Коронавирус и причастие: по вере вашей будет вам?

13 марта 2020 Алексей Плужников

В русскоязычном православном сегменте интернета в последние дни все более разгорается полемика по поводу посещения храмов во время эпидемии коронавируса в мире и главное — причащения, особенно с учетом того, что распространяется тенденция закрытия храмов и прекращения богослужений на время карантина.

Поднял этот вопрос протоиерей Дмитрий Смирнов, когда одна из русскоязычных прихожанок итальянского прихода спросила его, как быть с причастием, если храм закроют на карантин. (Напомним, что Италия, особенно ее северные провинции — главный очаг эпидемии коронавируса в Европе.) Смирнов в своем залихватском стиле посоветовал верующим РПЦ в Италии наплевать на приказы «безбожного государства» и собираться на литургии хоть тайно, по ночам, ради причащения.

В Италии действительно ввели карантины в храмах, один из клириков Московского патриархата сообщал на своей странице в фейсбуке, что служил вместе с маленькой компанией прихожан тайно литургию в день Торжества Православия, опасаясь рейда итальянской полиции.

В то же время высокое начальство, в лице митрополита Антония (Севрюка), сообщило, что духовенству предписано выполнять указания властей неукоснительно, чтобы помочь сдерживанию эпидемии.

В России эпидемии пока нет, как нет и карантина на посещение храмов, но Синод РПЦ уже выпустил документ по поводу коронавируса, в котором предписал использовать, в случае опасности эпидемии, «санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон», а также предложил употреблять одноразовые стаканчики для запивки.

Митрополит Иларион (Алфеев) даже высказал мнение, что в случае угрозы эпидемии «в некоторых случаях будут использоваться одноразовые ложечки для причастия».

В то же время известный архиерей УПЦ МП, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) выпустил обращение к пастве, в которой предложил свое оригинальное решение проблемы, например, с целованием икон: в Греции, пишет митрополит, верующие целуют «АЭР, то есть воздух, окружающий святой крест, икону, а также благословляющую десницу (руку) священнослужителя, веруя, что незримая божественная благодать, посылаемая Богом через церковные святыни и священнодействия, достигает тех, кто с любовью и страхом подходит к ним для поклонения». Митрополит благословил свою паству целовать этот самый аэр, в случае эпидемии, и приветствовать друг друга «„воздушным“ (бесконтактным) поклоном». (Напомним, что коронавирус, как и многие другие вирусы, передается воздушно-капельным путем, поэтому непонятно, чем поцелуи воздуха безопаснее поцелуев самих предметов.)

По поводу же причащения митрополит Ионафан предложил такое решение:

«В случае же опасного, широкого распространения коронавируса в нашем регионе, о чем должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, благословляю причащать таковых так, как в древности причащались в храмах все христиане, — по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова — раздельно.

Тело Христово при этом полагать на длань причастников. (В некоторых Церквах Антиохии (Сирия) евхаристический хлеб нарезают „соломкой“, немного омакивают ее край в чашу с евхаристическим Вином и затем преподают причастникам.) Кровь Христову можно преподавать в уста из металлических или одноразовых лжиц, кои приносят с собой причастники. К сему было бы хорошо иметь им с собой одноразовые емкости (стаканы) для пития воды, смешанной с вином, после причастия, и чистые платы или салфетки, дабы ими осушить уста».

Никто, правда, не объясняет, куда потом девать эти одноразовые лжицы — носить каждый раз свою с собой или оставлять в храме? Сжигать? А если лжицы пластиковые?

Но главный предмет спора остается: можно или нельзя заразиться через причастие.

Разумеется, большинство иерархов и священников, как «консервативных», так и «либеральных», настаивают, что заразиться через причащение Тела и Крови Христовых невозможно — грех даже так думать, это неверие, ад и погибель, а в качестве главного аргумента приводится известный — мол, священники после всех потребляют Дары и облизывают лжицу, и никто из них еще не заболел и не помер.

На «Русской народной линии», например, бушует известный питерский протодиакон Владимир Василик, который, по его уверениям, ни разу не заболел за 15 лет потребления Святых Даров:

«Почти 15 лет я предстою у престола Божия как диакон и протодиакон, регулярно потребляю Святые Дары после причащения мирян. Как известно, в храм приходят совершенно разные люди со многими заболеваниями. В среднем два раза в год в Петербурге случаются эпидемии гриппа и ОРЗ в целом. Ни разу после потребления Святых Даров я не заболел не то, что коронавирусом, но даже элементарным гриппом».

Василик выразил сомнение в существовании самого коронавируса и призвал всех как можно чаще причащаться:

«Не бойтесь никаких коронавирусов! Тем паче, я до сих пор не уверен, что этот коронавирус вообще существует. Возможно, имеет место информационная страшилка для управления послушными массами. Но даже если он и существует, смело идите в храм и причащайтесь Святых Даров. И помните, что в Церкви Божией у Святой Чаши Христовой, которая справедливо именуется „врачевством бессмертия“, для вас не страшны ни коронавирусы, ни любые иные болезни. Напротив, если вы желаете жить в здравии и долгоденствии, то почаще причащайтесь Святых Христовых Тайн в меру духовных сил, собранности и подготовленности», — подчеркнул протодиакон.

С «либеральной» стороны с питерским протодиаконом согласен и игумен Петр (Мещеринов) — через причастие заразиться нельзя:

«Не очень я понимаю невероятного объема и напряжения баталии про заражение через причащение. У нас что, коронавирус уже свирепствует?

Если вставлять свои пять копеек: сейчас церковный чин устроен так, что раздельное причащение каждого человека невозможно. Опыт (мой) свидетельствует о том, что через Чашу священники и диакона (во всяком случае) ничем не заражаются (во время эпидемий гриппа и проч.). История с отдельными лжицами на большом приходе мне представляется технически невозможной (на маленьких приходах, в больничных храмах это осуществимо).

Какой тут может быть выход? Или причащаться, или не причащаться, только и всего. Сейчас все совершенно свободны, и каждый в свою меру веры выбирает для себя образ действия», — написал отец Петр на своей странице в фейсбуке.

И другие священнослужители пишут подобное: через причащение заразиться нельзя, но правила гигиены и осторожность в храмах соблюдать все же следует.

И вот тут возникает немало «технических» и богословских вопросов, искать ответы на которые избегают практически все православные РПЦ, особенно клирики. Попробуем их вслух задать, не претендуя на ответы.

Во-первых, стоит для начала определиться с понятиями: что значит «заразиться через причастие»? Если имеется в виду, что никакой вирус не способен выжить в Теле и Крови Христовых (которые в Чаше видимо остаются хлебом и вином) или что вирус, если и попадает туда, но становится безвредным для человека, то тут ответ избирается, сугубо исходя из веры человека, — никаких настоящих доказательств ни у кого нет. «Я верю так — и точка, а кто думает иначе, тот идиот и мракобес/безбожник/нужное вставить».

Чтобы выяснить, можно ли заразиться непосредственно через Святые Дары, нужно было бы провести «кощунственный» научный эксперимент: взять здорового клирика (можно взять нескольких клириков для большего количества результатов эксперимента), поместить его в стерильную лабораторию, после освящения хлеба и вина запустить в Чашу вирус, дать священнику причаститься и потребить, а потом проверить — заразился он или нет.

Но, понятно, что так никто и никогда делать не будет, а иного способа проверить — есть ли вирус в самих Дарах, нету.

Другой вопрос: можно ли заразиться, облизывая общую лжицу во время массового причащения. «Безбожники» уверяют, что безусловно можно — так говорит наука, и что православные — мракобесы и невежды, если думают и верят иначе. Православные, и особенно священники доказывают, что и это невозможно — опять-таки приводя в пример лошадиное здоровье клириков, облизывающих после всех лжицу.

И вот тут хочу сказать, что отсылки клириков к своему «опыту» ни о чем серьезном не говорят. Я тоже прослужил больше одиннадцати лет и сам всегда причащал людей, и потреблял тоже всегда сам. Болел я не слишком часто, но время от времени, как все люди, у меня было ОРЗ. Проверить же, каким именно способом я заразился — на улице, в магазине, в духоте храма среди нескольких десятков человек (некоторые из которых могли быть больны) или через лжицу — невозможно. Опять-таки остается только верить, что не через лжицу.

Аргумент, что клирики должны были бы массово болеть и умирать во время эпидемий, если бы вирус передавался через лжицу, не слишком корректен — разве врачи туберкулезных больниц или врачи, работающие с больными во время эпидемий, заражаются и умирают массово? Нет, но определенный процент все равно и заражается, и умирает. Мы все постоянно живем в мире вирусов, опасностей, трогаем общие двери, ручки, поручни, постоянно обмениваем из рук в руки деньги… И вроде мы не умираем массово и эпидемии каждый день не множатся, но все же регулярно болеем, в зависимости от силы нашего иммунитета и других причин.

Я сам сталкивался не раз, что среди православных есть твердая уверенность, что не только через причастие невозможно заразиться, но и вообще в храме такая благодать, что там ну никак нельзя заразить другого — поэтому многие ходят в храм с насморком и кашлем или приводят больных детей, а потом еще возмущаются, когда «маловерные» стараются держаться от них подальше или вообще предлагают остаться дома на время болезни. (Особое возмущение таких сильноверующих вызывает священник-маловер, несогласный с их точкой зрения и отсылающий их домой лечиться.)

И вот тут и есть главный, нерешенный богословский вопрос — благодать и вирус, как они взаимодействуют, на каких условиях один сдает позиции другому. Если категорически невозможно заразиться через сами Святые Дары, то можно ли заразиться через целование Чаши, через лжицу, через вытирание общим платом губ? И дальше — через целование икон, руки священника или просто через пребывание в храме? Где та грань, за которой благодать сдает свои позиции вирусу? И вообще — есть ли между ними связь, или физика отдельно, духовное отдельно?

С одной стороны — причащаться предлагают во здравие души и тела, с другой — постоянно причащающиеся клирики не слишком пышут здоровьем: может, не так часто болеют ОРВИ, но страдают множеством других физических недугов: сердце, ожирение, болезни ног и проч. Не слишком-то им причащение дает здравия. Или благодать причастия распространяется только на защиту от вируса, а против ожирения или инсульта бессильна?

В итоге все сводится к тому, что никаких научных данных о связи благодати и вируса нет, а если такой вопрос и поднимается, то вопрошающего сразу же зашикивают верующие, обзывая его «безбожником» вроде Емельяна Ярославского и Евграфа Дулумана. Даже сам вопрос запрещен к постановке.

И остается одно: вера. Вера в силу благодати или в силу вируса. А вот даст ли Бог каждому по вере (верующим причастникам — здравие во время эпидемии, безбожным «науколюбам» — массовое вымирание без причастия) — это тоже вопрос веры. Научно сие никто не проверял.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: