Если у вас в епархии епископ-отступник: инструкция по изживанию

17 октября 2018 Ахилла

Отрывок из одного частного письма (анонимно). Приглашаем наших читателей и авторов высказать свое мнение, какие они видят «положительные» (помимо критики в СМИ и соцсетях) пути решения проблемы «недостойного архиерея» (или настоятеля).

***

…Как показывает печальный опыт, большинство и среди духовенства, и среди мирян Русской Православной Церкви в силу исторических и отчасти психологических причин как раз весьма пассивно, и без прямого указания сверху неспособны ни к каким действиям, какие бы кощунства и акты отступничества не совершались бы.

Свежий пример — недавние события в Симбирской митрополии, где, несмотря на публичную огласку, и оба епископа, и подавляющее большинство духовенства и мирян спокойно приняли митрополита-содомита и продолжают с ним служить. Только двое честных и неравнодушных священников со своими духовными чадами не побоялись восстать против этого беззакония, за что, конечно, «поборники благочестия» заклеймили их как заговорщиков. И если подобное происходило при широкой огласке — чего же ждать в тех случаях, когда ее нет?

Впрочем, налицо и иная крайность — многие активные миряне и отчасти священники готовы обвинить кого-либо в ереси и уйти в раскол тогда, когда мнимое отступление от веры имеет место только в их воспаленном воображении — но так как эти псевдоревнители движимы не духом трезвения, а разгоряченным воображением и страстью, — ничего, кроме посмешища и попадания из одних сетей в другие, не выходит.

В силу этих обстоятельств следует, как представляется, разработать ясный план действий, который несложно довести до всего духовенства и активных мирян, и реализация которых или отказ от них будет уже делом их христианской совести. (…) Приступая к таким действиям, следует, помимо изложенных Вами обязанностей христианина о защите веры и церкви, ясно понимать, что:

  1. Епископ, в случае отступления им от веры как в форме ереси, так и в форме попрания основ христианской нравственности, не является уже епископом перед Богом, и все его распоряжения (включая прещения) совершенно недействительны, не выражают воли Божией и вменяются ни во что.
  2. Несмотря на кажущуюся безграничную власть, такие епископы крайне уязвимы, ибо боятся публичной огласки своих беззаконий. Чтобы избежать ее, они используют угрозы ложно понимаемой ими власти епископа и требования безусловного послушания себе — но, как уже отмечено, все эти угрозы и отговорки должны быть отвергнуты нами.
  3. Нередко случалось, что подозреваемый в содомии епископ, желая оправдаться, выставляет себя поборником веры, исповедником и т. п. (…) И при этом на все указания на недопустимость общения с этими епископами со стороны безрассудных ревнителей слышался вопль: «О, да это провокация! Владыку оклеветали за его непримиримую антиэкуменическую позицию!» — чего, очевидно, тот и добивался. Таким образом, эта опасность должна ясно сознаваться, и никакие слова не могут усыпить бдительности. Только безупречная христианская жизнь может внушать доверие, да и то постоянно поверяться свидетельством многих.
  4. Главная опасность исходит не столько со стороны уклонения епископов в прямую ересь (ибо они прекрасно понимают, что подобное вызовет сильнейшую смуту и, в любом случае, никогда не пойдут на такое без санкции сверху), сколько именно со стороны впадения ими в блудные грехи, кощунства, безумные поборы духовенства и прочие беззакония. (…)

Что касается способа действий, то он должен быть основан не только на тактике пассивного сопротивления — то есть ограждения себя и ближних от отступившегося епископа или священника — но и активного противодействия им с целью, по крайней мере, лишить его возможности безнаказанно творить свои беззакония, а в лучшем — его полного изгнания с кафедры или прихода. Такая тактика может быть вполне реализуема в силу того вышеуказанного обстоятельства, что беззаконные архиереи крайне уязвимы, ибо боятся огласки своих темных дел — чем их и следует запугивать.

На первом этапе надлежит, как представляется, без такой огласки от лица духовенства и мирян ставить им ультиматум — добровольно оставить кафедру или приход, угрожая, в случае отказа, устроением громкого скандала в епархии. В случае же такого отказа следует предпринять следующие действия:

  1. После оповещения возможно большего числа священников епархии (благочиния) и привлечения хотя бы части их на свою сторону объявить епископу об общем отказе признавать его правящим архиереем с одновременной отправкой копии этого объявления в патриархию.
  2. Попытаться воспрепятствовать ближайшему же богослужению епископа путем сбора активных мирян с целью физического недопущения его в храм. Если же полиция или казаки попытаются организовать его защиту — разъяснить им причину своих поступков, причем в присутствии епископа выразить готовность сделать это в письменном виде для протокола. Разумеется, у него не будет желания способствовать этому, а полицейские вряд ли решатся открыто встать на сторону содомита. В случае же невозможности воспрепятствовать ближайшему богослужению такие попытки следует предпринимать постоянно до тех пор, пока епископ не будет вынужден прекратить службы вовсе или покинуть епархию. Все прещения, последующие от него в этих случаях, следует, как было указано выше, вменять ни во что.

Что же касается обращения в светские органы — как судебные, так и массовой информации, — то их следует, по возможности, избегать — непрерывно, тем не менее, угрожая этим.

Конечно, все эти действия возможно предпринимать тогда, когда имеется относительно значительное число вставших на эту позицию священства — в этом случае ни сам епископ, ни патриархия не смогут просто замять это дело, выгнав непокорных священников, лишив их средств к существованию и запугав остальных. Хотя, судя по опыту, рассчитывать на активную поддержку основной части духовенства не всегда приходится в силу, с одной стороны, ложно понимаемого послушания, а с другой — традиционной инертности — совершенно отказаться от таких попыток нельзя, так как это просто передает в руки беззаконников Церковь и обеспечивает им спокойную жизнь — что им и нужно. (…)

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: