Это было не нужно никому, но с этим надо что-то было делать: о курсах повышения квалификации духовенства
9 марта 2021 Ахилла
От Редакции:
Недавно на нашем сайте была поднята тема дополнительного образования духовенства. Сегодня публикуем материал нашего читателя на эту тему; епархия не называется, но «кому надо» — те поймут, о какой епархии идет речь.
***
Курсы повышения квалификации объективно нужны. Уровень образования духовенства местной митрополии оставляет желать лучшего, есть с чем и за что бороться.
По образованности:
- Митрополит — семинария;
- Клирики первой епархии:
- Академия — 2 (6%);
- Семинария — 10 (28,5%);
- Обучаются в семинарии — 10 (28,5%);
- Не учились вообще/отчислены — 13 (37%).
Клирики периферийной епархии:
- Епископ — академия;
- Клирики: Семинария — 6 (35%);
- Обучаются в семинарии — 7 (41%);
- Не учились вообще — 4 (24%).
Курсы свалились на митрополию неожиданно. Это было не нужно никому, но с этим надо что-то было делать. Преподавательских кадров для достойного проведения нет, их никогда не готовили.
Руководитель образовательного отдела епархии (бывший преподаватель местного вуза, не учился ни в каком духовном учебном заведении) составил, в соответствии с требованиями ОРОИК, «план занятий» на 72 часа. Уложились в четыре дня, одна-две пары в день. Итоговую аттестацию поставили без ненужных формальностей.
Выступали: епархиальный юрист с новыми какими-то требованиями, недавний выпускник семинарии с некоторыми практическими моментами жизни на приходе, местная заслуженная православная краеведша со своей десятилетиями откатанной программой. Для нее застолбили 20 часов в сетке (а потом, очевидно, и в зарплатной табели: составитель расписания — ее давний друг).
Пригласили настоятеля католического прихода, которому предъявили за инквизицию и филиокве, спросили об интересующих вещах. Два отца помоложе неосмотрительно сфотографировались с падре в лобби и опубликовали в ВК, после чего пришлось писать объяснительную митрополиту (который у них там в друзьях).
Многие вещи, связанные с уровнем компетентности клириков, годами пущены на самотек. С требами — кто во что горазд, никто систематически не следит, в лучшем случае, бывает реакция на жалобы. Так, например, с одним из «чудотворцев» епархия годами вела безуспешную войну по вопросу необязательности крещения женщин строго голышом. Есть пара «старчиков», которые отказывают в требах неходящим регулярно к ним в церковь. Люди просто обращаются в другие храмы, но иногда жалуются в обычные СМИ.
Никаких семинаров, практикумов, говений, ретритов, чаепитий духовенства. А можно было воспользоваться курсами.
Что касается образцового для митрополии храма, кафедрального собора, там, не удивляйтесь, никогда не совершается Чин исповеди с чтением начала и молитв по Требнику. В лучшем случае, пара благочестивых иереев «вычитывают» его, в свою чреду, в алтаре.
Входные молитвы без архиерея никогда не читаются сослужащими вместе. Если посторонний священник спросит: «Когда завтра входные?» — его не поймут. Старший дьякон (который является ответственным за подготовку ставленников) никогда (кроме архиерейских служб) не бывает на входных и проскомидии, забегает только к «Благословенно Царство».
Потребляют Дары и моют чашу за ним — молодые священники.
Еще в довирусные годы число прихожан заметно начало сокращаться, люди разбежались в три-четыре пригородных храма, где адекватные настоятели и нормальная атмосфера.
Рыба начинается с головы. Сам митрополит затратил на обучение в семинарском СЗО целое десятилетие, начав его, когда еще не было «болонки». Как человек в прошлом военный, он очень любит читать вещи уставные и нормативные. Вычитает что-нибудь интересное в Учительном известии или Требнике — и начинает экзаменовать отцов, демонстрируя, что никто этого не знает, а он знает. Периодически кое-что из накануне вычитанного начинает воплощать в жизнь самыми решительными методами и циркулярами. Психологи назовут это компенсацией.
Особенно любит проявить свои познания в вопросе включения-выключения иллюминации во время службы. Не дай Бог кому не угадать. Однажды кто-то на автомате выключил бра в алтаре после прихода с полиелея — был крик и следствие в течение нескольких дней, никто так и не признался, все помнят до сих пор. Один раз было, выгнал всех вон из алтаря и стоял, обижался минут десять, из-за света.
Курсы нужны. Только нормально организованные, а не для отчета наверх. Когда у руководителя обротдела епархии перед началом спросили: «А может, сделаете небольшой практикум по литургике и ПРП?» — он ответил: «А что такое ПРП?»
Немая сцена. Занавес.
Рисунок Вячеслава Полухина
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)