Если у вас в епархии епископ-отступник: инструкция по изживанию
17 октября 2018 Ахилла
Отрывок из одного частного письма (анонимно). Приглашаем наших читателей и авторов высказать свое мнение, какие они видят «положительные» (помимо критики в СМИ и соцсетях) пути решения проблемы «недостойного архиерея» (или настоятеля).
***
…Как показывает печальный опыт, большинство и среди духовенства, и среди мирян Русской Православной Церкви в силу исторических и отчасти психологических причин как раз весьма пассивно, и без прямого указания сверху неспособны ни к каким действиям, какие бы кощунства и акты отступничества не совершались бы.
Свежий пример — недавние события в Симбирской митрополии, где, несмотря на публичную огласку, и оба епископа, и подавляющее большинство духовенства и мирян спокойно приняли митрополита-содомита и продолжают с ним служить. Только двое честных и неравнодушных священников со своими духовными чадами не побоялись восстать против этого беззакония, за что, конечно, «поборники благочестия» заклеймили их как заговорщиков. И если подобное происходило при широкой огласке — чего же ждать в тех случаях, когда ее нет?
Впрочем, налицо и иная крайность — многие активные миряне и отчасти священники готовы обвинить кого-либо в ереси и уйти в раскол тогда, когда мнимое отступление от веры имеет место только в их воспаленном воображении — но так как эти псевдоревнители движимы не духом трезвения, а разгоряченным воображением и страстью, — ничего, кроме посмешища и попадания из одних сетей в другие, не выходит.
В силу этих обстоятельств следует, как представляется, разработать ясный план действий, который несложно довести до всего духовенства и активных мирян, и реализация которых или отказ от них будет уже делом их христианской совести. (…) Приступая к таким действиям, следует, помимо изложенных Вами обязанностей христианина о защите веры и церкви, ясно понимать, что:
- Епископ, в случае отступления им от веры как в форме ереси, так и в форме попрания основ христианской нравственности, не является уже епископом перед Богом, и все его распоряжения (включая прещения) совершенно недействительны, не выражают воли Божией и вменяются ни во что.
- Несмотря на кажущуюся безграничную власть, такие епископы крайне уязвимы, ибо боятся публичной огласки своих беззаконий. Чтобы избежать ее, они используют угрозы ложно понимаемой ими власти епископа и требования безусловного послушания себе — но, как уже отмечено, все эти угрозы и отговорки должны быть отвергнуты нами.
- Нередко случалось, что подозреваемый в содомии епископ, желая оправдаться, выставляет себя поборником веры, исповедником и т. п. (…) И при этом на все указания на недопустимость общения с этими епископами со стороны безрассудных ревнителей слышался вопль: «О, да это провокация! Владыку оклеветали за его непримиримую антиэкуменическую позицию!» — чего, очевидно, тот и добивался. Таким образом, эта опасность должна ясно сознаваться, и никакие слова не могут усыпить бдительности. Только безупречная христианская жизнь может внушать доверие, да и то постоянно поверяться свидетельством многих.
- Главная опасность исходит не столько со стороны уклонения епископов в прямую ересь (ибо они прекрасно понимают, что подобное вызовет сильнейшую смуту и, в любом случае, никогда не пойдут на такое без санкции сверху), сколько именно со стороны впадения ими в блудные грехи, кощунства, безумные поборы духовенства и прочие беззакония. (…)
Что касается способа действий, то он должен быть основан не только на тактике пассивного сопротивления — то есть ограждения себя и ближних от отступившегося епископа или священника — но и активного противодействия им с целью, по крайней мере, лишить его возможности безнаказанно творить свои беззакония, а в лучшем — его полного изгнания с кафедры или прихода. Такая тактика может быть вполне реализуема в силу того вышеуказанного обстоятельства, что беззаконные архиереи крайне уязвимы, ибо боятся огласки своих темных дел — чем их и следует запугивать.
На первом этапе надлежит, как представляется, без такой огласки от лица духовенства и мирян ставить им ультиматум — добровольно оставить кафедру или приход, угрожая, в случае отказа, устроением громкого скандала в епархии. В случае же такого отказа следует предпринять следующие действия:
- После оповещения возможно большего числа священников епархии (благочиния) и привлечения хотя бы части их на свою сторону объявить епископу об общем отказе признавать его правящим архиереем с одновременной отправкой копии этого объявления в патриархию.
- Попытаться воспрепятствовать ближайшему же богослужению епископа путем сбора активных мирян с целью физического недопущения его в храм. Если же полиция или казаки попытаются организовать его защиту — разъяснить им причину своих поступков, причем в присутствии епископа выразить готовность сделать это в письменном виде для протокола. Разумеется, у него не будет желания способствовать этому, а полицейские вряд ли решатся открыто встать на сторону содомита. В случае же невозможности воспрепятствовать ближайшему богослужению такие попытки следует предпринимать постоянно до тех пор, пока епископ не будет вынужден прекратить службы вовсе или покинуть епархию. Все прещения, последующие от него в этих случаях, следует, как было указано выше, вменять ни во что.
Что же касается обращения в светские органы — как судебные, так и массовой информации, — то их следует, по возможности, избегать — непрерывно, тем не менее, угрожая этим.
Конечно, все эти действия возможно предпринимать тогда, когда имеется относительно значительное число вставших на эту позицию священства — в этом случае ни сам епископ, ни патриархия не смогут просто замять это дело, выгнав непокорных священников, лишив их средств к существованию и запугав остальных. Хотя, судя по опыту, рассчитывать на активную поддержку основной части духовенства не всегда приходится в силу, с одной стороны, ложно понимаемого послушания, а с другой — традиционной инертности — совершенно отказаться от таких попыток нельзя, так как это просто передает в руки беззаконников Церковь и обеспечивает им спокойную жизнь — что им и нужно. (…)
Читайте также:
- Реформируем РПЦ: одна община — один епископ
- «Карт-бланш» архиерея против «непрошибаемой скорлупы» священника
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: