Когда Бог — третий лишний
12 сентября 2022 протоиерей Павел Адельгейм
6 дек, 2010
«Входит Некто православный.
Говорит: теперь я — главный».
И. Бродский.
Бог становится лишним, когда подменяют задачу служения. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но послужить». Христос определил миссию апостолов как служение людям: «да светит свет ваш перед людьми» (Мф.20,28; 5,16). В этом служении церковь приносит качественные плоды. Бог бескорыстен и выражает Свою волю заботой о человеке (Ис.10-20). В отличие от Бога, церковная иерархия озабочена количественными показателями: недвижимостью, властью и поголовьем.
Авторитет церкви, формирующей уклад и мораль общества, оценивают неоднозначно. Когда исповедание веры сопряжено со смертельной опасностью и семенем христианства становится кровь мучеников, церковь расцветает силой духа. Сужаются границы, и углубляется духовная жизнь. Как хозяйка кладет в муку закваску, чтобы забродило тесто, так жертвенная любовь заквашивает общество: «огонь возжечь Я пришел на землю» (Мф.13,33; Лк.12,49).
Когда исповедание веры теснит идеология, государи крестятся и одаривают имперскую церковь, она богатеет имуществом и оскудевает духом. Светскую и духовную власть объединяет насилие. Ветхие архиереи требовали казнить Христа: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть». Предавая Христа на смерть гражданским властям, архиереи умывали руки: «нам не следует убивать никого» (Ин.19,7; 18,31). Позднее горят еретики на кострах, горят старообрядцы в срубах. Насилие становится традицией.
Брак Христа и Церкви омрачает роман архиереев с империей. Третий становится лишним. Интерес «на стороне» ведет к банальному «треугольнику». Лишним оказывается Христос: третий должен уйти. Оскудевшая любовью семья, как медь звенящая и кимвал бряцающий (1Кор.13,1). Словно дети разведенных родителей, народ ищет, с кем быть. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,21).
Лукавый союз имперской и церковной власти назвали «симфонией».
В заблуждение вводит двусмысленный термин «власть», обозначающий две различные природы. Государство является «аппаратом насилия». Христос запретил церкви насилие: «между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой» (Мф.20,2). Служение любви не сочетается с насилием. Объединяясь с государством в насилии и корысти, владыки забывают Христа. Тщетные попытки воплотить утопическую симфонию Христос разрубил: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22,21). Оправдывая преступления государей, иерархи сакрализуют имперскую власть и опираются на ее силу. Симфония развращает обе бюрократии, прокладывая путь в золотую клетку, а издержки нагнетают напряжение в обществе. В 1917-м оно вылилось в погромы храмов. Иерархи выбирают прежний путь, наступая на те же грабли. Народ безмолвствует.
Церковь призвана хранить дух Христов, отвергая насилие и корысть. Когда Христа не приняли в одном селении, ученики сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их? — Христос запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк.9,54-56).
Во внешней жизни Христос призвал учеников быть маяком для общества: «Вы свет миру, вы соль земли». Кому нужна соль несоленая? Епископу следует «иметь доброе свидетельство от внешних», не продавая первородство за чечевичную похлебку (1Тим.3,7). Нравственный авторитет церкви необходим государству и обществу. Он вырастает из этического и социального служения. В третьем тысячелетии РПЦ внедрилась в общественную жизнь, а государство раскрыло навстречу объятия.
Чьей пользы ищет социальное служение РПЦ: общественной или собственной?
Образование. Воскресные школы при храмах учат детей закону Божию. Традиция пришла с Запада. Воскресную школу М. Твен описывает в повести «Приключения Тома Сойера». Школа не вызывала симпатий у Тома. Он подчинялся заведенному порядку. Западная традиция на русской почве тоже приживается с разным успехом. Детьми занимается не клир, а приглашенные учителя.
По приходам возникают общеобразовательные школы и гимназии с религиозным просвещением в конкретных формах приходской жизни. Такое воцерковление сохраняет православную традицию и не противоречит светскому законодательству. Школ немного, они затратны и вырастают по инициативе «снизу». Открылись духовные семинарии и институты. Ежегодно собираются богословские конференции. Просвещение вызывает в христианском обществе живой интерес и приносит очевидную пользу.
Внедрение в светскую школу «спущенных сверху» Основ православной культуры и капелланов в армию усиливает клерикальное влияние в обществе и противоречит природе и конфессиональному укладу светского государства. Массовое влияние РПЦ остается поверхностным, не преображая языческое сознание общества. Население выражает идеологическую идентичность в знаковых словах и символах, не вникая в христианский смысл. В христианских терминах возрождается методика советской идеологии со всеми издержками.
Цензура, введенная РПЦ, контролируя содержание книг и СМИ, приносит доход издательскому отделу МП. Благословение на издание книг прибыльно. Ограничить издание книг и журналов в эпоху Интернета невозможно. Можно ограничить продажу книг в храмах и блокировать «неудобные» порталы.
«Межсоборное присутствие» ассоциируется с Предсоборным присутствием 1906 г., учрежденным для подготовки Священного Собора. Этот орган обсуждал и освещал дискуссии по проблемам, которые в 1917 г. рассмотрел Собор. Работа проходила открыто, вовлекая в обсуждение всех, интересующихся церковной жизнью.
Межсоборное присутствие отличает закрытость, характерная для новых структур. Обсуждение не публикуется. В дискуссиях участвуют 136 членов, подобранных церковной властью в основном из функционеров. По замыслу организаторов, они олицетворяют «полноту» церкви. В действительности, представляют разные идеологические группы РПЦ. Им советуют «во избежание слухов и нездоровых реакций воздержаться от публичности». Эта установка противоречит цели Присутствия и отвечает духу вяло текущего обмена мнениями. Привычный парадокс: Присутствие предполагает дискуссию в качестве основной формы работы и, скорей всего, утвердит заранее подготовленный документ, не отражающий мнения участников. Сравнение Межсоборного присутствия с Предсоборным 1906 г. выигрывает последний — работоспособный и квалифицированный орган, чего не скажешь о новой структуре. Итоговый документ примет, возможно, грамотные, но нежизнеспособные решения.
Реституция началась до принятия закона печальным опытом, прошедшим в Латвийской Православной Церкви МП. Протоиерей Янис Калныньш издал книгу «Latvijas Pareizticīgā Baznīca. Vēstures komentārs», Rīga, San Estera, 2007, где рассказал, как митрополит Рижский и всея Латвии МП Александр (Кудряшов) распродал возвращенную недвижимость. Многоэтажные дома в Риге и тысячи гектар земли проданы за бесценок. Церковь потеряла сотни миллионов долларов. Некоторые храмы снесли, другие приобрели адвентисты и пятидесятники. Изданы данные о продавцах, покупателях и судьбе недвижимости с фотографиями. Вселенские каноны лишают епископа сана за такое преступление (Седм.12). Разгневанный митрополит снял сан с протоиерея Яниса Калныньша, нарушив церковные правила. Обжалование осталось без ответа. Выяснилось, что первый этап реституции завершает второй этап: возвращенная недвижимость распродается в пользу частных лиц.
РПЦ приватизирует имущество, которое не принадлежало ей прежде. Изымаются кирхи, костелы и замки в г. Калининграде и области. Опираясь на государство, МП отнимает имущество, храмы и дома у православных других юрисдикций. Десятки храмов отняты у РПАЦ и РПЦЗ по завету Христа: «хотящему судиться с тобой, и взять верхнюю одежду, отдай и нижнюю» (Мф.5,40).
В 1921 году ЧК провела «изъятие церковных ценностей». Теперь мы видим изъятие из музеев культурных ценностей, имеющих историческое и национальное значение. В церкви мало специалистов, никто не берет ответственность за сохранность святынь. Многие погибнут или исчезнут в ближайшие годы по халатности хранителей. Виновных, как всегда, не найдут, спросить будет не с кого.
Устав РПЦ принят Архиерейским собором в 2000 г. без обсуждения и церковной рецепции. Устав не получил государственной регистрации. Он нарушает Конституцию РФ, ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях», Трудовой кодекс и 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
Устав запрещает клирикам и мирянам обращаться в органы гражданской власти и суд. Церковный суд учрежден с неопределенным статусом вопреки Конституции и 1-ФКЗ.
МП установила не правовые отношения в правовом поле РФ. Клирики отданы в крепостную зависимость епископам. Трудовые права граждан РФ закон защищает трудовым договором и в иных формах. Две категории граждан РФ лишены защиты трудовых прав: заключенные и клирики РПЦ. Сорок тысяч клириков — граждан РФ не защищены от произвола церковных чиновников.
Произвол заложен в Устав РПЦ принципом целесообразности (Устав 11,25). Это не канонический принцип. Каиафа приносит Христа в жертву «высокой» идее: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» (Ин.11,50). Жертвовать можно собой, а не другим. Иисус Сам приносит Себя во имя жертвенной любви. Результат, казалось бы, тот же: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем». Мораль разная: «горе человеку тому, имже Сын Человеческий предается» (Мф.26, 24). Человека нельзя использовать в качестве средства для достижения цели. Он является высшей ценностью творения и спасения. В лице человека отражен Лик Христов: «как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40).
Устав Прихода изменен Синодом в 2009-м без обсуждения и рецепции. Приход лишен инициативы в управлении, собственности и хозяйстве. Устав разрушает догмат о соборной Церкви, подвергает дискриминации граждан РФ и нарушает закон, учредивший «местную религиозную организацию» на основе «учредительства» и «добровольного объединения граждан» (ФЗ-125). Оба принципа нарушены:
1. «Учредительство» исключено из текста, а учредители — из Приходского собрания.
2. Упразднена «добровольность объединения граждан». Архиерею дано право разогнать Приходское собрание «единоличным решением и включить новых членов по собственному усмотрению». Приходское собрание возглавляло Приход. Устав заменил «высшую власть»: каждый приход возглавляет епископ. Независимость общинной жизни и свобода суждений пугают чиновников. Система, направленная на подавление человека и общества, не допускает свободного самоопределения от недоверия и страха утратить контроль. Архиерейское возглавление лишает свободы, подавляет и разрушает приходскую общину.
Приход расколот. Десять прихожан, утвержденных архиереем, составляют Приходское собрание. Сотни прихожан лишены возможности числиться в религиозной организации. Закон предоставил Приходу право собственности. Устав отнял собственность Прихода в пользу МП.
«Церковный суд» учрежден вопреки законам РФ, без обсуждения и рецепции и действует на основе «Положения о церковном судопроизводстве». Публично-правовой статус суда не заявлен и ставит под вопрос отделение церкви от государства. Под общепринятый термин «суд» нельзя подставлять неизвестное содержание. Устав передает ряд дел и граждан из гражданской юрисдикции в церковный суд, претендуя на партнерство с государством в осуществлении судебной власти.
Судопроизводство определяют существенные признаки, его raison d’etre [смысл существования]. Если Положение понимает суд не в юридическом смысле, оно обязано объяснить его смысл. Подсудные должны адекватно понимать предъявленные законодателями требования. В судопроизводстве мы вправе мыслить признаки, не противоречащие юридическому содержанию. Иначе под судопроизводством расисты могут понимать линчевание, а экстремисты — теракты.
Государство защищает права человека и гражданина. Церковные каноны мыслят право нелицеприятным, возлагая равное наказание за проступки, независимо от сана (Ап.8,51). Устав и Положение разрушают равенство христиан перед законом и судом: клирики и миряне равны, а епископы «равнее».
В Положении нет слова «правосудие», и его задача не поставлена (Ст.2). Источником права является воля епископа. Власть ему «принадлежит» и из него «проистекает». Нет перечня проступков и наказаний. Совесть судьи опирается на его личное мнение. Ответственности за свои решения епископ не несет.
Вопреки церковным канонам и светскому праву:
- граждане не равны перед законом и судом;
- суд закрытый, гласности нет;
- нет презумпции невиновности.
- общество не допущено в суд;
- подсудимый лишен права на отвод судей;
- нет права на защитника;
- присутствие сторон не обязательно.
- состязательности сторон нет,
- судья совмещает исполнительную и судебную власть, а также функции обвинителя.
В таком суде действует не правосудие, но произвол и осуждение невиновных.
Екклезиологическое неравенство епископа с клиром и мирянами разрушает единство Тела Христова. Учредительные документы РПЦ не считают епископа к «членам церкви». Приватизируя правовую власть, епископат подавляет клир и мирян, лишая свободы — обязательного условия любви, вне которой не обитает Дух Божий и не действует дух человеческий. Тот же формализм и подавление церковная миссия понесет в гражданскую жизнь.
Клерикализация приносит тактические успехи РПЦ, нагнетая напряженность отношений с обществом и другими конфессиями. Симфония нерушима, пока государство оказывает силовую и финансовую поддержку МП. Так будет недолго. Бюджетные вливания имеют положительные и негативные последствия. Материальная зависимость от государства, а не от прихожан, снижает интерес иерархии к пастве, в которой РПЦ все меньше нуждается. Надежда на Промысел Божий подменяется надеждой на сильных мира сего, и Бог становится лишним. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения (Пс. 146, 3). Тактические успехи временны и чреваты стратегическим проигрышем в ближайшем будущем.