только детей священнослужителей, но и всяких-разных. Случается иногда и такое, что родителям приходится забирать своих детишек в срочном порядке, убедившись в том, что как такового образования они получают недостаточно, и как потом поступать в пока еще светские учебные заведения, не совсем понятно.
Дети священников вроде бы тоже не всегда довольны качеством образования, но это они понимают повзрослев, когда уже поздно куда-то переводиться, а пока малы, их устраивают такие занятия.
И даже священники догадываются о качестве наук в гимназии, но вынуждены поддерживать ее таким вот образом: посылая учиться туда своих детей.
А образовалась гимназия примерно в начале нулевых, и тот священник, который был ее первым руководителем и строителем, давно служит в другой епархии. Почему? — А потому, что есть несколько причин для такого, в общем, рядового случая: когда священника убирают за ненадобностью или по причине скандала, а назначают другого, как только храм/гимназия/что-то еще построено и введено в эксплуатацию. Перетасовка кадров — дело полезное.
Гимназия возникла тогда еще, когда не существовало новообразованной епархии, и вся священническая рать находилась в ведении митрополита, который был болен, довольно стар и не успевал посещать отдаленные очаги православия в этом краю. А если бы и посетил, то, думаю, был бы доволен инициативой священника, озаботившегося строительством культурно-образовательного учреждения. Одним словом, гимназия была построена, и в нее пришли учиться и преподавать. Не открою секрета, что набираются в педагоги люди почти всегда случайные, но желающие послужить церкви-матери так, как они это понимают. Например, взять в свои руки отпрысков священнического рода и сделать из них будущих святых. Потом оказывается, что дети клира такие же примерно дети, что и в соседнем дворе, даже несколько труднее в воспитании из-за своей особости, но деваться некуда и нужно учить, приглядывать, докладывать.
Педагогические кадры, как и священнические, тоже имеют склонность к перетасовке начальством и перебеганию с места на место. Дело это обычное. Поэтому нередко случается так, что набирает класс начальной школы один педагог, а выпускает в среднюю ступень другой/третий/четвертый.
Священник — основатель гимназии — был человеком сведущим, но не углядел вовремя возможность впасть кому-то в немилость, застить свет в окошке, перейти дорогу и т. п. Поэтому, по слухам, было темное дело с какой-то непонятной бензоколонкой, которую оформил щедрый благотворитель на отца священника. Возникло разбирательство, а из митрополии прибыл секретарь и потребовал то ли мзду, то ли полагающиеся им взносы, но так или иначе, гимназия вскоре перешла в ведение не кого-нибудь, а ближайшего родственника секретаря митрополичьих покоев.
Конечно, после ухода основателя гимназии педколлектив весь переругался и разбежался кто куда. Уж сколько лет прошло, а разговоры, что новый руководитель гимназии выжил старого, захватил его детище и наводит свои порядки, никак не прекратятся. И лишь одна супружеская пара, муж из Никарагуа, обучавшийся в Воронежском педвузе, и его жена, уроженка здешних мест, выдержали испытания и остались на месте. Но и они время от времени перебирают события тех лет и критически поминают бывшего настоятеля храма и отца-основателя: человек был хороший, но, как говорится, «свят, но не искусен». Провинция долго любит полоскать свои мелкие дрязги и даже гордится ими. Масштаб не позволяет заплести интригу дальше попа, ставшего из водителя митрополита секретарем митрополии, но и это уже что-то. Ему достало все же искусства выйти не только сухим из воды, но и потопить брата во Христе. Ради пользы, само собой разумеется. У нас просто так никого «топить» не станут.
Так или иначе, гимназия существует. Шатко или валко, значения не имеет. Выпускники, как правило, уезжают за пределы епархии в надежде сыскать место более привлекательное для проживания и трудовой деятельности. Кто-то продолжает обучение в местном педвузе под началом архиерея-лектора широкого профиля. Знаю только одного выпускника правгимназии, который рукоположился и служит в епархии.
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: