Человек — это его воля

16 июня 2021 Владимир Старковский

Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.

Персональный компьютер, проживший интересную и долгую жизнь, тоже имеет индивидуальную память, но у него нет воли, потому он и мертвый. Нет воли — нет жизни. В философии есть традиция, в которой принято, что воля первична даже по отношению к разуму. И то правда, приоритетность разума проявляется разве что в обсессиях (в неподконтрольных воле, болезненных, непроизвольных процессах мышления).

Личная воля столь же индивидуальна, как и личная память, хотя бы потому, что она так же формируется личным опытом жизни. А кроме того, индивидуальность воли — это еще и индивидуальность характера, то есть индивидуальность пристрастий, предпочтений, стремлений, влечений, желаний, склонностей, интересов, мотиваций, побуждений.

Воля, как способность управлять своими действиями, присуща и автоматике, особенно «высокоорганизованной» цифровой автоматике, но эта свобода принятия решений все же запрограммирована, а в понятии воли очень важно понятие ее свободы. А какая-такая свобода воли, например, у котика… Захотел поесть — пошел к миске, захотел спать — пошел на лежанку, пописать — в лоток, а приспичило спариваться, то на двор убежал, вдруг «повезет». И это свобода воли? А не такая ли свобода воли и у человека? Но какая ж это свобода воли, когда всякое действие обусловлено потребностями, целями и желаниями, не та же ли это самая запрограммированность? Разумеется, аналитический и когнитивный потенциал человека сложней, чем у котика, но разве человек когда-либо поступает вопреки своим интересам, желаниям и потребностям? Если, например, человек не хочет идти на работу, но все же идет, то он понимает, что такой выбор предпочтительней (по понятным, я надеюсь, причинам). А если человек хочет курить, но не курит, то и тут он страдает в согласии со своей волей. А если он все же плюнет на свое здоровье и закурит, то и это будет его личным выбором.

И только в одном случае человек поступает вопреки своим интересам, желаниям и потребностям. А не в этом ли и проявляется свобода воли? Как это ни парадоксально, но свобода воли проявляется исключительно в ситуациях, когда человек поступает нравственно.

Добро (нравственное) — это волеизъявление, направленное на сохранение интересов и чувств другого человека за счет уступок и жертв (обычно самых незначительных) в сфере личных интересов, желаний и амбиций. Даже если человек потратит минуту своей жизни на помощь ближнему, особенно если он чем-то занят или куда-то спешит, то это уже будет поступок, совершенный вопреки личным интересам. А бывают и такие нравственные подвиги, когда человек всю жизнь самоотверженно служит тем, кому трудно.

Но не следует смешивать нравственные (эмпатические) проявления воли с соблюдением приличий. Следование общественной морали, так же как и прочие мотивации, обусловлено личными интересами. Например, страхом перед осуждением, страхом перед наказанием, страхом перед негативным мнением о себе, или даже страхом получить в морду, выгодностью приличной модели поведения, стремлением к благоприятному мнению о себе.

В отличие от прочих, личных потребностей-мотиваций, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Эмпатическая потребность — это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека, способностью человека ставить себя на место тех, кому плохо, тех, кто страдает от страха, стыда, обиды, разочарования, тревоги, уныния, отчаяния, неловкости, досады, недовольства, растерянности, чувства неполноценности.

Эмпатическая составляющая воли, определяемая в богословии как любовь, проявляется в таких человеческих качествах как:

Сочувствие, сопереживание.

Отзывчивость, участливость.

Доброта, благожелательность.

Деликатность, тактичность.

Жертвенность, щедрость.

Великодушие, снисходительность.

Евангельская богоугодность характера человека определяется именно эмпатической составляющей его воли, и ничем более. А попытки имитировать добрый нрав и человека-то не обманут, не то что Бога.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: