Богослужение на украинском, священники и прихожане адекватные
23 августа 2018 Ахилла
В нашем проекте «Анкета анонимного прихожанина» принял участие мирянин УПЦ Киевского патриархата.
***
Расскажите немного о себе (по желанию).
Артем, 37 лет, украинец, православный (Киевский патриархат), по профессии адвокат, женат, 2 детей.
Я не принадлежу и никогда не принадлежал к РПЦ. С одной стороны, хорошо, что у нас в УПЦ КП обстановка намного лучше и нет ощутимого общественного запроса на существование сайтов, подобных «Ахилле». С другой — механизмы обратной связи должны функционировать, иначе придем к тому же, что имеется в РПЦ. Есть о чем подумать…
Что привело вас в православный храм?
Давайте будем отличать приход в храм от прихода к вере.
В храм привело в первую очередь желание приобщиться к национальной идентичности (одной из составляющих которой является христианство восточного обряда). Соответственно, это был симферопольский собор УПЦ КП, где епископ Климент тогда служил еще просто отцом Павлом. Атмосфера в храме была душевная, чего стоит хотя бы то, что после литургии все оставались на панихиду и вместе молились, независимо от того, кто написал записочки с именами умерших родственников. Но это все касается прихода в храм, к вере путь был другим, хотя и параллельным.
В Православие привели поиски истины, как ни странно, морального основания в жизни. Родители мои атеисты, и в качестве морального основания всегда приводили народ и его благо. Я, если честно, не знаю, как жить с таким моральным основанием. По крайней мере, у меня заложенные родителями принципы дали трещину уже в юности. Я наглядно увидел, что народ в массе своей — это невежественные, безразличные, злые и порочные люди. Они, их желания и установки никак не могли быть моральным основанием мировосприятия. Так я пришел к идее Абсолюта и начал молиться. Это было еще до крещения.
После крещения все тоже происходило постепенно: я читал литературу разных религий, в т. ч. нехристианских, общался с теми верующими, кто был в состоянии толково мне ответить на вопросы (таких меньшинство даже среди профессиональных протестантских проповедников). Сначала я пришел к выводу об ошибочности откровенного язычества типа индуизма, буддизма и славянских неоязыческих культов. Потом осознал тщетность попыток протестантизма докопаться до истоков, отвергая традицию общины, которая существует тысячелетиями. Дольше всего не мог понять, в чем ошибочность ислама, с его рафинированным единобожием.
Конечной точкой стало дистанционное обучение в ПСТГУ. Я там проучился всего один курс, но, откровенно, говоря, мне и нужен был всего один предмет — догматическое богословие, который помог мне окончательно все разложить по полочкам в голове. В целом весь мой путь от первых молитв до осознанного Православия занял 10 лет, из них 8 я уже был крещеным, посещал храм, причащался, но в душе все еще искал истину. В этот же период постепенно возникал и личный духовный опыт, который подтверждал интеллектуальные поиски.
Как выглядит ваша внешняя церковная жизнь: посещаете ли один приход постоянно или ходите в разные? Есть ли у вас духовник (и считаете ли вы необходимым исповедоваться только у постоянного духовника) или ходите к разным священникам на исповедь? Стабильно ли вы причащаетесь (как часто) — важна ли для вас регулярность/частота причащения или «по вдохновению»? Как вы относитесь к молитвенным правилам, постам и регулярности посещения богослужений? Всей семьей ходите ли в храм или только вы?
Я всегда посещал тот приход УПЦ КП, который был ближе к моему месту жительства. Везде священники и прихожане были адекватные. Были священники более или менее образованные, но всегда человечные. Несколько раз в отсутствие рядом наших храмов, пытался посещать храмы МП, но в 50% случаев сталкивался с неадекватностью в первую очередь прихожан — мне пытались делать замечания насчет каких-то мелочей (типа повернулся не в ту сторону, шевелишь пальцами во время службы, настоятельные советы как и куда ставить свечки, жена пришла в брюках и тому подобный бред). Пару раз в МП столкнулся с неадекватностью священников — например в Феодосии некий поп стал поучать нас с будущей женой относительно того, как праздновать свадьбу, мол, не положено православным придерживаться украинских национальных обычаев.
Последние 12 лет посещаю наш храм по месту жительства (сельский пригород мегаполиса).
Никогда специально не искал духовника. Если Богу будет угодно — он меня приведет к такому человеку. А ездить специально непонятно куда, искать каких-то «старцев» — это один из симптомов духовного нездоровья, как мне кажется. Каждый сам несет ответственность за свою судьбу, это касается как материальной жизни, так и духовной. Отношения с Богом каждый строит сам, и сам должен быть готов к ответу перед Ним. Настойчивый поиск какого-то авторитета или советчика — это попытка уйти от ответственности.
Исповедуюсь в том храме и у того священника, который посещаю постоянно. В принципе, нет разницы, у кого исповедоваться — я ведь не к психологу за советом пришел, а к Богу, а поп — просто свидетель. Хотя при этом признаю, что с точки зрения борьбы с грехами лучше все-таки исповедоваться у одного священника — тогда еще и перед человеком становится стыдно за регулярное повторение одних и тех же грехов.
Причащаюсь регулярно, но нечасто, 2–4 раза в год. Хочется делать это осмысленно, после настоящего покаяния, но так не всегда получается, какое уж там чаще.
Молитвенное правило несколько раз в жизни пытался внедрить в ежедневное употребление. Пришел к выводу, что это малополезно в плане общения с Богом. Если молиться полчаса по книжке, то молитва получается долгой, но невнимательной. Лучше сначала сказать 5–6 молитв, которые знаешь наизусть, а потом все остальное своими словами. Исключение составляет подготовка к Причастию, тут пытаюсь по возможности вычитать правило.
Телесных постов придерживаюсь очень редко. Вообще слабо понимаю, каким образом они влияют на духовную жизнь. От того, что хочется есть, молиться внимательней не станешь. Пытаюсь в пост не ссориться с людьми, не сквернословить.
Посещаю храм регулярно, почти каждые выходные.
В основном хожу в церковь один, жена и дети любят поспать. По мере возможности пытаюсь их уговорить, но получается далеко не всегда.
Участвуете ли вы в приходской жизни каким-либо образом (например, в социальной или миссионерской деятельности)? Если да, то в чем это проявляется?
На нынешнем моем приходе еще прошлый настоятель назначил меня старостой, нынешний также буквально насильно уговаривает меня носить этот титул. Помогаю понемногу по хозяйству священнику, в плане организации ремонта храма или организации групповой поездки куда-нибудь, юридические советы даю.
Есть ли на приходе воскресная школа, молодежная организация, проводятся ли беседы со священником? Проводятся ли огласительные беседы перед крещением, венчанием? Если да, то кто их проводит и каков их уровень? Все упомянутое проходит формально или интересно и живо?
К сожалению, ничего нет.
Устраивает ли вас богослужение в вашем приходе? Понимаете ли вы богослужебное пение и чтение в вашем храме? Хотели бы вы, чтобы богослужение велось на русском (или вашем родном) языке?
Богослужение у нас на украинском, поэтому с пониманием проблем нет. Когда захожу в храм МП, то знакомые тексты угадываю и в «сакральном» бормотании на церковнославянском. Как это умудряются понимать люди, не знакомые с теми же текстами на родном языке, ума не приложу. Впрочем, подозреваю, что очень многим понимание не нужно вообще — они это воспринимают как магический обряд, типа камлания шамана. К сожалению.
Что вы можете рассказать о настоятеле (священнослужителях) своего прихода (можно не называть их имена-фамилии)? Достойно ли они служат, проповедуют, как относятся к исповеди, к требам? Как они относятся к прихожанам, работникам храма, певчим, друг другу (если священников несколько)? Долго ли служат на приходе священники или часто их переводят?
Нынешний настоятель — обычный сельский священник, не шибко начитанный, но добрый и по жизни толковый дядька. Хороший хозяйственник, семьянин. Отношения у нас с ним хорошие. Проповеди не очень интересные, шаблонные, много фактических ошибок. Но это не главное, ведь прихожане его любят и уважают.
Вообще, пока не осел в одном месте, на разных приходах священников видел разных, но ничего плохого о них сказать не могу. На одном киевском приходе оба священника были очень образованные, преподаватели академии, было интересно слушать. Из каждой проповеди что-то новое для себя выносил.
В селе у тещи местный священник очень хороший — изначально не очень образованный, но стремится к праведной жизни, не жадный, много детей у них с матушкой, постов придерживается. Очень заметно, что он продолжает что-то читать, т. к. в проповедях постоянно новые мысли звучат и на приходе новации появляются. Сейчас, например, взялся просвещать прихожан насчет необходимости чаще причащаться.
На нынешнем приходе предыдущий настоятель был очень интересной личностью. Очень образованный, абсолютно бескорыстный. Проповеди интересные произносил, всегда привязывал их к новостям, никогда и ни за что денег не просил. За счет чего он жил — для меня загадка. Подозреваю, что на зарплату жены. Но не было у него «солидности», «благолепности». Поэтому старшее поколение прихожанок его не очень уважало, да и в хозяйственном отношении приход постепенно приходил в упадок, я это как староста видел. Прослужил у нас 4 года, потом его перевели (как я понял благочинного, причиной было то, что никак не начиналось строительство храма, хотя бы маленькой часовни). Это единственный случай перевода, с которым я столкнулся за 20 лет в церкви.
К прихожанам все знакомые мне священники относились нормально. Но внутреннюю грызню в поповской среде я тем не менее наблюдал. За право назначить нового настоятеля к нам на приход два благочинных соседних районов к Патриарху ездили разбираться.
Все описанные — священники УПЦ КП, с московскими я никогда близко не общался.
Как выглядит финансовая жизнь вашего прихода: в достатке ли живут ваши священники, ездят ли они на дорогих машинах или пользуются общественным транспортом? Знаете ли вы зарплаты работников на приходе? Есть ли цены на требы и таинства (укажите суммы за записки, требы)? В порядке ли поддерживается храм или есть дисбаланс между состоянием храма и благосостоянием настоятеля?
Наш нынешний настоятель не бедствует, дом построил, троих детей выучил. Но это все не за счет только нашего прихода, он еще в соседнем селе уже много лет настоятель, там храм выстроил и у нас часовню соорудил. На дорогой машине не ездит, сейчас у него тойота кэмри десятилетняя, раньше такая же шкода была. Постоянных работников на приходе нет, все делает либо сам священник, либо матушка, либо кто-нибудь из прихожан, для работ нанимаются рабочие. Цен на требы и таинства нет, по крайней мере нигде этого не написано. С меня священник каждый раз отказывается брать деньги, приходиться уговаривать либо в ящик бросать. Насчет других — не знаю, не интересовался. Храм в порядке.
Другой священник, с которым постоянно общаюсь (у тещи в селе) тоже не пропадает, хотя и живет небогато (с семью детьми это не удивительно). Дом построил, ездит на старых жигулях. Правда, храм у них бедный, в приспособленном помещении. Вот там, я бы сказал, дисбаланс немного есть, у настоятеля явно был выбор — строить храм или дом. Он выбрал дом, но я его не осуждаю — все-таки при такой семье это было необходимо. Цен на требы я там также не видел, с меня берут сколько дам.
Наш предыдущий настоятель был бедный, денег ни за что не брал, машины не имел и хозяйство прихода при нем пришло в упадок.
Какова атмосфера на вашем приходе? Каковы взаимоотношения прихожан и работников храма? Какова роль жены настоятеля на приходе (старосты, бухгалтера)? Важна ли для вас жизнь общины или вы предпочитаете, чтобы вам «не лезли в душу»?
Атмосфера нормальная, вражды и интриг нет. Матушка — второй человек после священника, руководит хором, хозяйственные вопросы решает. К сожалению, мне кажется, что для более тесного общения прихожан между собой именно в рамках прихода особых предпосылок нет — все с разными интересами, достатком и образованием. С некоторыми общаемся, дети в гости ходят друг к другу, но церковь тут ни при чем, просто живем все в одном поселке, дети в одной школе учатся и т. д.
Что бы вы хотели изменить в вашем приходе, если бы могли?
Воскресную школу хотелось бы иметь.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: