Чудес требуют наши сердца…
18 июня 2020 Ахилла
«Батюшка! Я боюсь заразить своих родителей, но совесть мучает, что я не хожу в храм!» — смущенно опустив глазки, спрашивает девушка нашего главного ковид-диссидента от священства протоиерея Андрея Ткачева.
Батюшка отвечает, что в общем-то это весьма православно — заботиться о пожилых родителях. Но тогда для кого были все воззвания на грани исступления о том, что «аще кто не причастится на Пасху, да отлучен будет!»?
Что может произойти в сознании верующих после такого когнитивного диссонанса, какой нам устроили иерархи РПЦ в связи с карантином? А то, что последователи владыки Тихона (Шевкунова), закрывшего монастыри в начале карантина, будут косо смотреть на чад митрополита Екатеринбургского Кирилла (Наконечного), а чада о. Владимира Вигилянского («уважавшего и тех, и других», но как-то неуверенно «других», которые #сидЯдома осваивали онлайн-литургию) будут спорить с чадами ткачевых и прочих головиных… Позиция о. Андрея Кураева сейчас точно не «в тренде» из-за его отлучения указом Святейшего от богослужений. И, наверное, «ежу понятно», что «мочить» о. Андрея стали именно тогда, когда в ЖЖ пошли разоблачения «верующих» во все покрывающую благодать, в том числе от вируса.
Масла в огонь добавил православно-критический телеканал «Царьград» устами главного монархиста всея Руси Константина Малофеева. Несмотря на то, что сам Малофеев перенес Covid-19, глашатаем массовых собраний он так и не перестал быть. И для него православное «большинство» с гордым названием «МЫ» — это какое-то скопление неграждан, которое моментально теряет веру и потребность ходить в храм в случае команды «отбой». «Погасла вера в сердце, не признавшем ее детей любимейших — чудес» (Гете).
А на самом деле в этом оре неофитов о гонениях на Святую Церковь со стороны «собянинцев» прослеживается непрестанная потребность быть в оппозиции к власти еще и в вопросе прав верующих, которые мало чем отличаются от прав неверующих, оставшихся без футбола или театра… Тут уже и приходят в голову страшные мысли о настоящей мотивации этого «плача Ярославны». То ли это забота о батюшках, оставшихся без средств к существованию, то ли об отсутствии взносов в епархии, ну это уже совсем не про христианство…
Массовые скопления с точки зрения вируса ничем не отличаются ни от места скопления, ни от формы одежды, а уж тем более от цели, с которой вы явились на это скопление. Поэтому даже как-то смешно слышать от вроде образованных людей: «как вы можете сравнивать?!»
Камнем преткновения между «верующими» и «неверующими» в избирательность вируса и в избранность заболевшего стало отношение к тому самому понятию «чуда», о котором очень хорошо писал когда то о. Александр Шмеман: «Одним из главных грехов самих верующих против своей веры является… частое низведение религии до уровня сверхъестественных явлений, нарушающих законы природы… А что если христианское чудо — это совсем не нарушение законов природы, что если оно — высшее, предельное исполнение этого закона, что между ним и этими пресловутыми „законами“ нет противоречия, которое видят и те, кто хочет чудес, и те, кто отвергает их?»
Нет ничего страшнее, чем спекуляция чудом. И неважно какой век на дворе. Просто это гордыня, вот и все. А все разговоры про исцеляющий воздух в храме вкупе с колокольным звоном, то в это как верили в семнадцатом веке, так и сейчас верят. И, скорее всего, с таким уровнем образования наших главных проповедников будут верить и дальше.
Своим ученикам Христос говорил: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф. 18:10).
Время Великого поста и Пятидесятницы поставило перед каждым из ковид-диссидентов от Церкви непростой вопрос — является ли он учеником Главы Церкви? И пока мы на него не ответим, раскол будет продолжаться.
Елена Волошкова
Рисунок Вячеслава Полухина
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)