Джон Мюр: «Божья любовь проявляется в пейзаже, как в лице»

4 июня 2019 Алексей Марков

Натуралист, философ, исследователь ледников, «Джон с гор» и «Отец национальных парков», Джон Мюр (John Muir) был еще и «Горным Иоанном Крестителем».

Родился в Шотландии в 1838 г. Попал в Америку в 11 лет, семья переехала и устроилась в Висконсине. С детства воспитанный в строгих пресвитерианских традициях, он хорошо знал Библию. Окончил университет. Оказался со временем в совсем еще ненаселённой тогда Калифорнии. Был поражен красотой гор и пустынь…

Я не стану описывать его многочисленные заслуги, походы, дела. Сделал он очень много, побывал и пожил много где, достиг уважения и известности, был сооснователем влиятельного по сей день Сьерра-Невада клуба. С ним путешествовал, к нему прислушивался президент США Т. Рузвельт. Мюр убедил начать создание и содержание национальных парков, которых теперь в США очень много, где к бережно сохраняемой первозданной красоте могут прикоснуться люди. Так, знаменитый Yosemite national park в Калифорнии был создан благодаря ему.

Т. Рузвельт и Д. Мур

Но было это все для него не просто делом человека, беззаветно любящего природу. Дикая природа открывала ему Бога… «Божья любовь проявляется в пейзаже, как в лице». Горы для него были воплощением храма, нет, не символом, а вот именно это — построенный Богом храм, где Творец себя являет, где можно прикоснуться не просто к красоте, но к Тому, Кто за ней…

«Место казалось святым, где можно надеяться увидеть Бога. После наступления темноты, когда лагерь был в покое, я нашел путь к алтарю-валуну и провел на нем ночь. Над водой, под листьями и звездами — все еще более настоящим, чем днем, водопад выглядел мутно белым, поющим Естества древнюю песнь о любви с торжественным энтузиазмом, в то время как звезды, всматривающиеся через крышу листвы, словно присоединяются к этой песне белой воды. Драгоценная ночь, драгоценный день, чтобы остаться во мне навсегда. Слава Богу за этот бессмертный дар…»

Природа, по Мюру, есть великий учитель, помогающий понять разум Бога. «О, эти наполненные, спокойные, безмерные горные дни, дни, в свете которых все кажется одинаково божественным, они открывают тысячи окон, чтобы показать нам Бога».

Мюр защищал теорию эволюции и в ней видел не противоречие, а утверждение своей веры, более того, он считал творение Божьего мира не законченным, мы лишь свидетели одного из этапов.

«Но что вызвало эволюцию…? На мой взгляд немыслимо, чтобы план, что работал в течение миллионов лет и отработал все без единой заминки или одной ошибки, который заставил каждую микроскопическую частицу материи выполнять свою функцию в гармонии с любой другой во Вселенной, что такой план — слепой продукт бездумной абстракции. Нет, где-то, до эволюции, был Разум, который изложил план, а эволюция — это процесс, а не источник гармонии. Вы можете называть этот Разум как вам угодно: я не понимаю, почему так много людей возражают, чтобы называть его Богом».

Женился натуралист и путешественник поздно, на дочери своего компаньона, супруга понимала его и отпускала в горы, позже он стал брать туда двух своих дочерей.

Как у многих великих и прекрасных людей, жизнь его закончилась крахом, трагедией… Он долго боролся за сохранение долины Сьерры, но население южной Калифорнии росло, нужно было водохранилище. В 1913 году президент В. Вилсон подписал закон о его строительстве. Долина была уничтожена. Мюр писал: «Бог позаботился об этих деревьях, спас их от засухи, болезней, лавин и тысячи бурь и наводнений. Но он не может спасти их от дураков». Через год его не стало…

Джон Мюр не увидел всего того, что натворили люди за последние сто лет, даже в самом кошмарном сне этот мечтавший о гармонии цивилизации с природой человек не мог бы себе представить все последствия методичного загрязнения и техногенных катастроф, произошедших по вине потомков.

Но не сказать, что дело и идеи натуралиста и философа пропали. Без национальных парков трудно себе представить современную Америку. Сьерра-Невада клуб по-прежнему действует. А с конца 60-х идеи экологической теологии стали развиваться и находить себе новых сторонников среди различных ветвей христианства. Ведь идея, что природа и есть главный храм Божий, в котором мы можем ощутить Его присутствие и явление, который мы обязаны хранить и защищать от осквернения и расхищения, столь же красива, сколь и очевидна.

Человек — это храм Божий, по апостолу Павлу. Противоречит ли это идее Мюра о том, что природа является храмом Всевышнего? Нисколько, апостол Павел и Джон Мюр решали разные контекстные задачи, и оба исходили как из личного мистического опыта, так и из глубокого знания Писания.

Отношение к природе является не меньшим индикатором нашего внутреннего состояния, чем отношение к ближним. Дело ведь даже не в сохранении среды обитания (а правила, направленные на это, мы видим уже в Ветхом Завете), дело в благодарности за данное нам и в ответственности, что нужно и самим людям, чтобы быть людьми. Имеем ли мы вообще моральное право рассуждать о тонких духовных материях или учить кого-то богоугодной жизни, не будучи в состоянии бережно относиться к окружающему нас Божьему созданию или созданному Им миру?

Зацикленным на себе самих и своих проблемах богословам и верующим веками было недосуг об этом задуматься, на то были объективные и субъективные причины. И вот личный мистический опыт Джона Мюра и его вербализация выносят подобные мысли и вопросы наверх. И именно такие простые, но глубокие мысли становятся все актуальнее у уставших от модернистской заумности и постмодернистских игр людей.

Литература:

«My First Summer in the Sierra», John Muir

«Three Days with John Muir», The World’s Work

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: