Епископ, поп и правосудие
5 августа 2021 протоиерей Павел Адельгейм
Восемь лет назад был убит отец Павел Адельгейм. Предлагаем вашему вниманию отрывок из его Живого Журнала.
2 июня, 2011 г.
Перевели епископа на другую кафедру. Увидел новые Приходы и разных попов. Один поп епископу особенно не понравился: «Зазнался, надо его приземлить», — решил епископ и начал прижимать попа.
Поп построил храм, а епископ отнял. Поп восстановил другой храм, а епископ опять отнял. Поп построил школу, а епископ отнял. Поп организовал приют, а епископ разорил. Поп организовал производство, а епископ обанкротил. Поп восстановил третий храм, а епископ отдал другому попу. А вредный поп, хоть и на птичьих правах, по-прежнему служит и проповедует в храме.
Не стало епископу житья от попа, даже спать перестал, а поп все разглагольствует про любовь да свободу, про доверие и высокие материи. Придумал поп «соборность» и машет ею, как дубиной, а церковное единство не ценит. «Как же его прищучить, чтобы смирился, да на коленях приполз пощады просить», — размышляет епископ. Решил попа засудить и сана лишить. Будет поп у церковных ворот собирать подаяние!
Перед епархиальным судом поставил епископ непростую задачу: осудить попа! Надо правонарушение придумать и доказать, чтоб на правду похоже было. Жалобы на попа не было. Решил епископ провести розыскной процесс.
Римский Папа учредил судебно-следственный процесс в 12 веке, чтобы осудить Миланского архиепископа. По церковным канонам нельзя осудить без «заявления о правонарушении». Поэтому Папа учредил особый суд, который может возбудить процесс без внешнего повода. Этот суд назвали «инквизицией». Судьи засыпают жертву вопросами, пока «не уловят в слове». Пытки вынуждали жертву к самооговору и вели на костер. Розыскной процесс ярко иллюстрирует басня «Волк и ягненок».
Рыская, голодный волк видит ягненка, но хочет съесть «на законных основаниях». Волк выдвигает первое обвинение:
— Как смеешь ты, щенок, своим нечистым рылом здесь чистое мешать питье мое с песком и илом?
Ягненок оспаривает обвинение:
— Ниже по ручью шагов я на сто пью, и гневаться напрасно волк изволит.
— Поэтому я лгу? Да помнится, запрошлым летом ты здесь мне так же нагрубил!
— Помилуй, мне отроду нету году, — второе обвинение оказалось необоснованным.
— Так это был твой брат.
— Нет братьев у меня, — третье обвинение тоже оказалось ложным.
— Вы все мне зла хотите, и, если можете, всегда вредите, — обвинение неконкретное, и ягненок справедливо просит Волка уточнить:
— Ах, чем я виноват?
Поскольку обвинения не сработали, голод вынуждает Волка отбросить игру в правосудие. Подлинной причиной «суда» оказалась волчья алчность:
— Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
За «судом» последовала расправа: «Сказал, и в темный лес ягненка поволок».
Осуждение неизбежно, если судьи не заинтересованы в правосудии. Они решают политическую задачу: епископ велел осудить. Не выполнишь, сам пострадаешь. Судьи получат два-три подтверждения, что поп подговаривал народ, и осудят его за бунт против церковной власти. Ягненок, которого скушал Волк, уже не сможет подать Апелляцию на нарушение церковных канонов. Возникает один вопрос: а какое отношение имеет эта история к святому Евангелию? Разве слова Христа утратили для нас силу?
Как соотнести с Евангелием жестокость, неправду и корысть Волка?
Читайте также:
- Где уголок для оскорбленных чувств?
- В РПЦ лишним стал человек
- Когда архиерей уничтожает христианина без вины, он хулит Святого Духа
- Свои мы в церкви или чужие?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)