Блаженны в храм ходящие, ибо их и только их есть Царствие Небесное?

1 декабря 2020 Алексей Плужников

На прошлой неделе на нашем сайте был опубликован материал, в котором были собраны свидетельства «захожан», столкнувшихся в храмах РПЦ с хамством персонала и самих священнослужителей, и вследствие этого, по их словам, переставших вообще заходить в храмы.

Истории эти многочисленны, не раз уже эта тематика обсуждалась на разных площадках, но продолжает вызывать яростные споры. И в адрес «захожан» чаще всего можно услышать два основных ответа-аргумента, причем как из уст «консервативных», «кондовых» «благочестивцев», так и из уст «либеральных» «профессиональных» верующих (которые такие все, шмеманоблюмовоспитанные). Эти ответы-тезисы похожи друг на друга, считаются само собой разумеющимися, аксиоматичными, и произносятся/пишутся обычно с разной степенью уничижения — с издевочкой, сверху вниз, или с «жалостью» к недоумкам и бестолочам, или, что еще хуже, со снисходительным «сочувствием», таким похлопыванием по плечу «лузеров» со стороны «асов», «профи» в духовном деле.

Тезисы эти такие:

1. «Вы в храм приходите к Богу, а не к людям» (отсюда следуют всякие вариации на тему «…поэтому вы должны сделать/почувствовать/продолжать делать то-то и так-то, а не так, как вы, лохи необразованные»).

2. «А если вас в больнице (госучреждении, магазине и т. п.) обхамят — вы что, совсем перестанете лечиться (ходить в магазин, пользоваться услугами государства)?» (Мол, хаха, что, «назло маме отморожу уши? Как инфантильно, фе!»)


Но давайте чуть внимательнее присмотримся к этим тезисам — действительно ли они такие «убойные», аксиоматичные?

«Вы в храм приходите к Богу…» — стоп, это кто сказал? Напомните мне, где это в Евангелии есть такая заповедь — блаженны в храм ходящие, ибо их и только их есть Царствие Небесное? Или, может быть, Христос сказал апостолам: «Идите в мир весь, стройте храмы в каждом населенном пункте в шаговой доступности, и проповедуйте хождение на литургию Иоанна Златоустого, к попам каноничным, спрятавшимся за высокими иконостасами, да взнос в епархию вовремя платящим»?

Или где-то в Евангелии сказано про Бога, который сидит лишь в «храме на горе сей» или той, и носа не высовывает за порог без благословения священноначалия РПЦ?

Этот самодовольный аргумент строится на аксиоме, что встретиться с Богом можно только в храме РПЦ, только путем выполнения всех «духовных процедур», хождения на службы, исповедь, причастие, путем выслушивания проповедей батюшек (наслушались уже, спасибочки, хватит).

Но вот захожане, зайдя в ваш, РПЦшный храм, может быть, как раз и не встретили там Бога? А вышли за порог и поняли, что снаружи Его даже как-то легче встретить? Поэтому и не захотели возвращаться совсем?

«…а не к людям» — продолжается первый аргумент, плавно перетекающий во второй, — «хамящим и самодовольным людям в храмах РПЦ».

Что значит — мы приходим в храмы не к людям? А к кому еще? Бог встречает человека в первую очередь в его сердце. Бог встречается с человеком через ближних, через исполнение заповедей («кто заповеди Мои соблюдает — тот Мой ученик»). А истинную веру человек получает как? — путем научения евангельскому житию через «апостолов», то есть через христиан. Как раз мы приходим (должны приходить) не в храм — мы должны приходить в общину христиан, в общину любви и добра, туда, куда нас должен привести какой-нибудь член этой общины, где нас должны встретить с любовью, научить жить по вере, показать личный пример («посмотрите, как они любят друг друга!») и пригласить разделить вместе Трапезу Господню, чтобы нам поистине стать единым Телом, а главой иметь не святейшего патриарха Кирилла, а Самого Христа.

Простите, а все это какое отношение имеет к православному хамью в МПРО приход храма такого-то епархии N митрополии NN РПЦ МП?..

Дальше идет аргумент про больницу, магазины и прочее, мол, чего вы ерепенитесь, нежные какие, — нахамили вам в одном приходе — топайте в другой. А зачем? Согласно этой аргументации, в больницу я иду ради своего здоровья (а не ради спасения души или того, чтобы меня врач приобщил к «духовно-нравственным скрепам»). Нахамил мне один врач — я пойду в другую больницу, а про первого врача напишу везде отзывы, чтобы люди остерегались к такому ходить, пусть будет наказан плохой репутацией и рублем. Нахамят мне десять врачей, будут плохо лечить в разных больницах (тут вам не Швейцария, где лечатся митрополиты и патриарх РПЦ, тута родина моя — для таких, как я) — тут уже действительно стоит задуматься: может, мне и вправду лучше заняться самолечением, гимнастикой, иглоукалыванием, медитацией или просто положиться на волю Божью, чем гробить свое здоровье и жизнь, отдаваясь в руки таких «врачей»?

И насчет смены больниц, магазинов — тогда тут надо не в другой приход идти, а идти к конкурентам. Если мне хамят регулярно в условном «Магните», причем в разных магазинах сети, я лучше пойду в другую сеть, а «Магнит» пусть потеряет навсегда клиента. Так и тут: я не пойду больше в храмы РПЦ, после того как обжегся не раз — я, условный захожанин, пойду к католикам, баптистам, адвентистам или еще кому — к тем, кто меня примет по-христиански и по-человечески.

Известно, что главная беда православия в России — это монополия РПЦ. Если бы тут было как в США или Европе — разные юрисдикции, то народ бы плюнул на РПЦшное хамство, и ходил бы в те православные храмы, где отношение к людям достойное. И с Богом бы не было проблем (в терминологии православных, с которой мы начали разговор), и с людьми.

Так что аргументы эти, повторю, строятся на ошибочных посылках, будто бы Бога можно встретить сугубо в храме, да к тому же — храме только РПЦ, и будто бы мы в храмы приходим не к людям. А если не к людям, то нам и дома хорошо — Богу нетрудно к нам зайти на чашечку чая.

Делаем вам ручкой, дорогая МП, до новых встреч (на самом деле нет).