Архимандрит Кирилл (Говорун) о призывах священнослужителей игнорировать коронавирус: Это не мученичество, а терроризм
26 марта 2020 Ахилла
Канал «Настоящее время» публикует комментарий архимандрита Кирилла (Говоруна), профессора университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе, по поводу религиозного отношения к пандемии коронавируса:
Расшифровка видео с сайта «Настоящего времени»:
— Как религия во всем мире реагирует на нынешнюю пандемию?
— Во всем мире религия реагирует по-разному. В каждой религиозной традиции есть вера и есть суеверия. И этот кризис, связанный с пандемией, проявил и то, и другое. Из разных религий мы слышим советы, которые по-другому, как суеверия, расценить невозможно. Например, в буддизме, некоторые буддистские монахи в Мьянме советуют для того, чтобы исцелиться от коронавируса, есть лаймы и косточки от пальмового дерева. Где-то, например, в Индии, местные суеверы советуют чуть ли не пить мочу от коровы, которая является священным животным в Индии. А шииты лижут ограды своих святынь.
В каждой религии есть какие-то свои суеверия, но в каждой религии также раздаются здоровые голоса, голоса настоящей, не суеверной веры, которые говорят, что нужно всем быть очень осторожными и избегать этих всех суеверий, которые могут привести к дальнейшему распространению вируса.
— Давайте поговорим о православии. Как должны бы, по вашему мнению, реагировать на нынешние вызовы ответственные служители?
— Собственно говоря, эта реакция уже произошла, и мы слышали голоса практически от всех церквей. Каждая из церквей в православии, как вы знаете, — это церкви не централизованные, как в католичестве, например. В католической церкви папа римский сделал заявление, призвал к соблюдению какого-то порядка — и все следуют этому призыву. В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения.
В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию. Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы.
— То есть допустима, условно, служба онлайн?
— Да, она практикуется сейчас. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести. Многие переходят сейчас в такой режим, что служба совершается в храме, но совершается только священнослужителями, то есть с минимальным присутствием людей, с максимальной социальной дистанцией, и эти службы транслируются онлайн.
Возможна также и другая форма, когда службы могут переходить на дом. То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия.
— Пасха близится, важное для верующих причастие. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины — что с этим всем делать?
— Это очень сложно. Потому что православие особенно — это религия многочисленных физических контактов. Мы любим, почитаем иконы, мы целуем иконы, мы целуем кресты. И у нас очень много, в общем-то, и в других религиях это есть, но в православии много возможностей для соприкосновения с вирусом. И все это каталогизировать и издать предписания, чего делать, а чего не делать, очень сложно, потому что много всего.
Поэтому здесь приходится надеяться на здравый смысл, на разум людей и говорить об общих принципах: избегайте максимально этих контактов с поверхностями, которые могут переносить вирусы.
— Как вы оцениваете действия тех священников, которые несмотря на все это призывают приходить в церкви, целовать иконы, говорят, что бог вас от всего спасет, бога нужно бояться больше, чем вируса?
— Я отношусь к таким заявления не просто как к безответственным, а как к преступным заявлениям. Потому что эти священники мало того, что подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих близких, подвергают [опасности] жизнь очень многих людей. Некоторые даже сейчас говорят о мученичестве, мол, идите в церковь, поцелуйте икону и примите мученический венец. Но это не мученичество, это можно назвать терроризмом, если хотите. Мученики от террористов отличаются тем, что мученики подвергают опасности свою жизнь, а террористы — жизнь других людей. В данном случае мы имеем дело с людьми, призывающими к таким действиям, которые подвергают опасности жизни других людей.
— Главы церквей как должны на это реагировать? И почему мы не видим такой яркой реакции?
— Главы церквей высказываются по этому поводу, они издают предписания, как себя вести. Но пресечений в отношении священнослужителей, которые нарушают решения самих церквей, мы пока что не видим. Посмотрим, может быть, они последуют.
— В комментариях на фейсбуке задают вам вопрос: причащаться на Пасху или нет?
— Если соблюдать меры предосторожности, которые описаны в том числе в церковных распоряжениях, то можно — с максимальной осторожностью.
Фото со страницы ВК Челябинской епархии
Читайте также:
- Минский протоиерей: Если мы приходим в храм и боимся, что чем-то заразимся, то грош цена нам как христианам
- Иеромонах Дмитрий (Першин): Мои собратья-священники гонят на смерть моих братьев и сестер — наших прихожан
- Священник Иоанн Коюшев: Если наши бабушки умрут от коронавируса, то кто останется в Церкви?
- Митрополит Иларион (Алфеев): Те, кто бравируют своим Православием, ведут себя по-фарисейски
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)