Как английский иудаизм гомофобию поборол

18 сентября 2018 Михаил Грозовский

Для начала несколько слов, почему так много внимания в моих текстах уделяется теме гомосексуальности, так много, что уже жена начинает задавать вопросы. Не знаю! Это с одной стороны. С другой, споры вокруг гомосексуальности, возникающие в современном западном обществе, за которым я с большим интересом наблюдаю, являются определенным тестом на прочность и лакмусовой бумажкой для церкви. Западная церковь очень забавно (в лучшем из смыслов) научилась приспосабливаться к гомосексуальности как явлению, на которое, очевидно, культура формирует большой запрос. За этим процессом приспособления, адаптации и принятия очень интересно следить чисто из научных побуждений, как за гигантским культурологическим экспериментом. Гомосексуальность — не единственный вызов современного секулярного мира, но вполне себе показательный. Вот и мне интересно: как церковь русская будет справляться с этим вызовом (очевидно, она его пока игнорирует — общество позволяет).

Так вот, к нашей теме. Служба главного раввина Британии выпустила интереснейший документ: «Забота о гомосексуальных детях. Руководство для иудейских школ».

Фрагмент из вступления к руководству:

«Приоритетом каждой школы является благополучие детей. В этом контексте уже на протяжении определенного времени многие школьные деятели и светские лидеры, а также многие раввины сообщали мне о том, что существует острая необходимость разработки официального руководства, которое признает существующую реальность, в которой живут многие гомосексуальные дети, о которых мы обязаны позаботиться. Хотя многие из этих учеников успешно учатся в иудейских школах, есть и другие примеры, в которых школьники оказываются глубоко несчастливы и сильно страдают от недопустимого отношения к ним и причиненной им душевной боли. Директора, учителя, светские лидеры и раввины чувствуют острую необходимость внедрения эффективных мер для предотвращения того вреда, который наносят детям издевательства, ругань и бесчувствие окружающих. Также есть необходимость предоставления необходимой пасторской поддержки тем, кто ищет ее, при этом в рамках норм галаха (иудейского закона), наших иудейских ценностей, нравственного облика и существующих законодательных требований».

Естественно, такое событие не осталось без внимания религиозной прессы и журналистов вообще. В замечательной еженедельной программе радио «Би-би-си» (нашим слушателям она может быть близка тем, что в ней постоянным комментатором выступает Константин Эггерт, например) вышел небольшой сюжет, посвященный этой теме, переводом которого хочу поделиться с вами.

Передача начинается с интервью с Джо Хаймана, гомосексуалиста, выросшего в ортодоксальной иудейской среде.

Хайман: «Я знал, что являюсь геем с ранних лет, попросту ощущал себя иначе долгое время. Мне никак не удавалось совместить это устремление с ценностями моей семьи, собственными представлениями и традициями нашего сообщества, которое мне было так близко. Я чувствовал себя одиноким и зажатым внутри общины, которую очень любил и старался быть ее участником, но не мог понять, как эта часть моей личности могла быть принята в этом пространстве.

Когда мне было 17 лет, я обратился в организацию за пределами Британии, которая предлагала способ полностью избавиться от моей сексуальной склонности, и в то время молодому запутавшемуся и одинокому подростку эта идея казалась вполне привлекательной. Все эти попытки исправить себя, впрочем, привели к тому, что я почувствовал себя еще более изолированным, я как будто потерял всякую надежду. Я ощущал, что внутри меня есть нечто радикально негативное, с чем необходимо расправиться, но при этом, я вовсе не имел представления, как следует поступить.

Все, что я узнавал, чем люди со мной делились в нашей общине, и через что я прошел в ходе репаративной терапии, свидетельствовало о том, что быть гомосексуальным — есть нечто отрицательное, с чем необходимо было окончательно покончить.

Думаю, что опубликованное руководство позволит сохранить многие жизни в иудейском сообществе и за его пределами».

Понятно, что Хайман приветствует появление подобного руководства, однако, очевидно, что оно может быть принято крайне негативно консервативно настроенными слоями иудейского общества, которые отказываются признавать разнообразие в сексуальной ориентации или гендерную самоидентификацию. В программе в этой связи также звучит голос Анджелы Эпстин, автора The Daily Telegraph и ортодоксальной иудейки.

«Эпстин: Думаю, что главный раввин продемонстрировал удивительную смелость, совершив подобный шаг, поскольку он старается сбалансировать противоположные ценности. Тора, положения которой он, несомненно, полностью признает, так как является ортодоксальным раввином, явным образом запрещает гомосексуальное поведение, если угодно. Но в равной степени, говоря на одном языке с ортодоксальными верующими, он формулирует в этом документе новые смыслы, делая акцент на такой центральной для иудаизма ценности как сострадание. Речь не идет о том, что мы должны или не должны судить других за их сексуальную ориентацию, а о том, как не превращать свое отношение в издевку над человеком. Речь идет о том, что надо понимать гомосексуалистов, кем они являются, что чувствуют, и как мы можем общаться. Например, в документе он цитирует кн. Левит: „не оставайся равнодушным к крови ближнего своего“ (в русской библейской традиции смысл стиха 19:16 совсем иной — М. Г.). Смысл этого стиха в том, что ты не должен оставлять человека в ситуации, которая угрожает его жизни, как об этом только что рассказывал Джо. Ведь у человека, которому приходится подавлять свою сексуальность, могут появиться суицидальные наклонности. Раввин говорит о том, что помощь такому человеку есть не просто благочестивое дело, но это очевидная обязанность, явно прописанная в иудейском законе.

Ведущий: Давайте не будем далеко уходить от кн. Левит, потому что главный раввин в предисловии к документу делает отсылки к библейским запретам и слову „мерзость“. В Левит мы встречаем призыв казнить людей, которые практикуют однополый секс. Разве вы не понимаете, что людям сложно одновременно признавать подобное строгое отношение и переживать по поводу фактов издевательств над гомосексуалистами?

Эпстин: Не думаю, что эти вещи взаимоисключаемы, хотя, конечно, это непростой вопрос. Главный раввин представляет интересы одновременно всех верующих, он говорит сразу со всей общностью иудеев. Эти концепции могут быть противоречивы в том смысле, что в Библии есть много фрагментов, про которые нельзя однозначно сказать, вот здесь черное, а здесь — белое. Ортодоксальный раввин никогда не скажет, что гомосексуальное поведение является приемлемым, потому что Тора, иудейский закон, книги Библии и другие книги иудейского закона, говорят о том, что это недопустимо в понимании иудейского закона, галаха. Но одновременно этим незыблемым ценностям он противопоставляет представление о том, что мы должны с состраданием относиться к людям…

Ведущий: Однако не лучше ли тогда попросту признать очевидную связь между столь строгим учением и культурным отрицанием и отторжением гомосексуализма, которое оно неизбежно порождает?

Эпстин: Раввин не может переписать иудейский закон. Если вы являетесь верующим, вы должны играть по правилам. Что он делает вместо этого — проводит очень тонкую линию различия… Он признает — смело, и мы должны аплодировать ему по этой причине, — что есть нарастающая обеспокоенность за некоторых людей внутри ортодоксального сообщества, чьи чувства подавляются, а вместе с этим возникают все те эффекты, о которых говорил Джо, и чувство потерянности, что может привести к более серьезным последствиям, упаси Бог, мыслям о самоубийстве.

Ведущий: Какую реакцию вы ожидаете со стороны более консервативных кругов?

Эпстин: Думаю, будет тяжело принять такое видение, тихо проглотить его. Однако, раввин призывает быть добрее, быть милосердным, сострадать, понять людей, не стоять в стороне от чужого страдания и не быть безразличным в ситуации, которая может даже привести к летальному исходу. Не так легко передать это ви́дение ортодоксальному иудею, который знает, что гомосексуальность является запретной темой. В полной мере два этих подхода примерить не получится, потому что, как вы верно заметили, они противоречат друг другу. Но идея здесь скорее в том, чтобы просто попросить человека не использовать термин „гей“ как ругательство, попросить понять человека, который испытывает подобные чувства, не быть вовлеченным в акты гомофобии, воздерживаться от травли — ведь все это в равной степени запрещено иудейским законом.

Ведущий: Вы думаете, кто-то вообще обратит внимание на подобное руководство в среде тех, кому в первую очередь адресован данный документ?

Эпстин: Надеюсь на это. Время выбрано идеально, ведь сегодня начало иудейского года. В эти дни мы думаем, как можем стать лучше, исправить себя, лучше относиться друг к другу, быть добрее, более сострадательными, и этот документ помогает реализовать как раз эти устремления».

***

Как вы сами относитесь к подобной инициативе главного раввина Великобритании? Считаете ли вы возможным, что русская церковь выпустит подобный документ? И нужен ли он в России?

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: