Ковид и информационные войны на православном радио
3 июня 2020 Ксения Волянская
Вот некоторые ругают православных, которые упорно рвутся в храмы, подвергая риску не только себя и свои семьи (это их дело), но своих знакомых, соседей — по дому, по общественному транспорту. А откуда православные черпают информацию о происходящем? Как и все мы — из СМИ и соцсетей, а еще из мессенджеров. Но СМИ у нас и у православных разные. Стоит ли объяснять, что имею в виду не всех православных христиан, а только тех, для кого в религиозной идентификации прилагательное важнее существительного.
Давайте для примера посмотрим, как освещал тему коронавируса православный радиоканал «Воскресение», входящий в медиахолдинг Екатеринбургской епархии. Помню, когда я там работала, то периодически пыталась представить, а как воспринимают наши передачи малообразованные слушатели из глубинки, условная «красноуфимская бабушка». И порой мне казалось, что эта условная бабушка должна сильно страдать от когнитивного диссонанса. Потому что гость одного ведущего мог прославлять Сталина, а гость другого — разоблачать неосталинизм; один священник в эфире мог проповедовать самодержавие, православие, народность, а другой — говорить о христианстве в духе, который принято называть либеральным. Да, вот такой плюрализм мнений, хотя, безусловно, с явным преобладанием обскурантизма.
Порой руководитель медиахолдинга, архимандрит Дмитрий (Байбаков), запрещал говорить в эфире на некоторые темы, которые, с его точки зрения, могли внести смущение в умы, ибо были спорными. Так одно время было запрещено касаться Ивана Грозного, а потом упоминать отца Александра Меня — дабы не раздражать поклонников одного и ненавистников другого.
Но целом на радио царил и продолжает царить плюрализм в неких, ограниченных красными флажками, рамках, причем не то чтобы это было сознательной позицией — а просто никакой внятной редакционной политики не существует, «кто в лес, кто по дрова». Каждый ведущий сам выбирает себе собеседников, ориентируясь на свой вкус и интуицию, и если порой их мнения оказываются диаметрально противоположными — что ж, это проблема слушателей, которым нужно либо отключить мозг, либо признать наличие в православной среде разных мнений, что, вообще говоря, довольно таки чревато для устойчивости обыденного мировоззрения.
Итак — тема коронавирусной пандемии на епархиальном радио.
Священник Александр Рыков в передаче «Да будет с вами любовь» призывает с пользой потратить время в самоизоляции — на чтение Священного Писания. В этом же эфире как нечто самоочевидное подается мысль о том, что мир после окончания пандемии прежним не будет.
«Ситуация действительно серьезная, — говорит руководитель миссионерского отдела епархии и обличитель врагов Церкви и Отечества иерей Даниил Рябинин 26 марта в передаче „Точка зрения“. — Если мы пренебрегаем предписаниями, то завтра молитвенных собраний вообще не будет».
О батюшках, которых назвала ведущая и которые возмущаются антикарантинными мерами — «Максимов, Ткачев, Бабкин» — Рябинин высказался обобщенно: «батюшка бы лучше другими вещами занялся, видимо, у него не слишком получается», и призвал оказывать послушание Церкви и патриарху, «не умничать» и открыть «Известие учительное».
У той же ведущей прошел цикл бесед с священниками МП из других стран, которые рассказывали, как они служат в условиях локдауна.
Пламенный иеромонах Макарий (Маркиш) возблагодарил Бога за возможность совершать службу в самоизоляции — он видит огромную пользу от такого режима для молитвенного состояния.
Ведущая в передаче «Точка зрения» напоминает о режиме самоизоляции и необходимости носить маски.
Однако благостная картина послушания священноначалию, которое в кои-то веки частично совпало со следованием здравому смыслу, нарушается внезапной проповедью ковид-диссидентства в одной из передач цикла «Беседы о вечном». В конце мая военный священник иерей Владимир Первушин и ведущая Евгения Боярских обсудили информационные войны, любимую тему православных либералофобов.
Священник пугает некими загадочными неназываемыми противниками, которые «ходят вокруг нас как рыкающий лев, ища как бы нас поглотить», и возможностью войны.
«Уже 20-й год, а ничего не происходит… затишье… пора бы чему-то случиться… (..) Мы всегда видим, что накануне войны в одной стране за океаном экономический кризис. (..) Я не политолог, конечно, но корреляция налицо — все к тому идет, что опять что-то будет происходить. И опять будет Россия во всем виновата».
Страна, которая начнет войну, почему-то тоже не называется, хотя намек на Америку весьма прозрачен. Чего бы, казалось, бояться, почему не назвать врагов прямо? Но нет, риторика подобных передач —загадочность, невнятность изложения, допускающая самые широкие толкования. Призванная нагнать на слушателей страху и вызвать желание теснее прижаться к духовенству, такому умному, знающему и понимающему все опасные процессы, происходящие в страшном внешнем мире.
Даже коронавирус договорились не называть вслух, «набил оскомину». Ведущая возмущается, что люди боятся этой «якобы заразы». Восхищается некой «активной частью нашего русского народа, которые активно выступают и разъясняют эту ситуацию в соцсетях» и которых не допускают в СМИ.
И что же они разъясняют, эти загадочные люди? Опять какую-то невнятицу: «люди будьте бдительны, сейчас вас напугали до смерти, а потом вам будут давать бонусы, вот эти выплаты десятитысячные… будет происходить ситуация такая, что жизнь будет восстанавливаться… и как только народ успокоится — вот здесь и рванет. Потерявший бдительность народ — его уже можно брать голыми руками».
Наконец, что-то проясняется. В качестве примера патриотической активной части русского народа ведущая называет Сергея Алиева, православного активиста, почитателя запрещенного в служении неистового схиигумена Сергия (Романова). Алиев заслужил восхищение тем, что «не побоялся по всему городу — написал вот эти плакаты, выпустил за свои деньги — некоторые рвут эти плакаты, потому что стыдно смотреть правде в глаза». Откуда условной красноуфимской бабушке знать, что за плакаты расклеил по городу православный активист Алиев (см. иллюстрацию)? Опять туман, опять — «мы-то с вами знаем».
Еще упоминаются стихи неких ветеранов тыла, которые, судя по намекам ведущей, выразили возмущение отменой широкого празднования Дня Победы. Возможно, ветераны вдохновились художеством Алиева, ведущая постеснялась, а мы процитируем: «22 июня 1941 года! Наши деды вышли из домов бесстрашно на смерть ради внуков! 9 мая 2020 года — ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Внуки сидят по домам, опасаясь „коровьего вируса“ и переживая за свои жизни». То есть опять призыв наплевать на опасность и толпами ходить по улицам, заражая друг друга, в том числе и ветеранов тыла, находящихся в группе риска.
Священник осторожничает и только поддакивает собеседнице. Он предпочитает увести разговор в сторону от коронавируса, и с удовольствием рассуждает о темных силах, поднявшихся год назад против строительства храма в сквере у драмтеатра.
Однако ведущая упорно возвращается к болезненной теме самоизоляции, коронавирус именует «так называемым заболеванием» и возмущается, что его «все дико боятся, все начинают ходить в масках — и происходит это все в Великий пост!» Завершается разговор о ковиде сетованием, что народ не хочет верить мудрым православным активистам, «они (народ) хотят бояться, ведь нам же так говорят СМИ — что вот-вот-вот то, вот здесь так, а так, и не дай Бог там — ты ко мне не приезжай, ты подальше от меня держись, лучше там в полутора метрах. Но слава Богу, — радуется журналистка, — я обратила внимание, что люди уже очень многие маски снимают».
На этой позитивной ноте — священник спорить не стал, видимо, радуется отсутствию масок вместе с ведущей, — передача подошла к концу.
А на завтра в другой передаче слушателям напомнят о важности масочного режима и серьезности опасности. И как мозгам не закипеть? А мы потом будем удивляться отсутствию логики и здравого смысла у простых верующих. Хотя что говорить о верующих, у обычных граждан мозги зависают, когда их с одной стороны пугают штрафами за выход в «наружу» без респиратора и перчаток и устанавливают слежку за гражданами ради их же блага, с другой — какой-нибудь доктор Мясников вещает по федеральному каналу, что все «пустяки, дело житейское», не страшнее гриппа, мол, и вообще вирус «выдохся». Если идеологическую шизофрению провоцирует государство, то почему будет отставать РПЦ, верная его служанка партнерша и защитница соратница?..
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)