Как «оскорбленные чувства» победили свободу слова

14 февраля 2019 Егор Владимиров

14 февраля нынешнего года, когда по всему миру сотни миллионов будут заняты прежде всего устройством романтических свиданий, исполнится тридцать лет со дня выпуска одного из самых неромантических документов нашего времени — фетвы духовного лидера Ирана, в которой книга Салмана Рушди «Сатанинские стихи» признавалась богохульной, а сам автор — подлежащим смерти.

Фото: dw.com

Фетва аятоллы Хомейни вывела многовековую дискуссию о возможности «оскорбления чувств» художественным высказыванием на новый уровень (или вернула ее к истокам; тут кому как больше нравится) — в Европе Нового времени книги, безусловно, запрещали, но ограничивались уничтожением книг, а не их авторов: в Париже жгли «Письма к провинциалу» и «Философический словарь», а не Паскаля и Вольтера. И даже в печально знаменитых кострах мая 1933-го на площади Оперы горели «Трехгрошовая опера» и «Успех», а не Брехт и Фейхтвангер. Да и за несколько месяцев до «смертельной валентинки» в адрес Рушди христианские активисты пытались уничтожить копии «Последнего искушения Христа», а не самого Мартина Скорсезе или членов съемочной группы.

Смертный приговор, вынесенный за художественное высказывание, вызвал шок. Но за три десятка лет, прошедших с момента оглашения фетвы, ситуация изменилась, и то, что в конце 1980-х казалось непредставимым, сегодня считается многими вполне приемлемым. Подход духовного лидера Ирана, посчитавшего, что художественное высказывание может оскорбить чувства до такой степени, что правомерно будет убить автора (или как минимум подвергнуть его гражданской казни, лишив средств к существованию и привычного образа жизни), был с удовольствием взят на вооружение самыми разнообразными активистами вне зависимости от их верований; более того, такой же взгляд был распространен не только на художественные, но и на научные высказывания. И если три десятка лет назад фетва аятоллы Хомейни произвела шоковый эффект на общество, то сегодня, читая сообщения о том, что университетский профессор был вынужден нанять за свой счет охрану, так как ему угрожают убийством «оскорбленные» его научной позицией люди, уже не удивляешься — таких новостей становится слишком много.

В современном мире снова стало морально оправданным убийство «во имя идеалов». И совершенно неважно, каковы эти идеалы: те, кто убивает автора не понравившейся им карикатуры, так как она оскорбляет их религиозные чувства, или те, кто угрожает убийством автору научной статьи, оскорбляющей его феминистские, гомосексуальные или этническо-горделивые чувства, одинаково мерзки; между автоматчиками в редакции Charlie Hebdo и многочисленными social justice warriors, чем далее, тем более настойчиво требующими крови тех, кто осмеливается думать иначе, разницы нет никакой.

За последние три десятка лет мы стали намного более боязливы; мы боимся говорить о многих вещах, чтобы ни в коем случае никого не оскорбить — иначе можно лишиться как минимум привычного достатка, а как максимум — и жизни. Так что, хотя писатель Рушди, по его словам, и не ограничивает себя практически ни в чем, и даже ездит в метро (фетва при этом остается в силе, ее никто не отменял), он проиграл это сражение за возможность свободы высказывания. А вот сторонники аятоллы этот бой выиграли, с большим, значительным и очевидным перевесом.

Плакат на Тегеранском университете. Надпись: «Казнь Рушди будет приведена в исполнение»

От всех нас зависит, проиграли ли мы только этот бой — или проиграли и войну в целом, и нашим миром теперь будет управлять наглое, крикливое, агрессивное и удивительно… неумное активистское меньшинство всех мастей. Хотелось бы верить в то, что проигран только бой, а не война. Впрочем — время покажет.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: