К нам едет диакон-сталинист
30 апреля 2018 Кирилл Белоусов
На днях до меня дошли дивные вести из столицы Южного Урала: на XVI-м Славянском научном соборе в Челябинском государственном институте искусств будет выступать православный диакон-сталинист.
Вот официальный анонс: 16 мая в 14:00 в 49-й аудитории ЧГИК состоится встреча с доктором исторических наук диаконом Владимиром Владимировичем Василиком, профессором кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского государственного университета.
Не успели мы опомниться от имиджевой катастрофы на прошлогоднем (XV-м) Славянском научном соборе, когда Челябинск посетила верная сторонница «Антимайдана», по совместительству ректор Екатеринбургского миссионерского института Наталья Дьячкова — назвавшая участников всероссийских антикоррупционных акций протеста 26 марта 2017 года смутьянами и экстремистами, склонными к революционному насилию.
Кто же такой отец Владимир Василик? В частности — одиозный автор «Русской народной линии», автор колонки с говорящим названием «Сталина отпевала вся Россия!» (05.03.2018)
Несколько ярких цитат из этой публикации:
«В современном сознании чаще всего с ним связывают репрессии и гонения на Церковь. Но отметим следующее: огромный масштаб репрессий 37–38 гг. связан отнюдь не со Сталиным, который мыслил ограниченной спецоперацией против ленинской гвардии, а с интересами той же самой партократии, карательных органов и с устремлением троцкистов отвести удар от себя и, наконец, с низменными чувствами некоторых граждан, которые решали свои жилищные, служебные и личные проблемы»…
Теория заговора налицо. Может, доктор исторических наук забыл, что архивы спецслужб давно уже открыты (если не в России, то хотя бы в странах постсоветского пространства)? Вот пример (см. фото):
«Сталин не был агрессивным атеистом, как Ленин, Троцкий, Ярославский и прочие, склонные к извращенным издевательствам над Православием. Он не мешал, занимая позицию Пилата — умывал руки… Не забудем, что никто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин восстанавливал разгромленную Церковь в 1943 году и принял как данность открытие храмов на оккупированной немцами территории. В этом его великий личный вклад в сохранение Православия…»
Однако на встрече с рабселькорами 4 декабря 1928 года он одобрил начало жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Так, Сталин выражал свое восхищение проведенной в 1922 году кампанией по изъятию ценностей у Церкви и умелым сталкиванием церкви и голодающих:
«Нам удалось противопоставить религиозным стремлениям попов нужды рабочего населения. Вот имеются драгоценности в церкви, нужно их изъять, продать и купить хлеба. Чувства голода, интересы голода противопоставили религиозным стремлениям попов. Это была ловкая постановка вопроса. Это не против по теоретическим соображениям на попов пошли, а на основе голода, недорода, неурожая в стране. Драгоценности в церкви, дайте их, накормим людей, и против этого крыть нечем, возражать нечего, даже самому верующему человеку, — голод» (РГАСПИ Ф.558. Оп.11 Д.1112 Л.115. Цит. по Курляндский И. А. — Сталин, власть, религия. Москва. Кучково поле. 2011. С.85–86).
«Безусловно, с именем Сталина связана победа в Великой Отечественной войне и небывалое величие исторической России под видом Советского Союза. И, без преувеличения, в ряду маршалов Победы следует числить Иосифа Виссарионовича Сталина».
Любому выпускнику средней общеобразовательной школы известно, что к моменту начала нацистского вторжения силы Красной армии не имели достаточной концентрации у границ, а снабжающие склады и военные аэродромы, напротив, находились слишком близко к границе — в расчете на фантасмагорический сценарий исключительно наступательной войны на территории противника.
Еще один общеизвестный факт: в 1936-1938 гг. произошли фатальные для командного состава РККА репрессии, жертвами которых стали от 7 от 16 тысяч офицеров. Среди них были 412 представителей высшего командного состава, приговоренных к расстрелу. Неудивительно, что маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что репрессии 1937 года сыграли значительную роль в истории СССР:
«Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл» (журнал «Коммунист», 1988, № 9, стр. 88).
В своих оценках Василевский не был одинок: его поддерживали генерал армии А. В. Горбатов и маршал Советского Союза А. И. Ерёменко.
В заключение разговора о военно-стратегических дарованиях «отца народов» упомянем о его трусливом молчании с 22 июня по 3 июля 1941 года, когда крах Советского Союза казался ему совершенно предрешенной вещью: «Ленин оставил нам великое государство, а мы его просрали» (К. Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. М., 2006, стр. 296.; Куманев Г. Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 30–31).
Но красный диакон не унимается:
«Итак, великие грехи и великие достижения. У нас есть свидетельство, возможно, нуждающееся в проверке и в то же время, по-видимому, вероятное: Сталин незадолго до смерти исповедовался перед митрополитом Николаем (Ярушевичем). Возможно, исповедь была страшной, но она была принята. Его отпевали, причем отпевала вся Россия. И при его кончине, как сказал Патриарх Алексий, упразднилась великая нравственная сила. Да, это была действительно сила, к сожалению, в свое время, отошедшая от Бога и неизвестно, пришедшая ли к Нему в конце. Но, тем не менее, то, что защищал Сталин — это идея великого государства Российского, справедливости и правды, если не Божией, то человеческой. Но это отнюдь не противоречит Евангельским заповедям».
Оставим этот прекрасный миф об исповеди нового Диоклетиана без комментариев. Тем более, что никаких доказательств автор колонки не привел. Добавим лишь один факт: сталинизм осужден как преступный строй Вильнюсской международной декларацией, ратифицированной Парламентской ассамблеей ОБСЕ еще в далеком 2009 году.
P.S. Добавлю, что Славянский собор по сложившейся традиции посетит правящий архиерей — митрополит Челябинский и Миасский Никодим.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: