Где начинается секта?
9 февраля 2019 батюшка Лютер
Есть одно страшное слово, которым пугают детей и взрослых еще с 90-х. Это слово «секта». Попасть туда значит, в представлении большинства, превратиться в зомбированного фанатика, отрекающегося от родных и передающего все деньги и имущество своим гуру. Так сложилось, что этим словом в России в основном честят религиозные движения, возникшие в США в ходе Второго великого пробуждения и позже.
В Россию в большинстве своем они пришли после 1991 года. И сразу поразили наш замороженный и побитый народ своей расположенностью и оказываемым вниманием (это стало называться «бомбардировка любовью»), активным миссионерством, непривычными «службами» с длинными речами-проповедями и песнями в стиле поп. Слишком все было непохоже на то, к чему привыкли у нас. Таких абсолютно непривычных организаций решили сторониться. Их стали называть «тоталитарными сектами», вышел известный учебник по сектоведению, их образ окончательно оформился как вражеский. Апофеозом этих процессов стал приговор иеговисту Деннису Кристенсену, осужденному за свои религиозные взгляды.
Не буду отрицать, что случаи тоталитарного воздействия на личность действительно имели и имеют место. Но бесполезно отрицать и тот факт, что секты существуют и в границах Православной церкви.
Интереснее другая закономерность — любой приход, который стремится быть открытым и свободным, в определенный момент рискует превратиться если не в секту, то в довольно закрытую организацию. Этот парадоксальный механизм работает следующим образом — сперва люди приходят, потому что ищут открытости. Из них формируется община, подлинная приходская семья во главе со священником. А затем эта семья закукливается в самой себе и превращается в «междусобойчик». Конечно, ведь все друг другу уже родные, все друг друга знают. И новому человеку в этот междусобойчик оказывается очень сложно попасть. Мудрому священнику очень важно отслеживать, чтобы его приход не стал зацикленным на самом себе.
Так что сектантами нас делает не принадлежность к так называемым «новым религиозным движениям». Сектантство — это экстремальная точка религиозного сознания, в которой оно не терпит ничего непохожего и иного. «Если просто другой, так уж сразу ругаться», как писал Синявский.
И от сектанства никто не застрахован — ни иеговисты, ни католики, ни православные.
Иллюстрация: картина Ивана Владимирова
Читайте также:
- Сектовед Александр Дворкин: Тюремный срок Кристенсена руководство СИ использует для «шельмования нашей страны»
- Осужденным иеговистам создают ореол мучеников, чтобы давить на Россию — религиовед
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)