«Что этот нигер себе позволяет?», или О взаимоотношениях настоятеля и хамовитой церковной бабки
2 декабря 2020 священник Иоанн Подмосковный
Комментарий на колонку Алексея Плужникова «Блаженны в храм ходящие, ибо их и только их есть Царствие Небесное?»
Все описанное в статье верно, но это взгляд со стороны, не учитываются детали, которые дают ответ на вопрос: а почему именно так и происходит?
Практически на каждом приходе (если он не совсем новообразованный) есть такие «церковные бабки». Образ этот собирательный, но практически всегда одинаковый. А ведь настоятели, которые ответственны за имидж прихода, как правило, ничего с этим не делают. Почему? Потому что взаимоотношения настоятеля и такой хамовитой церковной бабки лучше всего раскрыты в фильме Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Где настоятель — это Келвин Кэнди, а церковная бабка — черный управляющий Стивен.
Стивен — мерзкий человек, поднялся, благодаря неким качествам, с самого низа. Эти качества на приходе — верность и честность с деньгами. Верность, потому что Стивен понимает, что другой настоятель его тут же подвинет, поэтому он не будет плести интриги против настоятеля. Честность с деньгами — потому что это единственный момент, который не простит ни один настоятель. В то же время от Стивена куча пользы, и реальной приходской пользы, что бы кто ни говорил. Церковный ящик, уборка храма, куча мелкого приходского хозяйства. Ну и конечно же мелкая слежка за другими церковными людьми. Я никогда не был настоятелем, да и не стремлюсь, но слушать исповеди Стивена — особое удовольствие: расскажет все про всех и ничего про себя!
Поэтому главный момент, почему Келвин Кэнди (настоятель) держит Стивена — польза. Да, реальная польза, которая не видна тем самым «захожанам». Сам я жалоб от людей на Стивена наслушался выше крыши.
И вот случай с захожанами — это как раз один в один сцена из фильма, когда доктор Шульц и Джанго Фримен въезжают в поместье. В голове Стивена происходит полный слом, он искренне не понимает, как захожанка может быть без платка/в джинсах/в макияже. Да что она себе позволяет? Стивен всю жизнь живет в поместье, пропитан насквозь этими правилами, а тут такое!
Но дело в том, что это не его мир. Поместье — это мир Келвина Кэнди, а Келвин Кэнди:
1. образован, он знает, что на Севере нигеры могут быть свободными.
2. Это его мир! И правила здесь его, и он может ради каких-то вещей пренебречь правилами, но Стивен этого сделать не может.
У Стивена есть шаблон, и он даже не может изобрести способа как принять Джанго в дом: либо как нигера, либо как белого человека. Понятия свободного нигера у него нет.
Весь этот эпизод — яркая иллюстрация наших храмов.
Что с этим делать? Да вообще сложно сказать. Стивен работает за копейки, или вообще за идею. Молодым людям надо реально платить за это. И не факт, что они будут выполнять весь объем работ Стивена. Да и Стивена жалко зачастую, особенно если она еще не вышла на пенсию. Я бы поставил в субботу/воскресенье за ящиком девочек-хостес, их всяко проще научить нужным манерам. Но:
1. Я не настоятель.
2. Девочек-хостес надо тоже как-то стимулировать, и, возможно, не только деньгами.
Иллюстрация: Сэмюэль Л. Джексон в роли Стивена в фильме «Джанго освобожденный»
Читайте также: