Антиваксеры как староверы, вакцина как «щепоть Иуды»
18 февраля 2022 Алексей Марков
Нижеследующая заметка Алексея Маркова — это его комментарий к его же видео на канале «Акцентъ» «Что правда и что ложь в недавнем интервью Джо Рогана с доктором Робертом Мэлоуном?» (прим. ред. «Ахиллы»).
Для меня интересный вывод, что у противников вакцин против ковида (не путать со всеми не привившимися по разным причинам, сомневающимися и т.д.) не остается иного выбора, кроме как стать конспирологами и по сути обвинить фактически всех (OK, подавляющее большинство) ученых, специалистов и врачей в непорядочности и сознательному участии в подлоге.
Среди активных антиваксеров бытует версия, что причиной «заговора» является желание приручить народ делать все по первому щелчку властей, ну вот такая тренировка перед построением нового прекрасного (для его властителей) мира.
Сам этот подход мне напомнил… историю старообрядчества, когда я пытался разобраться в мотивации Аввакума и пошедших за ним. Дело ведь не в троеперстии и исправлении книг. Первые староверы чувствовали через новую эстетику и вообще в воздухе запах больших изменений, которые пойдут совсем не через то, за что деды воевали с поляками. Наведение порядка в интересах элиты, закрепощение фактически с рабским уровнем прав крестьянства (ведь до того жесткой крепости, как и рабовладения, на Руси не было).
Чуйка сработала, но когда началась вербализация, осмысление, тогда вылезла вот эта вся богословски совершенно дикая телега про обряд, книги и т.п. Иными словами, было желание бороться за свою свободу и право жить по сложившимся устоям без принуждения (отдельный вопрос — возможно ли было и какой ценой сохранить эту старину), но интеллекта осознать и правильно обозначить это стремление не было. Все уходило в борьбу с новой символикой.
Так и теперь: у условного антиваксера (обычно человека консервативной повестки) есть острое ощущение растущего контроля над ним и навязывания другого, непривычного образа жизни и мира вокруг. Его раздражает многое из того, что он видит, теперь субъективно и объективно сужающее его права и заставляющее жить в не слишком привычном и комфортном мире. И тут появляется эпидемия с этими самыми прививками! Отличный символ! Новое «троеперстие», которое есть «отказ от правой веры», «щепоть Иуды» и все этакое. Не привиться и не признать прививку полезной значит сохранить «правую веру», не поддаться искушению «антихриста».
Так же, как и в случае со староверами: рефлексия понятна и отчасти оправдана, но при вербализации получается полная дичь. Сложная картина мира, где переплетаются естественные исторические, социальные, экономические, экологические вызовы и стремление элит эпохи удержать, а лучше закрепить свою власть, не пустить конкурентов, и наоборот — попытки новых претендентов отжать себе особое место (это я так еще очень кратко и лишь частично описал), просто не вмещается в то представление, которое имеют чуткие, но привыкшие мыслить упрощенными символами люди.
Прививка от ковида оказалась отличным и понятным ощутимым символом, и это не вопрос медицины или биологии — это вопрос сознания и психологии человека в контексте исторической эпохи перемен.