Главные грехи клириков: наркотики и блуд или ложь и лицемерие?
27 октября 2021 Ахилла
Сайт Патриархии публикует расшифровку очередного эфира программы «Церковь и мир» с участием главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева). Одной из тем для обсуждения стал фильм на канале Ксении Собчак с участием запрещенного в служении новочебоксарского священника Романа Степанова.
Митрополит Иларион сходу определил, за что запрещен в служении Степанов:
«Не за то, что призывал раскрывать доходы, а за то, что нарушил основные канонические правила Православной Церкви.
Есть основополагающее правило, что священник должен быть женат единственным браком. Если у священника брак распался, он либо может стать монахом, либо может оставаться целибатом, либо, если он вступает во второй брак, то лишается священного сана — это общепринятое правило, из которого не делается исключений».
Тут есть два варианта: или митрополит Иларион, как бы помягче сказать, живет в розовом пузыре с единорогами и ничего не знает о ситуации в клире РПЦ, или он нагло, безбожно врет про правило, «из которого не делается исключений», — каких только историй не знает клир современной РПЦ: и служащие второ(третье-четверто-)брачные клирики, и всякие прочие вариации (не будем тут вдаваться в «голубые» дебри). И обычно все это известно в епархии, но используется как крючок, на котором священника держат в узде, а когда надо — вытаскивают на поверхность его «грехи». И вот кто тут грешнее: сам священник или его начальство, тот еще вопрос.
Алфеев использует любимый аргумент: мол, кто ты такой, Степанов, во грехе родился и живешь, и нас еще учишь:
«Обо всем этом он рассказывает в этом фильме, показывает этих женщин. Поэтому если его сравнивать с Мартином Лютером, то, наверное, прежде всего нужно задать тот вопрос, который Христос задавал Своим оппонентам: „Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?“ (Лк. 6:41). На каком основании и какое право обличать других имеет человек, нарушивший основополагающие правила, применяемые к священнослужителю?..»
Ну, как известно, с Лютером сравнение вполне уместно: основатель протестантизма был католическим монахом и священником, а после женился на бывшей монахине и стал отцом шестерых детей.
Но хотелось бы спросить митрополита: а что он скажет про мелекесского епископа Диодора (Исаева), который сдал своего клирика на съедение чекистам: хуже он или лучше священника, живущего с женщинами? Имеет ли епископ Диодор право учить других и называться преемником апостолов?
Для митрополита Илариона бездоказательность равнозначна лжи:
«Очень многое в этом фильме совершенно бездоказательно. Например, какая-то женщина обвиняет некоего священника в том, что он ее домогался. Почему мы должны верить этой женщине? Роман Степанов приходит в храм к этому священнику с камерой, преследует его, начинает ему говорить — вы должны покаяться, сознаться. А может быть, тот священник ни в чем не виноват? Если виноват, пусть в этом разбираются следственные органы. Почему тогда эта женщина не подаст в суд, не обратится в прокуратуру? Весь этот фильм построен на такой совершенно бездоказательной лжи».
В общем, если ты не записал видео своего изнасилования или домогательства со стороны священника — то ты лжец. А вот священник Георгий Сухобокий предоставил всему миру доказательство подлости своего епископа — запись телефонного разговора. Ждем церковный суд над Диодором Исаевым, извержение его из сана и публичное отмежевание от его подлого поведения, так, владыка Иларион?
Ну и разумеется, все обличения Степанова связаны с его личными проблемами:
«То есть получается, что у человека есть многочисленные личные проблемы: он был наркоманом, сейчас вроде бы „завязал“; он нарушил супружескую верность, живет уже с третьей женщиной, будучи до сих пор священником, и при этом проблемы ищет не в себе самом, а в окружающем мире. Конечно, такой проблемный человек, у которого в жизни было столько трагедий и изъянов, вряд ли сможет увидеть что-то хорошее не только в Церкви, но и вообще в окружающем мире».
И чуть ниже: «Мне не хочется обсуждать чужие грехи, не хочу уподобляться Роману Степанову, который ищет вокруг себя какие-то проблемы».
Видимо, притча о фарисее и мытаре втуне прошла для митрополита-композитора, написавшего несколько огромных томов о жизни Иисуса Христа.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)