«…И чтоб больше духу ее здесь не было!» — блестящий оратор протоиерей Александр Абрамов

21 июня 2020 Ахилла

Евгения Карпова

Когда я увидела этот кусок видеозаписи, меня аж затрясло, несмотря на то, что уже два года, как я ушла оттуда.

Я работала певчей в храме Сергия Радонежского в Крапивниках, который возглавляет протоиерей Александр Абрамов. Честно говоря, я предполагаю за таким поведением человека какое-то отклонение в психиатрическом плане, однако я не специалист. Одно ясно — здоровый человек, даже очень невоспитанный, так болезненно проявлять свое недовольство не будет.

Чтобы вы понимали, замечу, что кричит он не на деревенских старушек, совсем нет. Приход состоит сплошь из интеллигенции: профессура, артисты, люди творческих профессий и, конечно же, спонсоры. И уж если есть пожилые женщины, то это, что называется, «старая московская элита». В этом особая печаль: этот человек притягивает очень умных и образованных людей, потому что на самом деле хоть в семинарии и преподают гомилетику, стать оратором дано не каждому. А Александр Абрамов — блестящий оратор, от Бога, такой дар в сочетании с острым умом и отличным образованием — редкость даже в столице. Беда в том, что за этим даром нет сердца, и можно сколько угодно говорить о Христе — после того, как узнаешь этого священника поближе, словам больше не веришь, потому что к его делам они отношения не имеют.

После каждой службы он говорит проповедь, которую записывают и выкладывают на сайт храма. Внебогослужебная жизнь там довольно активная и связана с его научными интересами — открытие музея московского быта, поездки-паломничества в нетривиальные места. Ему всегда нравилось собирать вокруг себя круг изумленных слушателей, которые с восхищением ловят каждое слово: с ними он очень мил, а дискуссии очень интересны. Он издал несколько книг, на «Спасе» и радиостанциях — постоянный гость. Оно и понятно, ему всегда есть что сказать, это находка для журналистов.

Если он чем-то недоволен, он часто делает замечание прилюдно, так, чтобы весь храм оглянулся на источник его недовольств. Иногда с исповеди доносятся громогласные поучения и становится неловко.

Первый раз я увидела вот такое отвратительное гневное выступление в похожей ситуации: клирос находится на солее, слева, то есть в поле зрения священника, и кто-то из певчих на исполнении «Тело Христово приимите» присел на единственный на клиросе табурет. После этого на Аллилуйя вышел староста и сказал, что певчим велено остаться после службы.

Нас отвели в боковой придел, а так как храм маленький, то после службы оставшиеся прихожане выслушали все, что он о нас думал, примерно в тех же формулировках, что на видео. Багровея от гнева, он кричал, что «вы придете на исповедь просить прощения, а я НЕ прощаю и НЕ разрешаю» и «вы все уволены!». В конце этих увещеваний, регент извинилась за всех, и мы разошлись в недоумении — так нам приходить в следующий раз или как? Ближе к следующей службе позвонил староста и сказал, что начальство сменило гнев на милость, приходите петь…

Зарплата певчим задерживалась регулярно. Я была из тех, кому особо нечего терять, я жила на другие доходы, но было крайне неприятно видеть то, что происходило. В храме есть староста и бухгалтер, но они ничего не решают, когда я первый раз решила уйти, староста уговорил остаться, выдав мне одной зарплату из личных денег, потому что я была настроена решительно. Тем временем мы видели, как могли приехать гости, для которых накрывался полный стол после трапезы, и на это деньги были; неоднократно мы слышали от старосты, что за ящиком деньги есть, но давать зарплату не благословили. Я не первый год работаю в храме, и, конечно, доход бывает разный за свечным ящиком. Но дело ведь в отношении: подойди он хоть раз к нам по-человечески, так, мол, и так, ребят, чуток потерпите. Но этого не было. Обращаться к нему напрямую староста нам не рекомендовал, все боялись вспышек ярости.

Одна певчая хотела забрать трудовую книжку, при этом неофициально хотела остаться петь — так он три недели не ставил подпись — потом, завтра, не хочу, некогда. Когда она сказала, что это незаконно и она вообще и пожаловаться может, ее уволили совсем.

Оформленных по трудовой почти не было, пара человек вместе с регентом. Но отпуск регента он оплачивать не торопился, при том, что мы выслушивали рассказ про его отпуск в исторически значимых местах (естественно, во стране далече), которыми он интересовался по светской специальности историка.

Я ушла со скандалом. На службе отдания Пасхи староста вылетал из алтаря каждые 10 минут: пойте громче, пойте медленнее, пойте быстрее. Было ясно, что начальство не в духе. Меж тем, я тоже была уже на взводе, потому что Пасху отдали, а деньги за Пасху — увы, не отдали. Поняв, что никто не хочет с ним ссориться, я решила, что пора подойти и лично пообщаться. Я спросила напрямую, когда будут деньги. Мне было сказано, что я лезу через голову, кто я такая, чтобы к нему подходить, что это просто хамство. Естественно, что я не хамила, но настроена была решительно и прозвучало все довольно жестко: я сказала, что его все боятся, поэтому о деньгах спрашиваю вместо регента, бухгалтера и старосты вместе взятых, что хочу получить деньги и расстаться. «Выдайте ей, и чтоб больше духу ее здесь не было!» — на такой ноте мы и расстались…

Справка:

Протоиерей Александр Абрамов, род. 1973, — окончил исторический факультет МГУ, учился в аспирантуре. Окончил МДС и МДА. В сане дьякона с 2000 года, в сане священника с 2002-го. 2001-2003 — сотрудник ОВЦС, ответственный за отношения с РКЦ. Преподавал в аспирантуре МДА при ОВЦС. С 2002 по 2010 гг. служил в США, был настоятелем патриаршего собора в Нью-Йорке. С 2009 по 2015 гг. член Межсоборного присутствия. Был заместителем председателя ОРОиК. Участник множества конференций, делегаций. Храм прп. Сергия Радонежского, настоятелем которого является Абрамов, числится патриаршим подворьем.

Иллюстрация: krapivniki.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: