Единовластие непременно делает людей более должного властительными
5 декабря 2018 Евгений Голубинский
Евгений Голубинский (1834–1912) — один из самых известных историков Русской Церкви.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Голубинского «О реформе в быте Русской Церкви» — о необходимости соборного управления епархиями, а также о необходимости разделения епархий.
***
Епархиальное управление
По статье 1 ныне действующего Устава духовных Консисторий «(церковное) управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархиею, производится чрез присутственное место-духовную Консисторию, под непосредственным начальством епархиального архиерея».
Не совсем ясно редижированная статья эта как будто хочет сказать, что у нас епархиальное управление есть управление соборное, состоящее из архиерея и из находящегося при нем собора пресвитеров, что представляет из себя Консистория. На самом деле это далеко не так. Консистория не есть епархиальное присутственное место, в которое бы архиерей входил, как председатель, а есть присутственное место при епархиальном архиерее, который стоит вне его. Как всякое присутственное место, Консистория производит и решает дела; но конец этого производства и решения не тот, что в обыкновенных присутственных местах: если архиерей согласен с решениями Консистории по делам, он утверждает их, если же не согласен, то полагает собственные решения, которые и приводятся в исполнение (стт. 333 и 337). Из этого следует, что Консистория есть не настоящее присутственное место, а только, так сказать, делопроизводительное учреждение при архиерее или как бы его канцелярия (наподобие того, как канцелярия при губернаторах). А из сего следует далее то, что епархиальная власть у нас не соборная, а единоличная, сосредоточенная в лице архиерея.
Помимо Устава Консистории из самой нашей действительности мы еще лучше знаем, что епархиальная власть у нас не соборная, а единоличная…
Если бы так судили этому быть учредившие церковь апостолы, которые действовали по божественному полномочию, то нам оставалось бы только безмолвно и безропотно перед этим преклоняться. Но писания апостольские и мужей апостольских ясно свидетельствуют, что апостолы учредили епархиальное управление не единоличное, а соборное; история церкви столько же свидетельствует, что в продолжение первых веков было в ней епархиальное управление именно такое, какое учредили апостолы. Правда, что соборность в церковном епархиальном управлении сменилась единоличностью очень давно. Но злоупотреблению никакая давность не придает и не может придать значения права (неправильного не делает правильным).
Желая нашей церкви обновления и возрождения к лучшему, мы решительно желаем, чтобы епархиальная власть в ней была не единоличною, а соборною. Положим, что архиереи наши, говоря вообще, не злоупотребляют своею единоличною властью вопиющим образом. Но вот частные случаи, которым она дает место и примеры которых всякий из нас знает.
Случается, что архиереями бывают люди очень ограниченные. Такие архиереи при единоличной власти или ведут дела епархиального управления жалким образом, или позволяют себе глупые чудачества, или — что всего хуже — подпадают влиянию их окружающих, так что иногда управление целою епархиею оказывается в руках какого-нибудь ничтожнейшего келейника.
Случается, и нередко, что архиереи бывают люди с деспотическим характером. Такие архиереи, не бывают ли большими или меньшими тиранами духовенства епархии, и не случается ли, что бывают тиранами очень тяжкими и жестокими.
Случается, что архиереями бывают люди, преданные мерзкой страсти сребролюбия, которые употребляют средством к своему обогащению омерзительную симонию. Такие архиереи, при единоличности власти имеющие возможность продавать места, до какой степени позорят и унижают в своем лице сан архиерейский!
Но есть и общее, очень важное, заставляющее желать возвращения от единовластия к древней соборности. Единовластие непременно делает людей более должного властительными, что действительно и составляет характеристическую черту отношений наших архиереев к их подчиненным. Не весьма ли желательно то, чтобы мы могли представлять себе наших архиереев не в образе малодоступных грозы и величия, а в образе привлекающих к себе простоты и кротости.
Наконец, желательно возвращение от единовластия к соборности, желательно не столько по причине зла, которое происходит от первого, сколько в виду пользы, которой есть все право ожидать от последней. Если управление епархией представляет из себя мертвую, один раз заведенную, машину, как это теперь, то епископу, конечно, не о чем с кем-либо совещаться; но если оно должно представлять из себя живое хозяйство, в котором кипят многообразные нужды, как это желательно, тогда удовлетворительное ведение управления возможно будет только при соборности.
Духовные Консистории, хотя и не представляют из себя настоящих присутственных мест, но подобно другим присутственным местам, имеют свои канцелярии.
Как всякий знает, очень велика и очень громка своеобразная слава этих канцелярий. До не особенно давнего времени все наши присутственные места были очень грязны; но грязнее Консисторий по их канцеляриям не было. Другие присутственные места сполна или не сполна вымылись, а Консистории по их канцеляриям… Нас уверяют, что в некоторых епархиях канцелярии Консисторий в настоящее время уже вовсе не то, что были прежде. Готовы этому верить и искренно этому радуемся, но имеем решительные основания думать, что во многих еще епархиях все остается по-старому, за исключением разве только того, что поменее внешней грязи.
Пора преосвященным архиереям и высшему духовному начальству подумать о том позоре, который причиняют церкви эти канцелярии Консисторий. Преосвященные архиереи, кажется, успокаивают себя тем, что грязь канцелярий Консисторий — дело домашнее, что про это знает только одно духовенство. Они весьма ошибаются. Всякий мирянин, хоть один раз побывавший по нужде в Консистории, не забывает этого во всю жизнь и делает громким проповедником ее славы. Весь мирской мир ведает о Консисториях чрез приходских церковных старост, которые обязанностями службы поставляют в возможность иметь полные сведения о Консисториях.
Характеристическую черту нашего епархиального управления с древнего времени составляет то, что у нас слишком обширны епархии. После первоначального учреждения при св. Владимире не более как 7-ми епископских кафедр на всю страну, епархии наши представляли из себя потом, вплоть до XVIII века, чрезвычайно обширные области. В настоящее время, когда церковная администрация приравнена у нас к гражданской таким образом, что гражданские губернии суть церковные епархии, эти последние представляют из себя также очень обширные области.
Наши порядки в сем отношении устроились совершенно противно тому, как это было в Греции. В первенствующей христианской церкви каждая частная церковь непременно имела своего епископа во главе собора пресвитерского, а под частною церковью разумелось всякое селение или всякая совокупность селений, представлявшая из себя приход, при чем только каждый город, — малый или большой, — представлял из себя одну частную церковь, а не несколько частных церквей (один приход, а не несколько приходов). По этому первоначальному порядку имели своих епископов не только непременно все города (каждый, как самый большой, так и самый малый, по одному), но непременно и все деревни или совокупности деревень, представлявшие из себя приходы. Впоследствии времени, начиная с начала IV века, уничтожены были епископы деревенские (хорепископы) и оставлены одни городские, но оставлены были все, так что на дальнейшее время после этого уничтожения стало правилом и основным законом церковного управления, чтобы не было епископов в деревнях (селах) и посадах, но были они непременно во всех уездных городах. В отношении к централизации церковного управления в церкви Греческой было устроено с епископиями так, что каждая гражданская губерния должна представлять из себя одно церковное административное целое или одну частную церковь: в каждом уездном городе губернии — епископ, имеющий своим округом уезд; в стольном или главном городе каждой губернии — митрополит, имеющий под своею властию епископов губернии.
В нашей русской церкви, при ее основании не получившей самостоятельности с титлом патриаршим, с тем или другим количеством в последнем митрополий, а одною из митрополий Константинопольского патриархата, было первоначально учреждено, как в митрополии, не столько епископий, сколько было в ней городов, так, чтобы, как это было в Греции, каждый город получил своего епископа, а только самое ничтожное количество, необходимо думать, по нужде, потому что первоначально не представлялось возможным учредить количества епархий большого против того, какое было учреждено. Но то, что первоначально сделано было по нужде, потом обратилось у нас в правило; у нас вовсе не стремились к тому, чтобы, по подобию Греции, учредить епископии во всех городах, а напротив, как бы приравняв епископии к греческим митрополиям, у нас навсегда остались при епархиях огромных, заключавших в себя многие города.
Не ища точного воспроизведения порядков, которые существовали в древней и старой Греческой церкви, т.е. чтобы в каждом непременно уездном городе был епископ, мы думаем, что и в интересах епархиального управления приходским духовенством и в интересах архипастырства архиереев по отношению к мирским населениям было бы весьма желательно некоторое уменьшение пространства наших епархий. Немного лет тому назад у нас ввелся обычай ставить викарных архиереев, которых в настоящее время имеет около половины епархий. Цель поставления этих архиереев единственно та, чтобы доставлять облегчение в занятиях епархиальными делами настоящим архиереям. Но могло бы быть дело устроено так, чтобы польза была не односторонняя, а всесторонняя. Если бы викарным епископам отделять в управление части епархий, с предоставлением им той самостоятельности и с оставлением их под тем надзором настоящих или губернских епископов, как это было и есть в Греции в отношении епископов к митрополитам, — тогда достигалась бы и теперешняя цель, и все желаемые другие. Наши мечты в сем случае состояли бы в том, чтобы каждая гражданская губерния разделена была не менее, как на три церковные епархии, так чтобы три епископа могли составлять из себя со своими пресвитериями ежегодные окружные соборы, которые составляли такой высоковажный обычай древней церкви, которые так настоятельно предписываются канонами и при сердечно живом, а не мертвоформальном отношении людей к делу, могли бы приносить такую великую пользу.
Окончания статьи нет.
Читайте также:
- В церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны черного цвета
- Господь может избавить от холеры, но не от консистории
- Епархиальный архиерей — трехбунчужный паша или преемник апостолов?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)