«Держи вора!» обычно громче всех кричит сам вор

12 апреля 2019 батюшка Лютер

В интернете обсуждают историю священника Сергия Зотова, которого перевели из кафедрального собора Магнитогорска за фотографии, выложенные в соцсетях его женой. Придирчивому церковному руководству снимки показались неподобающими. Новость напечатала «Комсомольская правда», затем тему подхватили на «Ахилле», где сегодня опубликована редакторская колонка с интересными размышлениями на тему «преступление и наказание в РПЦ». Батюшке Лютеру совершенно нет дела до фоток незнакомой ему женщины, будь она хоть матушка, хоть игуменья, хоть английская королева. Но эта история заставляет поговорить о другом — о той необычной трансформации, которая происходит в головах людей, получающих в свои руки власть в церкви. И просто словом «лицемерие» ее описать не получится.

Когда священнослужитель дорывается до власти, в его душе происходит любопытный слом. С социальной точки зрения он переходит на более высокий уровень, получает доступ к управлению и деньгам, качество его жизни повышается. Иными словами, срабатывает социальный лифт. Речь здесь не только об архиереях и благочинных, но о любом настоятеле, который ведает непрозрачными финансовыми потоками. Плохо ли, когда священник живет в достатке? Не хочется давать кондовых оценок, но ситуации, когда уровень жизни настоятеля повышается за счет ближних (клириков храма, прихожан и захожан, обдуренных спонсоров), вкупе с отсутствием финансовой отчетности в РПЦ, вызывают серьезные вопросы.

Повышение уровня жизни в душе самого священника вызывает обычно чувство вины. Ну, не любят в России тех, кто живет хорошо, все должны жить одинаково плохо. Но при этом каждый подсознательно хочет вырваться из своего болота, мечтая о роскошной жизни. Добавьте к этому, что будущим батюшкам вбивают в голову банальные истины о жертвенном и самоотверженном пастырском служении. На выходе это дает нам гремучую смесь — человека, имеющего все возможности для богатой жизни, который чувствует себя за это виноватым и отклонившимся от тех норм, которые он сам усвоил и когда-то разделял (конечно, не каждый именно так это себе формулирует, но подсознательно каждый чувствует примерно одно и то же). Такой внутренний диссонанс надо как-то компенсировать. Делается это очень просто — надо начать публично бороться за чистоту церковных рядов, но не с реальными «книжниками и фарисеями», а с теми, на кого укажет начальство. Оттянуться получается на тех инцидентах, которые яйца выеденного не стоят (как упомянутый уже случай с о. Сергием или травля о. Вячеслава Баскакова). Тут действует простое правило — «Держи вора!» обычно громче всех кричит сам вор.

Определенным показателем того, что something is rotten in the state of Denmark, является не просто повышенное, а откровенно болезненное беспокойство функционеров Московской патриархии внешним видом духовенства: фасоном камилавок и ряс, цветом обуви, воротничков, манжет, формой прически и прочей чепухой. Вот характерный отрывок из доклада патриарха на епархиальном собрании 2012 года: «Духовенство столицы должно являть образец для подражания не только в вопросах духовной жизни, но и во внешнем виде». Тиранию митрополита Арсения по поводу внешнего вида испытали на себе, наверно, все без исключения клирики Москвы. А его приспешник протоиерей Александр Абрамов на том же епсобрании 2012 года сообщил патриарху, что некоторые клирики — о, ужас! — надевают поверх подрясника и рясы цветные куртки, фотоаппараты, сумки и даже рюкзаки. Действительно, цветная куртка или рюкзак поверх подрясника может поколебать авторитет церкви гораздо больше, чем шикарный автопарк, охрана или дорогостоящее жилье.

Повторюсь, это не просто фарисейство. Это самозащита. Публичное проявление своего радения об образе церкви помогает оправдать самого себя — «я выполняю свои обязанности, так как борюсь за образ церкви, а значит, мне можно жить роскошно».

Вернемся к ситуации в Магнитогорске и напомним, что епархиальная жизнь буквально недавно стала темой для обсуждения — в СМИ были опубликованы материалы о том, как родной брат правящего архиерея обругал и толкнул 58-летнюю сотрудницу епархии, нанеся ущерб ее здоровью. Не является ли «проработка» о. Сергия Зотова способом отвлечь общественность от обсуждения этого конкретного случая, который бросает тень на епископа? Полагаю, что вопрос риторический.

Никакого подлинного церковного возрождения не наступит, пока в церкви главенствует право сильного, дух покрывательства и расправы над людьми, не имеющими протекции. В результате реформы в РПЦ должна пройти люстрация — все, кто запятнался подобным поведением, должны покинуть свои насиженные и теплые места.

Источник

Читайте также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: