Иеромонах Иаков (Воронцов): Как будто меня контузило в боях за свободу Украины и всего мира

26 июня 2023 Ахилла

Этот текст иеромонах Иаков (Воронцов) (клирик Казахстанской митрополии, оставивший служение в РПЦ) написал два дня назад на своей странице в фейсбуке:

Спасибо всем, друзья!

От многих получаю письма и сообщения с поддержкой и сочувствием. Хотя есть и неприятные, даже оскорбительные письма. Я их не принимаю к сердцу и сразу забываю. Жить с добром куда лучше, чем со злом.

Увы, опять я вляпался в историю и привлек к себе всеобщее внимание, хотя хотел бы тишины. Масса предложений от казахстанских и зарубежных СМИ. Приглашают к разговору, просят интервью. Простите. Решил пока никому никаких интервью не давать, кроме тех, кому уже успел. Интерес прессы и блогеров инфлюэнсеров понятен. А интерес простых людей пугает. Число подписчиков невероятно выросло. Чего вы ждете от меня? Чем я интересен?

Во мне нет ничего особенного. Я не пророк и не святой. Простой человек. Грешнее многих из вас. Однако для вас готов писать дальше. Кто хочет слышать о Боге и о Церкви и не только, но и обо всем, что мне дорого и интересно, добро пожаловать на мою страницу.

В личке отвечать всем не могу. На комментарии тоже почти перестал отвечать. На это нужно слишком много времени и сил. Попытаюсь ответить на самые частые вопросы публично.

Как я переживаю происходящее? Как будто меня контузило в боях за свободу Украины и всего мира. Война далеко. Но с первых дней я оказался втянут в нее информационно. Люди погибают, теряют родных и близких, другие остаются без рук, без ног, без глаз. Многие лишились домов, вынуждены были стать беженцами. Я, вроде бы, ничего такого не лишился, лишь потерял возможность служить. Но служение было для меня смыслом жизни. Это очень большая и болезненная утрата.

Чем я буду заниматься и как жить? Учусь жить заново. Пока, слава Богу, есть над чем работать. Мой друг написал хорошую книгу. Я помогаю ему в качестве редактора. Осталось немного. Долгое время я не мог работать из-за нервного напряжения, а также из-за болезни. Теперь, вроде бы, снова тружусь. Закончу, потом, Бог даст, вернусь к работе над собственной книгой. Продолжаю учить казахский язык. Идет тяжело. Успех и некоторая эйфория в освоении языка сменились откатом назад. Но сдаваться не буду. Здоровье налаживается, буду ходить в горы. Хочу немного попутешествовать. Мечтаю съездить в Киев. А потом буду искать работу. Есть замысел о создании общественного объединения. Что-то вроде центра межкультурной коммуникации. Но это все неточно и пока лишь мечты.

Никакую свою секту или раскол я не собираюсь создавать. Понимаю, что Митрополичий округ РПЦ — единственная каноническая православная структура в Казахстане. Остаюсь православным христианином. Остаюсь иеромонахом. Но служить не могу из-за идеологических разногласий с руководством и из-за того, что сами мои братья не хотят, чтобы я с ними служил. Я никого из клириков не называл «бывшими братьями». Однако в мой адрес кое-кто из фронтменов епархии уже говорит, что я для них «бывший». А о том, что «нет Христа посреди нас», еще раньше мне говорили некоторые люди, носящие рясы, а также они призывали мирян не принимать у меня благословение, не исповедоваться и не причащаться из моих рук. Конечно, эти батюшки бессовестно превысили полномочия, поставили ни во что каноническую и духовную власть епископа.

Понимаю, что христианин не может быть один, без Церкви, без духовной семьи. Мне очень тяжело от осознания того, что я в ближайшее время не смогу причащаться. Выход буду искать. Нужду в христианском общении попытаюсь удовлетворить, посещая воскресные собрания не православных христианских общин. Я всегда с уважением и добрым чувством относился и к католикам, и к протестантам. К сожалению, экклезиологические и догматические разногласия между нами непреодолимы. Поэтому я не смогу принимать у них таинства. Но, надеюсь, это не будет препятствием к тому, чтобы я мог посещать богослужения тех христианских общин Алматы, которые меня не отвергнут. Если среди моих читателей есть служители из Алматы, буду рад принять ваши приглашения. А причащаться буду ездить в Украину, или в Турцию, или в Грецию, или в Иерусалим. Это будет не часто, но тем ценнее.

А может быть, кто-то из канонических иерархов проявит снисходительность и выдаст мне антиминс, чтобы я мог служить и причащаться дома. Кажется, меня читает немало архиереев, даже из других Поместных Церквей. Если это будет митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, буду до гроба ему благодарен. Это охарактеризует его как мудрого и дальновидного архипастыря.

Вместе с тем, было бы неплохо, если бы в Казахстане появилось представительство Вселенского Патриархата. Знаю немало православных, которые перестали ходить в храмы из-за милитаристской повестки патриархии и страха, что их пожертвования могут быть направлены на военные нужды. С уверенностью заявляю, что такие страхи не оправданны и беспочвенны. Но, увы, мне несколько человек, бывших прихожан, о таких страхах говорили. И я их понимаю.

Почему я решил оставить службу? Наверно, это самый болезненный вопрос. Тут есть две составляющие — идеологическая и личная. Что я имею в виду под идеологической составляющей? Давно понятно, что в практике РПЦ присутствуют чуждые истинному христианству проявления: угнетение соборного начала, авторитаризм, элементы магизма и идолопоклонства, склонность к самоизоляции и фундаментализму, филетизм, чрезмерная политизированность, имперскость. Вообще, глядя на церковную историю, убеждаюсь, что чем больше православие становилось русским, тем менее оно оставалось христианским. Дело не в свойствах русского характера, а в том, что Церковь не может быть какой-то национальной или государственной (греческой, русской, грузинской, украинской и проч.). Церковь Христова. Она вселенская. А РПЦ, увы, стремится быть именно русской.

Но все это ничтожно по сравнению с тем, что от лица церкви патриарх и некоторые епископы и священники, на вполне официальном уровне, включились в оправдание военной агрессии, убийства, аннексии и оккупации территорий суверенного государства.

Теперь о личном. В самые первые дни войны я написал здесь несколько постов, в том числе и тот самый, о котором все знают, и который мне впоследствии по просьбе священноначалия пришлось удалить (про необходимость выхода РК из ОДКБ). Некоторые мои братья по служению сразу же объявили меня чуть ли не раскольником, хайпожором, нацистом, разжигателем розни и прочее. Кое-кто из рясоносцев стал требовать от меня, чтобы я отрекся от сана. Мне объявляли бойкот. Публично помалкивая, кулуарно хейтили. В нарушение трудового кодекса, в тот момент, когда я находился на больничном после перенесенной травмы и операции, меня уволили от руководящих должностей в епархии и от преподавания в семинарии. А когда в День Святой Троицы я пришел на костылях, чтобы помолиться и причаститься, ключарь собора кричал на меня и выгонял из алтаря. Увидев же, что я готов уйти, стал просить прощения.

На этом фоне я хотел уйти из МП и искать перехода в другую Поместную Церковь. Но один из священников, с которым мы единомысленны, и который, так же как и я, подписал письмо 300 священников против вторжения в Украину, уговорил меня не делать этого. С ним впоследствии поступили нехорошо. Оклеветали, очернили и перевели служить в другой город. Меня тоже отправили служить в Актобе на 3 месяца. Там я полноценно служил и даже, хоть мне и было это неприятно, в силу обязанностей возносил молитвы о «великом господине и отце нашем Кирилле».

После возвращения домой, обвинения в мой адрес от собратьев вышли из кулуаров на публичный уровень, а мой новый настоятель, вероятно, недовольный решением митрополита и моим назначении к нему в приход, во-первых, отказался ставить меня в чреду служения, т.е., по сути, я уже был как бы под запрещением, во-вторых, стал закидывать меня в мессенджерах материалами с клеветой об Украине и украинцах и с оправданием военных преступлений российской армии, в-третьих, искал мелочные и безосновательные поводы, чтобы придраться ко мне и показать свою власть и превосходство. Нервы у меня не железные.

Правильно ли я поступил? Думаю, да. Сожалею ли я о своем уходе? Да. Сожалею вообще и особенно, что по своему малодушию сделал это на эмоциях, от обиды. Давно хотел это сделать, но боролся с собой. Личное взяло верх над идеологическим. Хотя, продолжая ломать себя, я рисковал утратить искренность и честность и стать лицемером. А лицемерие Богу неугодно.

Еще раз повторю, что не отказываюсь от Христа, от Церкви и от сана и никогда об этом даже не думал.

Что касается моих идеологических претензий к руководству РПЦ и части клириков, то это не касается большинства простых священников и прихожан. Важно, что ни один из казахстанских клириков не замечен в публичном оправдании войны. Церковь осталась благодатной Божией семьей, земным телом Иисуса Христа, и врата ада ее не одолеют. Кого терзают сомнения, не нужно брать пример с меня. Идите в храмы — молитесь, исповедуйтесь, причащайтесь! Это крайне необходимо в темное время.

Что я думаю о будущем Церкви в Казахстане и о перспективе автокефалии? У Церкви в Казахстане большое будущее. У нас много верующих христиан, много хороших священников. А статус ее будет зависеть от самих членов Церкви. Пока русская диаспора Казахстана, составляющая костяк большинства приходов, заражена несовместимой с христианством имперской идеологией, очевидно, никакой автокефалии не будет. Однако поколение сменяется. Среди русскоязычной молодежи все больше людей с казахстанской идентичностью. Тех, кто мечтает о возрождении гулага и железного занавеса, становится меньше.

Конечно, на мировоззрение будет влиять то, как окончится война. Надеюсь, что украинцы, которые воюют за свободу и правду, победят. Тогда можно будет ожидать позитивных изменений во всех сферах, в том числе и в Церкви. Общинная жизнь начнет возрождаться, соборность возобладает над авторитарностью. Если же победят радеющие за несвободу и тиранию российские нео-большевики, то всем будет хуже. Велика вероятность, что РПЦ тогда будет превращаться в деструктивную тоталитарную секту, здоровые силы уйдут в катакомбы, их будут преследовать. Влияние Кремля в Казахстане усилится, что не приведет ни к чему хорошему. Свобода будет преследоваться, в том числе и религиозная.

Благо, казахи это понимают и поддерживают правильную сторону.

P.S. Все-все, пожалуйста, давайте будем избегать конфликтов. Кто любит ругаться и враждовать — езжайте в Россию. А нам в нашем Казахстане нужен мир.

Фото со страницы фейсбука автора

Справка:

Иеромонах Иаков Воронцов, 1986 г.р. Родился в Алма-Ате, по его словам, сам он наполовину русский, наполовину украинец.

Окончил педагогический университет, публиковался в разных изданиях. Также окончил Алма-Атинскую семинарию и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

В сане священника с 2010 года, монашество принял в 2018 г. Служил клириком кафедрального собора Алма-Аты.

С сентября 2018 года преподавал в Алма-Атинской духовной семинарии и на Богословско-Миссионерском факультете. Был секретарем комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа, членом Издатсовета РПЦ.

Подписал обращение клириков РПЦ с призывом к примирению и прекращению войны в Украине.

В начале марта 2022 года выступил публично с осуждением агрессии РФ в Украине.

Казахстан, говорил отец Иаков, должен выступать с миротворческой позиции, а «агрессора нужно изолировать, от него нужно отказаться». Иеромонах призвал Казахстан отказаться от участия в ОДКБ вместе с милитаристской Россией.

Иеромонах выступил за полную независимость Церкви от государства — в России Церковь зависима от него, уверен он.

После этого выступления он был неофициально отстранен от служения, а через день опубликовал свой рапорт на имя главы Казахстанского митрополичьего округа митрополита Александра (Могилева). В рапорте Воронцов в частности написал:

«…Сожалею, что в моем призыве к гражданам Казахстана инициировать обсуждение вопроса о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, поддержке санкций против агрессора и запрете общественным и религиозным организациям иметь центр управления в РФ, увидели только политику. Я всегда сторонился политики, потому что я священнослужитель, а также из личных убеждений. Мой призыв имел не политический подтекст, а нравственный и миротворческий. Если мы не можем прекратить войну, то должны всеми силами дать понять агрессору, что не поддерживаем его, отгородиться и отречься от него. Это наш долг перед Богом и людьми, а также перед будущим Казахстана. Объявив бойкот военному преступнику, мы могли бы защитить самих себя и наш Казахстан от греха пособничества братоубийству. Если не сделаем этого, кровь тысяч жертв войны будет и на нашей совести.

В своем письме 25 февраля я Вам написал о своей убежденности в том, что остановить безумие под силу нашей матери Русской Православной Церкви. И русский, и украинский народы, вместе со своими правителями, традиционно и в большинстве являются чадами Московского Патриархата. Кто же, как не наш Предстоятель Святейший Патриарх Кирилл, может призвать и принудить конфликтующие стороны к миру? Лишь у него и у Священного Синода есть такие полномочия и такой авторитет, чтобы немедленно обратиться к вооруженным силам обеих сторон и потребовать прекращения кровопролития. Под страхом отлучения и анафемы самым решительным способом нужно потребовать этого.

…Давно заметил, что во многих православных христианах живет опасная страсть национальной гордыни, выражающаяся в духе имперского величия, великорусского шовинизма и неуважительного отношения к другим народам. Это свидетельствует, что Слово Божие услышали и поняли еще не все, даже из числа глубоко воцерковленных людей и клириков, а также о том, что в нашем народе существует культ идола нации и ее вождя. Возможно, таким идолам поклоняются и другие народы, но в случае с русскими — очень больно, что это тонкое идолопоклонство уживается с проповедью христианских истин».