Да полноте! Какие бесы? Что за сказки?
29 октября 2021 Дитрих Липатс
Это все так… спонтанные размышления. Больше в шутку, но кое-что и всерьез.
Было это лет десять назад. Знакомая наша тогда вышла замуж за жителя Лос-Анджелеса. До того жила она в спокойном сибирском городке, и об Америке знала не много. Угораздило же ее переехать на новое место жительства к своему жениху как раз в октябре, перед самым Хэллоуином.
Жених ее был членом команды байкеров. Не тех бандюганов, что в киношках показывают, а людей все приличных и состоятельных. Были там и врачи, и адвокаты, во дни обычные занимались они своими делами и семьями, а по выходным наряжались в кожаные куртки и штаны и катились на своих рычащих харлеях куда-нибудь в соседний городок. Зачем? Не поверите даже — старушке какой-нибудь помочь по хозяйству, на территории дома престарелых порядок навести, навестить больного в госпитале. А потом отметить, конечно, посиделкой в местном ресторанчике. В общем, что-то вроде тимуровцев.
На походы в церковь у тех байкеров времени как-то не было, но вот Хэллоуину они страсть как обрадовались. Нарядились бесами да уродами, собрались у кого-то во дворе, приготовили полные корзинки конфет да сладостей для местной детворы. Ну и детвора, конечно, под вечер была тут как тут. Да в каком виде! У одного маленького, покойником раскрашенного, по всей шее шел страшнейший, свежайший порез, и из него даже что-то капало. Так натурально смотрелось, что хоть в скорую звони. Конечно же сластей ему больше всех и досталось, а уж восхищение родительским художеством и вовсе зашкаливало. И так с тем счастливым ребеночком фотографировались, и этак. У неподготовленной к подобным кошмарам нашей знакомой чуть не случился нервный срыв. Огромным усилием воли заставила она себя вести «прилично», но с тех пор норовит она в конце октября умотать погостить к маме, в Россию.
Человека, выросшего в православной культуре, от всякой западной чертовщины тошнит. А с чего это? Ну, конечно, бабка-синюшка уральская, русалки в темном омуте, леший и кикимора болотная — все существа отдаленные, с ними не всякий день и увидишься. Сенник, банник, овинник — те уж поближе, ну а домовой, так этот и вовсе с вами же и живет. Попробуйте после долгих вечерних посиделок, в трезвой даже компании, заведите о домовых разговор. Женщины вам такого понарасскажут — волосья дыбом встанут. Почти у каждой найдется ну такая история — поневоле поверишь. Я много тех рассказов выслушал, и видел хорошо — не врут. Вранью женскому веришь лишь тогда, когда «я сам обманываться рад», как Пушкин написал. А тут-то, чего обманываться? Тут бы расхохотаться — бабкины, мол, сказки, да в голове почешешь, так искренен бывает рассказ.
А мужики русские? Так у них «черт тебя подери», «бес попутал», «иди к дьяволу» и еще чего похлеще вообще с языка не слезают. Алкаши да наркоши так и воочию всякую чертовщину наблюдают. Еще пострашнее женских историй вам поведают. Пузатый Пацюк у Гоголя прямо отвечает кузнецу Вакуле, что пришел спросить, где черта сыскать: «Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами».
Черт за плечами русскому человеку постоянный сопутник и первый вражина. Этакий «наш сукин сын», без которого жизнь как без соли.
Так чего ж на Хэллоуин фыркать, когда домовой Кузя из известного мультика — чуть не любимый персонаж? Всем он симпатичен, еще бы! Ишь, как авторитетно заявляет: «Тот не хозяин, кто хозяйства своего не знает!» Здесь немало мужиков российских устыдятся. А уж в великой русской литературе, что всякой интеллигенцией так читаема, бесовщины и не счесть. Тут тебе и «Мчатся бесы, вьются бесы…», и Бежин Луг, и Достоевский с его Петром Верховенским, за которым видится мне вовсе не какой-то там Нечаев, а вылитый наш Владимир Ильич, и Лесков, и Бажов постарались. А уж Булгаков чуть ли не до оправдания самого сатаны дописался. Невольно припомнишь тут, что «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».
В Ветхом Завете проблемы с бесами вроде как и нет. Там о них вообще речь не идет. Главный злодей там сам человек, жестоковыйный, непокорный и глупый. Всякий жизненный опыт тому человеку вроде как и не впрок. Все он наступает на те же грабли, все норовит Бога приношениями да жертвами задобрить. Бог у того человека какой-то страшный, обитает во мгле и мраке, и часто непонятно, что Ему надо. Вроде как и подношения при покаянии Ему подноси, и в то же время через пророка Исаию ругается Бог, что отвратительны Ему всесожжения и жертвы скота многочисленного, уверяет через псалмопевца, что жертва Богу — душа сокрушенная. Тут не поймешь: а что Ему надо-то? Храм вон на скотобойню уж похож, а Он все гневается. И вдруг — на тебе! «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
«Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это что-то совсем новое. Духу, правда, ни к чему дым сожженных волов, козлов и баранов. Ни к чему Ему десятина. Тут, и правда, получается, что лучшая жертва Богу — дух сокрушенный, отказ от гордыни, вверение своей судьбы Творцу. За тем и пришел Спаситель, чтобы умер ветхозаветный Адам, чтобы возродился человек новый, чтобы обрел человек спасение: единение со своим Создателем.
Вот ведь интересно: первое, чем занялся Спаситель на своем поприще, изгнанием бесов. И ведь никто не удивился, не спросил, какие-такие бесы, о чем ты? Всем было понятно, кто истязает помраченных умом, скрюченных, слепых и больных. Бесы выходили из людей с криками, бесы повиновались посланным в отдаленные края апостолам, бесы входили в свиней и бросались в озеро, и ни у кого удивления это не вызывало. Бесы были чем-то привычным, как запечные тараканы или бродячие собаки на помойках. Единственным нареканием от властвующих клерикалов было лишь исцеление в субботу, что и вменялось Христу в основную вину.
Ветхозаветный человек, по природе своей, по родству Адаму, был поражен грехом, и присутствие в нем злого начала, злого духа, считалось естественным. Зло в человеке ограничивалось правилами Закона, совершенства человека и не предполагалось. «Будьте совершенны, как совершен Отец Мой небесный» звучало революционно, крамольно. Человеку полагалось жить с чувством вины, свобода человека нарушала весь установившийся веками миропорядок. Свобода и сейчас, как это мы видим в нынешних российских событиях, не приветствуется. По той же причине: свобода рушит установившееся, постоянно тестирует авторитеты.
Спаситель прекрасно знал, с кем имеет дело. «Невозможно служить двум господам… не можете служить Богу и мамоне». То есть невозможно служить одновременно небесному и земному, ибо «там, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».
Чем оперирует всяких злой дух? На чем он играет в сердце человечьем? Какое главное и единственное оружие всякой бесотни?
Гордыня — главное препятствие на пути к Богу. Гордыня и Люциферу мозги смутила. Гордыня, видать, еще до создания мира где-то таилась. Гордыня — начало всякому злу. Всякому бесу — родная мать. Получается, что без победы над гордыней христианина и не случится.
Всякое зло — ущемление интересов ближнего. Всякое зло оправдывается собственным превосходством, в котором и убеждает носителя зла нечистый дух.
«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов…»
Как? Да очень просто: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во Имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Подходит ли это к действию, направленному лишь на личную пользу? Можно ли во Имя Господа ущемлять интересы ближнего? Нет, конечно, потому что Бог есть любовь. Любовь не ищет выгоды себе. Бесы плачут.
Да полноте! Какие бесы? Что за сказки? Чепуха все это, нечего на кого-то валить, человек сам за себя отвечает. Человек сам строитель и хозяин своего счастья.
Вот тут бесы и ликуют. Ладошки потирают, пляшут и празднуют. По определению уважаемого мною доктора философии, знаменитого на весь мир проповедника Дерека Принса, бесы — конкретные личности, лишенные тел. Главная их задача — вселиться в человека и, действуя через него, получать недоступные им удовольствия жизни. Прелюбодеяния, алкоголизм, обжорство, проявления насилия, перебранки, зависть и другие пороки — их работа. Действуя в человеке неприметно, они приводят его к погибели. Нет такого самоубийства, в котором бы не поучаствовал злой дух. Демон раздражен моральными тормозами того, в кого он вселился, и демон мстит человеку за его нерешительность, тем более за доброе начало, что пересиливает и сдерживает большинство из нас. Это не мои домыслы. Об этом написано множество текстов. Почитайте хотя бы «Письма баламута» Клайва Льюиса. Интереснейшая книга.
Дерек Принс так же приводит массу примеров изгнания нечистых духов. Что обнадеживает — в подавляющем большинстве все они незадачливая, очень недалекая по интересам и замыслам потусторонняя шпана. Предел их мечтаний, соответственно и главный соблазн, предлагаемый человеку, — богатство. То, что обеспечивает дорогую жратву, выпивку, красивых и развратных баб, три машины, дачу, клячу, два работника впридачу, и еще овчарок свору вокруг мощного забора… Словом того, чему пределу нет. Ведь миллионов мало не бывает. Откуда они взялись? И на это у Дерека Принса есть предположение. Демоны те — остатки населения предыдущего, отвергнутого Творцом мира, в котором, похоже, были те же пороки, что погубили допотопных обитателей нашей Земли. О том туманно упоминается в Каббале и других каких-то древних источниках.
Не понимают бедолаги-демоны того, что мамона в современном мире постепенно утрачивает свою былую силу. Мечта о богатстве — удел жлобья. Мир в целом становится все более достаточным и комфортным. Недалеки времена, когда голодных накормят, холодных оденут, бездомных устроят. Богатство и сейчас уже не обеспечивает былой социальной значимости, потому что очень часто богатство бывает неправедным, потому и не применимым. Заворуй-олигарх не властен над своими миллиардам, если они преступны. Куда более твердую социальную и финансовую защищенность дают в наши дни личные способности. Специалист затребован, богач — не интересен. Илон Маск и ему подобные ценятся не миллиардами, которыми они ворочают, не криптовалютой, а идеями, работоспособностью, смелым воображением, которое, по слову Эйнштейна, объемлет мир. За деньги способностей не купишь, способности, как и вера — Божий дар.
Скажете, гордыню не истребить, зло найдет, как себя проявить. Зло возьмет дубину, трахнет ею по головам и спинам, зло загонит под лавку, заставит себя уважать? Что ж… Видим мы и такие попытки. Но тот поезд уходит. Тянет его паровоз на углеводородах, которые, в недалеком уже будущем, станут никому не нужны. Тут в одном из роликов на ютубе было рассказано о сетованиях горожан Европы XVIII-го века. Топливом для фонарей на улицах служил в те времена китовый жир, вот и озадачивались люди, на сколько лет китов хватит, и что потом делать будем?
Грядут совершенно иные, не виданные прежде времена. Последние времена? Да кто ж его знает? Пути Господни неисповедимы. А пока, празднуя Хэллоуин, что ж делать, взгрустнем вместе с заскучавшим в бессоннице овинником.
То корова вздохнет в тишине,
То звезда подмигнет мне невинно.
Домовой пробормочет во сне,
Как-то нудно, невнятно и длинно.
Ночь упрятала лес, из болота,
Затаясь, наползает тоска.
Мне б заснуть, но и спать неохота,
Мне бы выпить, но бочка пуста.
То кикимора, мать ее так,
Дохлебала вино, натощак.
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)