Брак священников и герменевтика игнорирования
15 июля 2020 Ахилла
Автор — клирик РПЦ.
Современная статистика разводов показывает, что в современном обществе институт брака как священного установления уничтожен. Брак перестал восприниматься как постоянная и устойчивая ячейка общества. Сейчас мы превратились в общество одиночек, индивидуумов, которые готовы только на время с кем-то сходиться, до момента, пока не пройдут чувства к партнеру. Как чувства проходят, то, даже несмотря на наличие формального брака, люди расстаются и ищут новые знакомства. Лишь единицы готовы, после того как проходят чувства, притираться друг к другу и развить это в привязанность и любовь. Таким образом на место брака пришел феномен партнерств, более известных в обществе как гражданский брак.
Эта ситуация касается как всего общества, так и священнических семей в частности. В ситуации фактического уничтожения института брака возникает необходимость пересмотра традиционной канонической модели соотношения семейного статуса священнослужителя и его сана и сформулировать принципы, которые были бы адекватны современной ситуации.
Определимся в понятиях: что такое грех? Грех — некое деяние, таящее серьезную угрозу обществу и человеческой личности. Вместе с тем некоторые деяния, которые ранее считались серьезным грехом, в нынешнее время перестают считаться таковыми.
То, что раньше ввиду исторической и культурной ситуации являлось вредным и опасным деянием, сейчас уже перестает представлять собой экзистенциальную опасность, соответственно необходимо давать иную классификацию этому поступку.
Так, например, развод в древнем обществе означал почти гарантированную гибель или нищенское прозябание для оставленной женщины и детей, поскольку с уходом мужа семья лишалась средств к существованию. Сегодня же именно женщины в большинстве случаев становятся инициаторами развода… И это лишь одно из множества изменений, произошедших за последние столетия в институте брака. Разумеется, что развод не является чем-то положительным и сейчас, но поскольку изменились его последствия, то должна измениться, стать более дифференцированной и оценка этого явления.
Священство и семейный статус
Условием для рукоположения в священный сан является определенность в семейном статусе: будущий священнослужитель должен выбрать, будет ли он находиться в браке или примет монашество. Монашество в этом смысле является альтернативой брачных отношений.
Вот молодой человек определился и вступил в брак с хорошей, скромной и порядочной «девицей православного исповедания». Но уже после хиротонии может произойти развод, и причин здесь может быть сколько угодно (случаи явной измены со стороны священника сейчас тут не рассматриваем).
Полагаю, самой распространенной причиной является следующая. Проходят чувства, начинается быт, и уже на этом этапе у женщины спадают «розовые очки» возвышенных и иллюзорных представлений о священнослужителях: дом — полная чаша, много детей и в центре любящий и понимающий супруг, который проводит дома очень много времени. Женщина с удивлением обнаруживает, что финансовый достаток в семье священника присутствует далеко не всегда, да и вообще выясняется, что это люди не без греха, как минимум тоже могут разбрасывать по дому свои носки и вытираться после ванной не тем полотенцем. Кроме того, священнослужитель много времени проводит в храме и среди прихожан, и супруга перестает разделять его идеалы и не хочет участвовать в его служении. Иногда, имея свободное время, женщина начинает общаться с другими мужчинами, что закономерно приводит к разводу.
Таким образом, брак распадается далеко не всегда по вине священнослужителя, для него это может быть абсолютно неожиданно, так как дело уже не столько в нем, сколько в том, как его воспринимает и что чувствует супруга, а чувства, как известно, — очень субъективная вещь.
И вот происходит развод. Для любого человека это очень тяжелый этап некого надлома, когда есть ощущение того, что рушится привычный мир. Как правило, в судебном процессе он либо выражает свое несогласие, либо не является туда вообще, дабы не выслушивать грязь от ранее любимого человека. Через какое-то время нервы и ситуация успокаиваются, и встает простой вопрос: как быть? Что делать? И через какое-то время для него возникает несколько возможных поведенческих линий:
1. Оставление сана и заключение нового брака. Это происходит в случае если он не видит в будущем себя одиноким, так как, принимая сан, он не давал согласие на монашество, да и вообще одиночество для некоторой категории людей представляется настоящей мукой. Как честный человек, он оставляет сан и вступает в иные отношения.
2. Но что делать, если человек воспринимает сан как нечто чрезвычайно важное в своей жизни и оставлять его не собирается? В этой ситуации молодой человек, как правило, вынужденно принимает монашество. Да, он, может быть, и не видит себя монахом, это не искреннее его желание, но ввиду значимости сана он готов жертвовать своими чувствами.
Следующая возможность — фактическое сохранение своего status quo. Так или иначе он уже находится в сане, и правящий архиерей, часто проявляя понимание к его ситуации, не принуждает его к вынужденному монашеству. Таким образом он остается целибатным священником (хотя на практике целибатными оставляют овдовевших клириков, а не разведенных). Говоря простым языком, архиерей оставляет его в покое, не принуждая принимать каких-либо решений.
В этих двух случаях священнослужитель так или иначе остается один, т.е. без пары, и тут возникает следующая проблема более интимного характера, о которой мало кто говорит вслух: все-таки священнослужитель в первую очередь остается молодым человеком, со своими «сексуальными потребностями» один на один, не говоря о том, что остается полностью нереализованной потребность любить и быть любимым. И тут есть опять-таки два варианта действий:
- Реальное воздержание, когда он искренне сдерживает свои нереализованные сексуальные стремления и вспоминает семинарский курс по аскетике. Успех на таком пути, надо признать честно, мало кем достигается, так как сексуальность — это неотъемлемая часть человеческой природы, от которой просто так не избавишься. Борьба с сексуальностью — для многих как борьба с рукой, которая точно так же является частью его тела.
- Вариант второй — молодой человек решает свои порывы либо посредством мастурбации и иногда посредством «секс-игрушек», разумеется, с сожалением рассказывая об этом своему духовнику, но продолжая это практиковать, так как с собой бороться сложно. В этом случае, несмотря на некоторую нечестность, молодой человек безусловно сохраняет сан, и, несмотря на постоянное чувство вины и недостоинства, формальных канонических претензий к нему нет. Но в обоих этих ситуациях никак не реализуется потребность в любви.
4. Следующий возможный вариант — человек, оставаясь в сане, начинает жить гражданским браком с некой женщиной. Несмотря на то, что человек уже не находится в брачных отношениях и это сложно классифицировать как измену его супруге, кроме того, принимая сан, он нигде не давал обета воздержания, этот подход, разумеется, не вполне честный. В каноническом плане такой вариант представляется наиболее опасным, так как за этим могут последовать канонические прещения архиерея. Хотя вместе с тем, как показывает практика, епископы на местах сами понимают неоднозначность ситуации и не хотят терять священника, и попросту закрывают на это глаза, ограничиваясь переводом на другой приход, где прихожане были бы не в курсе этой ситуации.
5. В самом худшем случае он либо пользуется услугами сферы продажной любви, либо практикует разовые связи. Как показывает практика, запрет в служении за такие деяния следует крайне редко.
Если смотреть на это все глазами самого молодого человека, то тут предстает ситуация полного цугцванга: да, он хочет честно сохранить священный сан, понимая, что это сокровище, которое ему через архиерея дал Сам Бог, но вместе с тем он и под монашество не подписывался, особенно когда сексуальная энергия в нем по молодости бурлит.
Получается, что судьба молодого и часто действительно хорошего священника находится в руках у женщины, с которой он вступает в брак. Он может закончить с хорошими результатами семинарию, академию, даже защитить диссертацию, внутренне подготовиться к принятию сана, собрать ценный опыт пастырства и восстановления храма, важно, что и Церковь тратит на подготовку образованного священнослужителя колоссальные ресурсы, но все это может не играть никакой роли ввиду того, что женщина со своими «тараканами» по любой причине может принять решение о разводе. Предсказать на начальном этапе отношений этот вариант развития событий абсолютно невозможно, особенно когда молодой человек молод, неопытен и влюблен.
Смена парадигмы брака и культурная революция
Проблема состоит в следующем: наше представление о браке сформировалось в иной культурной эпохе, когда женщина de facto и de jure была в подчиненном положении у мужчины. Порядка века назад возможность развода осложнялась и юридическим статусом семьи, который не предполагал — кроме случаев исключительных — возможности расторжения брака. Число разводов неуклонно росло, но по сравнению с общей численностью браков оставалось смехотворным. Так в России, стране с многомиллионным населением, оно составляло: в 1840 году — 198, в 1880 году — 920, в 1890 году — 942 случая.
В настоящее время кардинальным образом поменялась культурная ситуация, в ХХ веке начались, а в XXI-м продолжились процессы эмансипации прав женщин и сексуальной революции. Если речь идет о России, то начиная с девяностых годов прошлого века, происходит невероятный рост разводов: 65% пар в 1995 г., 84% в 2002 г., по состоянию на 2019 г. уровень разводов составляет 60% (Источник: Федеральная служба государственной статистики). Если брать семьи священнослужителей, то процент разводов несколько ниже и составляет порядка 30%, но при этом имеет устойчивый тренд к росту.
Сегодняшнее время можно обозначить как время кризиса семьи: разводы стали нормой, соответственно браки заключаются позднее, что привело к нормализации внебрачных связей, формированию феномена партнерств, т.е. фактического сожительства двух людей, по разным причинам не желающим заключать брак, что постепенно становится эрзацем брачных отношений. Кроме того важно учитывать, что современное общество перестало быть христианским, во многом под влиянием секуляризма брак перестал рассматриваться в качестве единственно возможной формой сожительства двух людей. Увеличение количества разводов и распространение «партнерств» — это явление объективное и поменять что-то здесь представляется абсолютно невозможным.
Вместе с тем стоить отметить и плюсы современной ситуации:
- Права женщин реально уважаются;
- Более невозможно насилие над женщиной;
- Отношения становятся действительно свободным выбором, а не являются результатом принуждения;
- Развод перестал быть клеймом.
В этой связи важно отметить следующее: современное церковное понимание брачного союза, заключаемого посредством венчания, является относительно поздним явлением. Часто мы забываем, что в раннем христианстве, которое сейчас для нас во многом является ориентиром, существовала и иная форма сожительства. Так христиане из рабов, согласно Римскому праву, не имели право вступать в брак, для них существовала форма сожительства — конкубинат (хотя пользовались ей не только рабы, но и свободные граждане). Конкубинат (лат. concubinatus) является аналогом современного «гражданского брака» или современного европейского «партнерства». Эта форма не считалась зазорной, но при том его участники были лишены прав, какие имел законный брак. Интересно, что конкубинат на ранней стадии формирования церковного права пользовался определенным уважением.
«Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет ее как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом». (Матфей Властарь. Синтагма. П. гл.17).
«Тот, кто не имеет жены, но имеет вместо жены конкубину, не должен отлучаться от причастия; однако, да будет довольствоваться он союзом с одной женщиной, будь она женой или конкубиной — что его больше устраивает» (решение 1-го Толедского Собора).
Разумеется, в ходе развития Византийской империи как христианского государства это явление было ликвидировано. Но здесь важно указать следующее: брак — не является единственной и универсальной формой сожительства мужчины и женщины, он во многом является производным от исторической и культурной ситуации, в котором находится общество (если мы посмотрим на Священную историю Ветхого Завета, то сегодня никому не придет в голову осуждать Авраама, имеющего помимо законной жены Сарры наложницу Агарь, или Иакова, у которого помимо двух законных жен Лии и Рахили было две наложницы: Валла, от которой произошли Дан и Неффалим, и Зелфа, родившая Гада и Асира. Подобная ситуация была привычным явлением для социокультурной ситуации в Малой Азии XV века до Р.Х.).
Церковь и двойная мораль
Если посмотреть на церковную ситуацию, то мы как Церковь пока остаемся в византийской или викторианской эпохе, когда существовала чрезвычайная строгость нравов, тема пола и любое упоминание о сексуальности являлось табу и большое значение уделялось внешней благопристойности. Однако проблема такой ситуации заключается в следующем: внешне все может выглядеть очень приличным, но человеческую природу изменить и обмануть сложно, и на деле это приводит к возникновению двойной морали, когда декларируется одно, и внешне это соблюдается, а на деле происходит другое, что мы стараемся не замечать. Так, например, в разгар викторианской эпохи в 1859 г. в Лондоне одновременно со строгостью нравов по официальным данным полиции действовало 30 000 борделей и 80 000 проституток. В Византийской империи, несмотря на то, что она являлась православной страной, складывалась довольно схожая ситуация. На взгляд автора, если какая-то ситуация приводит к возникновению двойной морали, то она является ошибочной.
Если говорить о Церкви, то все священнослужители, более или менее знакомые с реальностью, знают, что мы находимся в ситуации развитой двойной морали. Внешне все выглядит чрезвычайно прилично, но при этом постоянно встречается логика «ну все же все понимают». Это также свидетельствует о несоответствии существующих правил сегодняшнему дню, так как они перестали выполнять регуляторную функцию.
Игнорирование постановлений как герменевтический принцип
Как быть с ситуацией, когда канонические правила становятся откровенно устаревшими? Если мы присмотримся к православной традиции и реальному правоприменению канонических норм, то можно увидеть, что де-факто выход из этой ситуации существует. Православная, равно как и Католическая Церковь при смене Sitz im Leben (места в жизни, т.е. исторической и культурной ситуации), в которой писались определенные правила, не пытаются менять или переписывать каноны, а просто игнорируют их. Надо сказать, что эта ситуация находится глубоко в нашей традиции. Обозначу некоторые примеры:
— Интерпретация Ветхого Завета. Ранняя Церковь признала ВЗ в качестве богодухновенного Священного Писания (ср. ап. Павла: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Tim. 3:16 RST)). Вместе с тем в Ветхом Завете присутствует огромное количество постановлений, которые мы просто-напросто игнорируем. Это не только постановления смертной кары за те или иные деяния в книгах Второзакония и Исход, но и касательно более серьезных вещей, например, повеления почитания имени ЯХВЕ, которыми пропитан весь ВЗ.
— Интерпретация Нового Завета. Мы просто игнорируем постановления Павла, например, его описание служения епископа: для Павла епископ — предстоятель, который был бы уважаем всеми членами общины, но сам бы происходил из этой общины и имел семью («Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?) (1 Тим. 3:1-5)). Как известно, павлову модель исторически заменила модель монархического епископата свт. Игнатия Антиохийского, к которой позднее примешался императорский церемониал Византийской империи. Соответственно данное постановление ап. Павла мы просто игнорируем как не соответствующее нашей современной ситуации.
Примеры «герменевтики игнорирования» канонических правил, не соответствующих реальной ситуации (иногда это еще называется таким замечательным словом, как «правоприменение», но суть не меняется):
— Ортодоксия и ортопраксия ставленников во священство. Вопрос ортодоксии ставленника. Кто на ставленнической комиссии помимо формальных вопросов, касающихся, например, памятных дат епархии, интересуется реальной верой ставленника? Многие ли из экзаменующих сами что-то понимают в богословии? Как результат, рукополагают людей с дикими представлениями о вере. В этом месте надо признать, что реальным и единственным существующим каноническим препятствием для принятия сана является убийство (что вполне оправдано, хотя, как видно на примере бывшего схиигумена Сергия (Романова), и на это деяние при желании можно закрыть глаза). Пример ортопраксии: вопрос девственности ставленников и их супругов до брака. Все, кто проходил ставленническую комиссию, знают, что де-факто все эти вопросы никого не интересуют. Кто из епархиальных духовников сейчас вообще это спрашивает? На что повлияет негативный ответ ставленника?
— Канонические основания для расторжения брака и для заключения повторных браков мирян. Как известно, разрешение на повторные браки в епархиях выдаются автоматически и никого не интересует причина разрыва предыдущего/предыдущих браков.
— Оглашение как условие для принятия Крещения. Согласно каноническим правилам, для допуска человека до Крещения необходимо, чтобы он прошел длительный катехизаторский курс. На практике сейчас происходит краткая беседа желающих креститься со штатным катехизатором, который не всегда может ответить на серьезные вопросы. Кому сейчас придет в голову исполнять канонические правила и требовать, чтобы крещаемый прошел годовой курс оглашения?
— В 13-м правиле святого Василия Великого недвусмысленно сказано, что убивающие на войне, «как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». То есть воина, уничтожающего на поле битвы своего врага, три года положено не допускать до причастия. В наше время этот канон предпочитают не замечать, хотя его никто не отменял, более того, исторически в России произошла сакрализация образа борца с «врагами отечества».
По этим нескольким приведенным примерам (по факту их гораздо больше) видно, что при смене культурно-исторической ситуации никто не пытается переписывать правила и канонические постановления, написанные в ином контексте, тем самым привлекая к этому процессу внимание. На деле происходит их игнорирование. Правоприменение целиком и полностью находится в компетенции правящего архиерея, который действует по принципу целесообразности и при необходимости игнорирует те правила, которые не хочет выполнять.
Важно сказать, что такая герменевтика игнорирования не является чем-то плохим, она позволяет весь этот свод правил хоть как-то приспособить к реальной ситуации в условиях декларируемой приверженности традиции.
Возможное решение этой проблемы — негласное решение о повторном браке для священнослужителей, оказавшихся в ситуации вынужденного развода, как это сделал Константинопольский Патриархат. Надо признать, что проблема назрела, количество разводов в среде клира будет только расти, и очень большой вопрос — стоит ли священников, невольно оказавшихся в такой ситуации, склонять к вынужденному монашеству (которое преимущественно не соблюдается) или к уходу из сана людей, любящих свое служение.
Для пересмотра таких правил и официального разрешения требуется критическая масса таких случаев, возможно, произойдет лет 50, чтобы были приняты формальные решения, но применить «герменевтику игнорирования» ради церковной целесообразности на местах можно было бы уже сейчас.
Читайте также:
- Второбрачие духовенства и рыбий хвост
- Вдовые священники, служанки и «порывы плоти»: сто лет назад в Сибири
- Синод РПЦ принял решение бороться за крепость семейной жизни будущих священников
- Вдовые и второбрачные священники на Руси: от древности до середины XIX века
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)