А кто крестил «развгодушников»?
13 апреля 2018 Ксения Волянская
На днях один известный игумен, утомленный кутерьмой, которую всегда устраивают номинальные православные на большие праздники, придумал для таковых на своей странице в фейсбуке иронично-уничижительное наименование – «развгодушники». А один добрый батюшка с одобрением перепостил и дал у себя на странице в фейсбуке старт веселому лингвистическому соревнованию христиан. Чего только не придумали. И вдушеверы(-верцы), и яйцебойцы, и вербо-, паско- и березосвяты, и свечкодержатели, и куличисвятители, и крещенсководонабиратели. Это все ярлычки для простого народа. Но нецерковной интеллигенции тоже досталось – «вдушебоги» они. А потом оба батюшки очень удивились, а один даже сильно разгневался, когда не все читатели поняли их юмор.
Ох уж эти несмысленные захожане. В Богоявление толпятся в церковных дворах с канистрами и бутылками – нынче-то еще более-менее благообразно, ведь из любви к народу духовенство заказывает целые цистерны. А я помню времена, когда в священном рвении водолюбивые гражданки дрались в храме, ввергая в шок непуганых розовых неофиток вроде меня. Я с тех пор, как наблюдала подобную безобразную сцену в родном монастыре, много лет на крещенские службы не ходила, боялась опять впасть в осуждение. Свято верят граждане в силу целебной воды. Сколько им ни говори, что богоявленская, что крещенская – все едино, они тонко различают, для чего та, для чего другая. Лечатся ею – на клеточном уровне, она же информацию передает, как известно. Уж сколько над этими водосвятами-развгодушниками иронизировали, сколько просвещали, все равно – обвешаются своими бутылями и идут.
А как снисходительно мы смотрели на куличников: ты такая после бессонной ночи, проведенной в кухне, сидишь с корзинками и одновременно заняла очередь на исповедь, чтобы ночью причаститься как положено, а они зашли как в магазин, наставили своих коробок и подносов со снедью, полчасика подождали усталого батюшку с кропилом, и, довольные, пошли домой – ничего-то они не знают, не понимают, и вчера-то, конечно, на службу не приходили, с фонариком не ходили, под плащаницей не лазили, 4 часа на ногах не стояли, темный народ! А эти, которые ночью приходят на крестный ход, – протопали, послушали «Воскресение Твое» — петь-то не могут, слов не знают, — помаялись полчаса в храме да и пошли по домам, нехристи, куда им, как порядочным, до 3-4 утра постоять! (Мы и в 5 с детьми возвращались несколько раз, и даже в полшестого-шесть, правда, это уж на Рождество. Вот это я понимаю — засыпаешь с чувством выполненного долга!)
В этом году я тоже была только на крестном ходе – разве бы я поверила в это лет 8 назад? Стала той самой развгодушницей, по поводу которых давеча прохаживались в ФБ просвещенные светом Христовым благочестивые комментаторы на странице известных батюшек. Просветились они так ярко, что про тех, кто за захожан заступился, выражались сурово, по заветам батюшки Иоанна Кронштадтского: «Да нет у них ни совести, ни чести. Никогда не читайте их. Лечить их надо, хоть и сложное дело. Но слушать — просто вредно, в такое болото уволокут, в такую трясину! А сами хихикать будут на бережке. Тьма их и тьфу на них всех. С нами Бог и Крестная Сила!» Или так: «Держитесь, отче! Дураки бессмертны». Вот такая она, благодать, о которой еще одна дама-комментатор вспомнила: «Не услышат, не поймут, не уразумеют, ничего их не проймёт. Всё они лучше разбираются в христианстве, политике, футболе, медицине. Несчастные люди. Как живут без Божией благодати?» И пять восклицательных знаков. Или: «Мерзкие там были комменты, что и говорить. За «они церковь содержат» захотелось по щекам нахлестать, как истеричек успокаивают. Чтобы охолонул чуток, содержатель, тоже мне».
Это по адресу известного блогера, который возмутился стебу над свечкодержателями, куличисвятителями, крещенсководонабирателями и написал: «Откажитесь брать с них деньги, тогда называйте, как хотите. А то они вас кормят, поят, а вы им «водяных», «захожан» и прочие безумные глаголы».
Батюшек даже можно понять: и правда, от такого нашествия «левых» людей, как на Пасху, можно и в раздражение впасть. Конечно, потребители. Конечно, обрядоверы. Конечно, язычники. Спрашивают чушь, ведут себя некрасиво, думают, что за свои копейки им тут все должны. Все так.
Ну а вы чего ждали? Ничего другого и быть не может, и не будет. Сколько лет назад нам отец Кураев объяснил, что процент сознательно изучающих веру и живущих по ней, примерно одинаков во всех цивилизованных странах, сколько там, 2-5-8%? И вы правда думаете, что миссионерская работа РПЦ за последние десятилетия была настолько мощной, что была способна совершить чудо и наполнить храмы просвещенными лаиками, понимающими свою веру и живущими по ней?
Еще вопрос на засыпку: а вот все те, кто посещает богослужения, знает свою веру, они что, вправду все по ней живут? По-моему, мы видим другое: даже те, кто сами это богослужение совершают и в вере наставляют других, далеко не всегда по ней живут, а порой демонстрируют такие образцы человеконенавистничества, что куда там захожанам, которые по большей части люди добрые, просто зевающие от богословия.
Есть в ФБ один батюшка, пишущий под псевдонимом «Иван Простопопов». Кто-то считает, что он троллит, кто-то принимает его мысли за чистую монету. И вот он заявил, что те священники, которые за христианское просвещение выступают, и отпускают саркастические шутки в адрес тех, кого называют принципиально не желающими ничего знать о вере, к которой они принадлежат по факту крещения, тем более – жить по ней, на самом деле не о просвещении пекутся, а жаждут – может быть, неосознанно, — власти над душами прихожан.
С этим трудно согласиться: знаю священников, совершенно не склонных властвовать и манипулировать и при этом положивших много лет на попытки сделать христианское просвещение нормой не только на своем приходе, но и в епархии. Но время прошло, и у тех батюшек руки опускаются, а просветительское рвение идет на убыль. Потому что понимают, что на самом деле никому это не нужно: ни самой потенциальной пастве, ни собратьям-попам, ни тем более епархиальным властям, которым вообще ничего, кроме денег в кассу и отчетов, не надо.
Несколько лет были у нас в епархии заседания-совещания, дискуссии и пламенные речи на тему обязательности катехизации. Проекты писали, круглые столы собирали, указы подписывали. И что? Наберите в яндексе: «крестить ребенка в екатеринбурге» и увидите запросы «крестить ребенка в екатеринбурге без бесед». Несколько лет назад на родительских форумах эта тема живо обсуждалась, мамы обменивались контактами – где можно крестить малыша без обязательных бесед с крестными и родителями. И таких мест немало. Даже когда большинство попов подчинялось указу владыки о том, что крестить без оглашения нельзя, был храм, где спокойно и не особо скрываясь крестили за деньги без всякого предварительного мучения: индивидуально – за 5 тысяч, в компании – 3 тысячи. И что по этому поводу должны думать люди? В одних храмах священники добрые и понимающие, что у большинства нет ни времени, ни возможности слушать поучения, а в других – попы вредничают, накладывают бремена неудобоносимые. Кто ближе к народу, кто ему милее? Ответ понятен.
И из этой ситуации только два выхода: или полностью закрыть людям с улицы возможность креститься, венчаться, отпеваться, освящать что бы то ни было, таким образом превратившись из подобия службы быта в подобие закрытого клуба для избранных, или оставить людям свободу приходить в храм с той частотой, какую они выбрали сами: быть развгодушниками и развнедельниками, а может, ежедневниками. Но если второе, собственно, существует явочным порядком, вызывая периодические нарекания и жалобы чающих движения воды, то первое невозможно без воли на то священноначалия, которое, само собой, на это не пойдет – такая система подрубит под корень всю финансовую систему РПЦ.
А чего больше в поповском раздражении по поводу глупых ширнармасс – искренней боли о прозябающих в магизме и маловерии или стремления заковать в железное платье свободных людей, живущих без церкви своей обычной жизнью? Чтобы думали так, как положено, жили, как скажут духовные наставники, и ходили строем на крестные ходы? В каждом конкретном случае решайте сами…
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: