Геронтократия в Церкви?

30 июля 2019 Юрий Эльберт

Сразу оговорюсь, геронтократия — не самое подходящее слово. Никто не требует молодости от патриарха и епископов, тех, кому надлежит называться старейшими. Речь о священниках и мирянах, о тех, кто формирует медиадискурс РПЦ сегодня, тех кто пишет и говорит, кто читает и слушает.

Недавно, когда поднялся шум вокруг Правмира, я, в порыве «понять обе стороны», включил ответ о. Александра Ильяшенко, который тот давал в передаче «Диалог под часами». Вышло так, что я открыл только звук передачи, без видеокартинки. Впечатление легко было составить по самим голосам: расслабленный говорок о. Дмитрия Смирнова и такое же вялое бухтенье его собеседника. Оборванные на полуслове фразы, слабость, будто два обитателя одной палаты дома престарелых то ли переговариваются, то ли ворчат себе под нос. Кто-то прокомментировал: «Кому вы нужны, два пер…пендикуляра?»

В те же дни, 19 июля, на сайте «Русской народной линии» мне попалась на глаза статья «России нужен Царь!» Не удержусь от цитаты: «В Москве на Суворовской площади состоялось традиционное молитвенное стояние Союза Христианское Возрождение…» Далее молитвенное стояние почему-то именуется митингом. «Выступали… глава СХВ В.Н. Осипов и его заместитель А.А. Коренев, легендарный полковник ГРУ и тяжеловес демократического узилища В.В. Квачков, бывший редактор газеты „Я — русский!“ А.К. Иванов-Сухаревский…»

Из какого нафталина возникли эти персонажи середины 90-х? Один покушался на Чубайса, другой, рыхлый толстяк, выпускал фашистскую газету. После же, о них много лет никто ничего не слышал. (Увы, молодому читателю и за словом «нафталин» придется лезть в Википедию.)

На той же РНЛ несколько раз в неделю появляются статьи Валерия Филимонова. Этот дедушка, 73 лет, когда-то сделал себе имя на житии прп. Серафима Вырицкого, потом «пересел» на тему противостояния штрих-кодам и ИНН. Его нынешние статьи посвящены отрицанию абсолютно всех цифровых технологий. Даром, что его самого давно не издают на бумаге, но только в интернете.

На их фоне «молодой сменой» выглядит Александр Щипков, ему всего-то за 60. При советской власти — исповедник веры и подпольный христианский общественник, ныне он перенял риторику своих КГБ-шных гонителей. И совсем по-стариковски отрицает всё, что кажется ему либеральным, точнее, современным: от фильма «Братство» (снятого отнюдь не молодым Лунгиным) до авторитета Ю. Хабермаса (тоже европейского старца).

Оппозиционные им «силы света», хотя и младше, тоже не молодеют: о. Андрею Кураеву — 56, Александру Архангельскому — 57, Илье Забежинскому — 52, Сергею Чапнину — 51, Андрею Десницкому — 50, о. Кириллу (Говоруну) — 45. Такое ощущение, что замыкают оппозиционную волну в Церкви те, кому под и за 40: та же Анна Данилова, редактор «Ахиллы» Алексей Плужников, ровесник им и автор этих строк.

Пытаются держаться кружком «сурожцы» — чада приснопамятного митрополита Антония (Блума), или хотя бы те, кто знал его лично, но владыки нет на земле уже 15 лет, и кружок стремительно стареет. Консерваторы не устают возводить на знамя имя Вениамина (Пушкаря), митрополита на покое, которому в этом году исполнилось 80.

«Дней наших 70 лет, аще же в силах 80 лет…» — сказал царь Давид. Я ничего не имею против стариков, таковы мои родители, таким не так уж нескоро сделаюсь и я. Но тем не менее работай эти люди на заводе — их бы проводили на пенсию. Работай на университетской кафедре — сохранили бы за ними 0.25 ставки из уважения к былым заслугам, для консультирования дипломников, но во всяком случае освободили бы от чтения современных дисциплин.

Отчего же церковным дискуссиям задают тон 70-летние, а 50-летние им оппонируют?

Где те, кто младше 40? Тишина, штиль. Кто-то, конечно, учится в семинариях, кто-то по неофитскому рвению моет пол в храме или чистит г… в монастыре (напомним, с этого начинаются «Несвятые святые» вл. Тихона (Шевкунова)). Кто слышит от них хоть слово? Или я подписан не на те паблики и каналы в социальных сетях?

Тех, кто младше 40, можно увидеть только на митингах в защиту сквера. Церковные вопросы, даже церковные реформы им уже не интересны. Здесь перемен не добьёшься. А вот в урбанистике — добьёшься.

И если тому же Правмиру 15 лет, а Даниловой сейчас 37, в момент основания ей было… 22. Не родится у нас нового Правмира. Может быть Правпенс (пенсионеры на лавках, как известно, всегда и во всем правы).

Вот глава миссионерского отдела в одной захолустной епархии вместо проповеди евангельской призывает избавить школу от электронных технологий и вернуть учебник геометрии Киселёва (неплохо бы и древние языки). Глава аналогичного отдела в соседней епархии хочет написать ему письмо, но не может сделать этого без посредников, ибо… не имеет собственного адреса электронной почты.

Меня не покидает ощущение: выстаиваешь какую-то длинную очередь, среди тех, что часами на морозе подходят к мощам или чудотворной иконе и бубнят меж собой о всяких суевериях или заунывно тянут акафист. Устал, замёрз, скучно, не видно смысла, но так надо, все стоят, в этом общем хвосте — единение святой нашей Руси. Оборачиваешься и никакого хвоста не видишь. Обыкновенная улица, по которой безразлично спешат по своим делам прохожие. Ты — последний.

Вот пример-аналогия — Союз писателей России — самый крупный из осколков СП СССР. В советское время Союз писателей был престижной организацией, куда тем не менее попадали по талантам и стар, и млад. В 1990-е, лишившись Литфонда, члены СПР принялись делить тёплые места (какое там! ветхие стулья!), меряться талантами, принимать исключительно сталинистов и, кажется, делали всё, чтобы отпугнуть подальше молодых.

Они своего добились. Недавно одна областная организация СПР отмечала 80-летие. Средний возраст членов оказался за 70, шестидесятилетних называли «молодой сменой». В президиум 80-летних вели под руки и катили в инвалидных креслах. Отделение СПР соседней области прислало им поздравительную телеграмму: «Поздравляем зпт желаем встретить 100-летие организации в том же составе». И не менее смешно: за несколько лет до юбилея это геронтологическое «отделение СПР» составило коллективное письмо президенту с предложением сформировать из престарелых графоманов роту и отправить сражаться на Донбасс.

И контрпример — нынешняя Рада Украины. Там всегда были старики, «за русский язык» и «всё советское», которым симпатизировали восточные регионы, когда-то там и вовсе лидировали коммунисты, ныне их олицетворяют соратники шестидесятилетнего Юрия Бойко. Были националисты, радикальные и умеренные, скандальные и европейски-ориентированные, но тоже не молодые, вроде героической Юлии Тимошенко. Вдруг президентом становится 40-летний Зеленский, а места в Раде занимает партия «Слуга народа». Просматриваешь биографии избранных нардепов и ахаешь: 23 года, 27 лет, 25 лет… Как?.. они только окончили вуз?

Речь здесь не о политике, просто арифметический пример. Да, кто-то обзовет их детьми и марионетками президента, а также того олигарха, что стоит за ним. Хоть бы и так! Они-то собираются жить в своей стране и думать о будущем, а не только переживать (пережевывать?) фрустрации «славного» прошлого.

Церковь — больше чем политическая организация, но и эта грань её бытия тоже существует, а в медиаскандалах так только она и фигурирует. Да, в Церкви, начиная с 1990-х, всегда существовала волна оттока 20-летних, уходивших на страну далече, но им навстречу двигалась волна 30-летних, уже семейных мирян, готовых практически безвозмездно трудиться, только бы быть нужными общине, епархии, Церкви. Поток людской иссякает вместе с верой в перемены, в движение. Закон динамики.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: