Бывший семинарист о жизни священства: У нас все пытаются быть идеальными, все боятся

13 июня 2020 Ахилла

Омский портал NGS55.RU публикует интервью с сыном священника, бывшим семинаристом Новосибирской семинарии, а ныне web-разработчиком Стефаном Клевцовым (1998 г.р.). В Омск семья переехала из Украины. Приводим некоторые цитаты из этого интервью.

«…Папа — священник. В девяностые на Украине был раскол и тогда захватывали храмы, было опасно. Он рассказывал, что, когда обучался в семинарии, их распределяли по местным храмам, и они там ночевали по двое, чтобы никто не разграбил и не сжег.

…Все детство был в церкви с отцом. Мы с братом помогали там. Была такая двойная жизнь. В миру, в школе, я был обычный, как и все, с такими же проблемами и переживаниями. От меня все ждали, что я буду пай-мальчиком, но мы с братом такими не были. Это, наверное, черта характера. Вечно находил себе приключения и проблемы. Был хулиганистым.

…Для всех было каким-то ноу-хау то, что я сын священника. Было много тупых вопросов, насмешек. Попом называли. Даже сейчас, когда учился в семинарии в Новосибирске. Возвращался с мероприятия в подряснике, на меня так все смотрели кругом. Будто Дед Мороз попал в Нигерию. Из-за этого у нас многие батюшки хотят уехать в Грецию, там не было разрыва с церковью. Их никто не снимает и не тыкает пальцем. Там священник может спокойно прийти в подряснике в бар, выпить пива. У нас же все пытаются быть идеальными, все боятся.

…Папа в детстве всегда говорил: «Главное — будь с Богом, остальное приложится». Он не хотел, чтобы я шел по этому же пути из-за моего характера. Я пошел против его воли.

…В десятом классе папа отправил меня в православную гимназию в Ростове Великом, там, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию». Эта самая раскрученная православная гимназия. Там было очень много мажоров. Многие ходили в Gucci и Timbaland.


Мне было неприятно там находиться. Было так мрачно и чувствовалось постоянное давление. Такое преобладает в католической церкви — старание подчинить людей под себя. За каждый проступок писали объяснительные: это не так лежит, шторка не так висит. Это так вымораживало!

Там, в гимназии, я начал осмыслять правление патриарха Кирилла. Все нужно держать в железном кулаке. Все процессы построены на послушании, ты — никто и звать тебя никак. В тебе уничтожается инициатива, она там никому не нужна.

Когда я поступал в семинарию, был тяжелый период. Я не знал, куда поступать и ЕГЭ сдал не очень хорошо. Просто молился и просил у Бога, чтобы он подсказал мне, куда идти. Еще у меня на тот период были самые длительные отношения. Мы встречались с девушкой 3,5 года, собирались жениться, я даже сходил к митрополиту, и он меня благословил. Я уже тогда обучался и мне пообещали, что поставят меня дьяконом, я подумал: «Хорошо, квартиру дадут». Все приготовили и купили для свадьбы. Но все развалилось на ровном месте. Честно, и сам до конца не понимаю из-за чего.

Один из плюсов семинарии, что туда иногда приезжали известные люди. Однажды был актер Николай Бурляев, а еще заезжал Илья Глинников.

Мои выходки все терпели, и спокойно мог бы окончить семинарию, но это все дошло до какого-то абсурда. Мы с братом стали заниматься веб-разработкой. И еще мне как-то все осточертело, стал жить своей жизнью. Это стали замечать, и меня как-то вызвали на педсовет, чтобы отчислить. На меня насобирали какую-то дичь. Работал и делал сайты, сидел у себя в келье, а на меня наговорили, что я две недели сидел и бухал каждый день. Не ожидал услышать этого бреда и даже не стал извиняться и как-то пытаться предотвратить отчисление.

…В детстве я верил в Бога и в его существование. Тогда это все было несознательно. Все изменилось, когда я попал в эту гимназию, стало более осмыслено.

Чаще всего, когда человека приводят в храм в детстве, взрослея, он переосмысливает веру. Кто-то уходит, а кто-то остается. Так даже и в семинарии происходило. Было много людей, которые не могли переступить порог храма. Их уже просто от этого тошнило.

Во время духовного подъема нет никаких сомнений относительно веры, а вот во время упадка ты иногда начинаешь задумываться. В семинарии увлекся философией Рене Декарта и думал: «Блин, а может, правда все иллюзия? Может быть я существую, только потому, что мыслю? Может, всего этого нет?» Ответ на этот вопрос я нашел лишь в Боге, ведь если он есть и он правдив, то все это не матрица.

Если верить в фатализм — это Библия наоборот. Каждый человек творец своей судьбы.

Мне было бы некомфортно жить, зная, что вечной жизни не будет.

У меня был такой момент в жизни: мы с братом отдыхали в Анапе, и нас унесло на матрасе от берега. Даже не замечаешь, как быстро это происходит. Уже берега практически не видно было. Это был единственный раз в жизни, когда я по-настоящему молился. Я знал, что Бог мне поможет, и береговая охрана нас спасла. Молился по-настоящему? Ну ты максимально просишь у Бога помощи. Максимально чувственно.

Когда верующий начинает кого-то укорять за отсутствие веры — это неправильная позиция. Наоборот нужно поддержать.

Кто-то из святых говорил: «Священник проходит испытание. На него всегда направлены тысячи уст и тысячи глаз». Вот это давление очень тяжелое.

Бывают моменты, когда забываю про веру. Потом становится плохо, и беру в руки Библию. После семинарии я стал значительно меньше уделять этому своего времени. Будто какая-то лень из-за того, что не принуждают.

…Если в наше время идти священником, сложно не выкачивать последние деньги из храма. Многие это вынуждены делать. К сожалению, чтобы как-то прокормить семью, нужно иметь источник заработка. У меня отец всегда церковные облачения шил, свечи делал. Распространенная практика в РПЦ — священники-таксисты.

Многие говорят на священников, что попы плохие и деньги гребут, но тут все немножко не так. Денежная часть, конечно, присутствует, и она все портит, но это скорее про епископов, про начальство, а не про обычных священников. Есть, конечно, такие примеры, когда священники начинают думать о деньгах больше, чем о людях, и это печально. Приходская жизнь сыпется.

У священников фиксированная зарплата. В Калачинске это 25–30 тысяч рублей. Где-то, конечно, перепадает, где-то могут люди лично пожертвовать.

С тех пор права священников сузились, и их держат под контролем намного больше. Это превратилось в такую систему, и она, к сожалению, мертва.

Ты не можешь относиться к этому как к профессии. Даже у самого плохого священника есть какая-то искорка и вера. Без веры быть священником — это мука. Порой людям некому просто выговориться, и они идут к священникам, чтобы опустошить себя. Ради такой суммы денег это терпеть слишком тяжело. Я бы не смог относиться к этому как к профессии.

…Некоторые попытки церкви сблизиться с обществом кажутся жалкими. Меня дико бомбит от того, что происходит на телеканале «Спайс», как я его называю. Это просто бред! Не удивляюсь, почему людям кажется, что это безумие.

Не особо люблю власть корить, но тут уже перебор. Если бы я встретился с патриархом Кириллом, то сказал бы ему: «Пойди перечитай житие Иоанна Златоуста». С ними надо, конечно, взаимодействовать, но когда излишне жопу лижут, мне непонятно.

Хотелось бы, чтобы церковь сделала какого-то нормального молодежного блогера. Типа какого-то православного Дудя. Но церковь просто плодит мемы и делает только себе хуже.

Наша церковь приобретает формы католической. В том плане, что все думают про патриарха как про папу, мол, он не погрешим.

Наступят времена получше, и РПЦ возглавит другой человек.

Был в Куйбышеве, заходил в католическую церковь. Там появляется прихожан семь, и, как я понимаю, их обеспечение идет полностью из Ватикана. Я был в шоке с того, как они живут! Там огромный дом около реки, беседка, баня, спортплощадка. И это все для двух монашек и священника. Хоть Навальному туда с коптером лети! Наши попы порой мечтают туда попасть. Им поэтому и завидуют.

Думаю, что в скором времени повторится 1917 год. Не в плане революции, а гонения на церковь. Это всегда хорошо. В такие моменты церковь очищается и там остаются самые преданные люди. Я даже не знаю, как я себя поведу, когда такое случится.

…Хотелось бы создать нормальную семью и быть с Богом, не сбиваться с этого пути».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: